Для учеников 5-6-х классов игра как вид деятельности, в том числе и учебной, остается актуальной при выполнении ряда условий:
преобладание коллективных игр;
самостоятельная организация работы коллектива, распределение социальных ролей в группе;
постепенный перенос акцента с внешней стороны игры (азарт, победа, проигрыш) на содержательную с целью усиления положительной мотивации на изучаемый предмет;
переход от игр, в которых задает условия и ставит задачи учитель, к играм, где сами ребята определяют ряд условий, ставят перед собой и соперником задачи.
Выполнение этих условий позволит сделать игры органическим составляющим элементом образовательного процесса, учесть особенности внутренней самоидентичности учеников, оптимального влияния внешних условий на их развитие, а также подготовить ребят к новому этапу их развития – этапу критического, реального освоения окружающего социума.
В имеющейся литературе отсутствует устоявшаяся типология игр, используемых на уроке. Есть классификация по содержанию учебного материала: хронологические, картографические, культурологические игры и т.д.
Делят игровые задания и по форме мероприятия: разгадывание цепочки задач (кроссворда, чайнворда) на время и на правильность результата, соревнование (викторина “Что? Где? Когда?”), лото, инсценировка и т.д. Но мне более приемлемой кажется типологизация по месту игры в организации учебного процесса. С этой точки зрения можно выделить три основных типа: 1) элемент игры или игровой принцип организации части урока; 2) отдельное игровое задание; 3) урок-игра. Под заданием в данном случае понимается законченное действие или ряд действий ученика, подлежащих оценке учителем или другими школьниками.
Каждый из этих трех типов может включать разные виды игр и игровых заданий – и по содержанию учебного материала, и по форме игры.
1. Элемент игры или игровой принцип организации части урока.
Например, при ответе на поставленный вопрос учащийся ставит себя на место человека другой эпохи и отвечает от его имени, используются элементы инсценировки.
В теме “Вавилонский царь Хаммурапи и его законы” элемент игры используется при изучении законов Хаммурапи. Вначале ребята знакомятся с текстом законов, изучают их под руководством учителя (чтение и комментарии). Затем им предлагается представить себя судьями Вавилонского царства и разрешить конкретные ситуации. 2-3 ученика разыгрывают ситуации обращения в суд, а весь класс должен вынести решение в пользу того или иного участника на основании законов Хаммурапи.
Элемент игры часто используется при опросах. Например, в теме “Культура эпохи Возрождения” дается задание собрать “квартет” – 4 карточки, на которых изображены портрет деятеля культуры, описание его деятельности, картинка с изображением его произведения, фамилия и имя деятеля. Также при опросах используются такие игровые задания, как “четвертый лишний” и “соедини стрелками”. Эти задания при их внешне игровой форме достаточно эффективны для развития аналитического мышления школьников.
2. Игровое задание.
Например, решение кроссворда, головоломки; изготовление каких-либо поделок, связанных с изучаемым периодом; инсценировка отрывка из исторического или художественного произведения.
Один из наиболее распространенных видов игровых заданий на уроках истории – составление и решение кроссвордов. После выхода двух сборников кроссвордов Драхлера А.Б. (6) организовать решение кроссвордов на уроке стало относительно просто. Так как кроссворды Драхлера достаточно сложны по содержанию, учитывая психологические особенности данного возраста, целесообразно организовать решение кроссворда по группам на время с использованием всех имеющихся источников информации (учебник, тетрадь, атлас, словари и энциклопедии). Другой вариант – решение кроссворда дома с помощью родителей или товарищей.
Но больший интерес у учеников данного возраста вызывает составление кроссворда . Такое задание можно давать уже с первой темы курса истории древнего мира – “Жизнь первобытных людей”, но в произвольной форме и бессистемном отборе содержания. По мере формирования умения составлять кроссворд задание усложняется конкретизацией темы кроссворда и увеличением количества используемых понятий (например, по темам “Древняя Греция” и “Древний Рим”). При оценке учитывается точность формулировок, раскрывающих заданное слово, правильность и аккуратность оформления, соблюдение всех требований к составлению кроссворда. Особый стимул к созданию правильных и сложных кроссвордов создает то, что оценивать составление и разгадывать содержание будут твои же одноклассники. Поэтому дух соперничества заставляет искать сложные слова, правильно их описывать, не допускать ошибок при оформлении.
Работа с кроссвордами проводится систематически в течение всего 5 и 6-го классов, что дает свои результаты. К 7-му классу у учеников на хорошем уровне формируется умение составлять кроссворд. Большинство овладевает умением разгадывать кроссворд не только коллективно, но и индивидуально. Дальнейшее формирование индивидуального умения разгадывать кроссворд продолжается в 7-8-х классах.
На уроке по теме “В древних Афинах” используется следующее игровое задание: после рассказа учителя о планировке города, о занятиях горожан класс “перемещается” в афинский район Керамик, превращается в ремесленную мастерскую. Каждый мастер выбирает сосуд для определенного назначения из предложенной таблички, в течение определенного времени изготавливает его из пластилина, ставит клеймо, затем устраивается торговля на рыночной площади с представлением своего изделия и объяснением, для каких целей этот сосуд используется. Лучшие работы используются потом на игровом уроке по теме “Культура Древней Греции”.
На уроке по теме “Образование централизованного государства во Франции” инсценируется заседание Генеральных Штатов. По одному ученику назначаются представителями трех сословий. Они должны знать проблемы, права и обязанности своего сословия, реальное положение в составе Генеральных Штатов. Цель этого “заседания”, которое ведет учитель или кто-то из подготовленных ребят, – обобщить знания класса о социальной структуре Франции XIV века и о причинах недовольства третьего сословия.
3. Урок-игра.
Чаще всего такие уроки проводят для повторения и обобщения изученного материала. Игровая форма позволяет актуализировать достаточно большой объем учебного материала. Однако это могут быть и текущие темы, особенно при изучении культуры.
В 5-6-х классах часто проводятся следующие уроки в форме игры: “Жизнь первобытных людей”, “Древний Египет. Повторительно-обобщающий урок”, “Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок”, “Реформы Солона”, “Урок в афинской школе”, “Культура Древней Греции”, “Античная мифология”, “История древнего мира. Повторительно-обобщающий урок”. После перехода на концентры и “уплотнения” материала в 6-м классе пришлось ограничиться только повторительно-обобщающим игровым уроком по теме “Средние века в Европе”. Пример игрового урока по теме “Древний Восток” приведен в приложении.
Не претендуя на создание новых, ранее неизвестных видов игр, возьму на себя смелость высказать некоторые рекомендации по организации и проведению игровых занятий, по использованию игровых заданий и элементов игры на уроках.
Элементы игры и игровой принцип организации части урока эффективно использовать при изучении тем, которые требуют “вживания” в эпоху, когда ребенок пытается поставить себя на место человека другой страны и другого времени, пробует говорить от его имени. Это в первую очередь уроки по изучению культуры и быта народов разных цивилизаций.
Элементы игры помогают делать опрос более живым, интересным, даже увлекательным для ребят. И здесь огромную роль играет разнообразие игровых заданий. Даже небольшое новшество в оформлении ответов (составление графика, заполнение шаблона, осмысленная фраза, составленная из букв, обозначающих номера заданий и правильных ответов, и т.п.) повышает мотивацию учеников на качественное выполнение задания.
Необходимо усложнять игровые задания, привносить в них не только внешнюю новизну, но и содержательную (усложнение условия при составлении кроссвордов, инсценировка отрывка художественного произведения с продолжением диалога, придуманного самими учащимися).
При проведении игровых уроков необходимо четко продумывать систему оценок, штрафов и наказаний, правила определения победителей. Все эти моменты должны быть заранее и хорошо известны детям, иначе неудовлетворенность результатом, вызванная несогласием с оценками учителя или обидой на “плохое судейство”, может полностью нивелировать образовательный и воспитательный эффект урока.
Считаю принципиально важным включать в игровые уроки и такие вопросы (задания), ответы (алгоритмы выполнения) на которые не звучали непосредственно на уроках. Это расширяет кругозор, раздвигает рамки предмета, саму игру делает познавательной и развивающей способности ребят.
С этой же целью на игровых уроках советую разрешать ребятам пользоваться различными источниками информации и даже поощрять приносить на урок книги, справочники, энциклопедии, словари, в которых они могут находить ответы на вопросы по данной теме.
И последнее, иногда трудновыполнимое пожелание – соблюсти равновесие между внешней, организационной, и содержательной стороной игры. Чтобы увлеченность процессом (самое важное и интересное для ребят в игре) не заслонила собой содержание и интерес к нашему предмету (самое важное для нас, учителей).
Александр СЕЛЯНИН,
учитель истории лицея N1
Костомукша
Литература
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М., 1967.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
4. Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира. М., 1994; Сборник кроссвордов по истории средних веков. М., 1996.
5. Игры на уроках истории: Из опыта работы учителей //Преподавание истории в школе. 1989. N4.
6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.
7. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1989. N4.
8. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5-6-х классах //Преподавание истории в школе. 1987. N 4.
9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. N 1.
10. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. N 5.
11. Чорнобай П.Д. Групповое обучение на уроках истории // Вопросы психологии. 1997. N 5.
12. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
Приложение N 1
Из опыта организации игрового урока по теме “Древний Восток”
Подготовка игры. Класс делится на 3-4 команды в зависимости от количества учеников в классе. Каждая команда должна придумать себе название, связанное с историей одной из стран Древнего Востока. Выбирается капитан в команде, он носит титул правителя той страны, которую выбрала команда. Например, Египет – фараон, Индия – раджа и т.п. Домашним заданием команде, помимо повторения всего изученного по теме материала, является изготовление головного убора своего правителя. Игра рассчитана на 2 урока.
Оборудование. Парты для команд расставляются на перемене. На доске чертится (или вывешивается заранее подготовленное на ватмане) табло с названиями команд и графами для выставления набранных баллов. Вывешивается на доске карта “Страны Востока в древности”. На отдельном столе стоит рулетка, вокруг которой раскладываются карточки с вопросами.
Правила игры. После организационного момента учитель знакомит ребят с правилами организации и проведения игры. Вопросы разыгрываются с помощью рулетки, тематически вопросы разбиты на группы и написаны на карточках разного цвета. На обсуждение вопроса дается определенное время, отмеряемое песочными часами. При подготовке ответа разрешается пользоваться справочной литературой, картами, тетрадями, словарями. Поскольку время ограниченно, это тоже дает свой обучающий эффект, т.к. учит детей работать с источниками информации, свободно ориентироваться в них, а не просто механически запоминать набор информации. От команды отвечает на поставленный вопрос один человек, но в течение игры должны работать и отвечать все члены команды. За этим следит и назначает отвечающего капитан. За нарушение дисциплины учитель оставляет за собой право уменьшать количество баллов провинившейся команде. Ведущим игры является учитель.
Ход игры. Игру начинают капитаны команд. По очереди они раскручивают рулетку. После получения доставшихся карточек команда приступает по сигналу к обсуждению в группе и выполнению задания. По истечении времени представитель команды отвечает у доски. За полный, развернутый правильный ответ дается 5 баллов; за частичный или неполный ответ дается от 4 до 2 баллов; за неправильный ответ – 0 баллов. При неполном или неправильном ответе право дополнения дается членам отвечающей команды, если они не знают, другим командам.
Вся игра состоит из 9 достаточно традиционных заданий:
1. Географическое положение стран, работа с картой (описание положения и выделение факторов, влияющих на те или иные особенности исторического развития).
2. “Соединить стрелками” (работа с историческими понятиями).
3. Задание по контурной карте (расположение городов и других географических объектов).
4. “Почему так говорят?” (Объяснить крылатые выражения).
5. “Кто это?” (Определить, кому из правителей древности могли принадлежать эти слова).
6. Мудрость древних (объяснение изречений древних мыслителей).
7. Конкурс капитанов (вначале оценивается домашнее задание – выставляются баллы за головные уборы, затем капитаны должны съесть с помощью китайских палочек вареный рис из пиал на время).
8. Открытия и изобретения древневосточной цивилизации (по набору предметов необходимо определить, какое отношение они имеют к истории стран Древнего Востока. Предлагаются командам шелк, сахар, календарь, хлопок, компас, бумага, чай, шахматы, арабские цифры).
9. Жизнь и быт людей Древнего Востока (знание особенностей быта и культуры разных народов Востока).
Подведение итогов игры. Все члены команды, занявшей первое место, получают по “5”. Членам других команд оценки выставляют капитаны в зависимости от старания и вклада каждого участника в успех команды. Причем оценки выставляются от “3” до “5”. Неудовлетворительных оценок при такой форме проведения урока не получает никто. Это тоже повышает мотивацию ребят на участие в играх.
Комментарии