search
main
0

Аз, буки, веди. Классный час для шестиклассников «День славянской письменности и культуры»

Забота о возрождении отечественной культуры, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества. В общеобразовательной школе эту задачу должны выполнять не только учителя, но и сами дети. В нашей школе этим активно занимаются школьники. А День славянской письменности и культуры дает возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.

Цель: ознакомить с историей и особенностями праздника, собрать материал для классной газеты.Задачи: – расширить кругозор учащихся; – развивать личностные качества: нравственность,  память, мышление и  познавательную активность; – отрабатывать навыки проведения опроса, сбора и обработки информации; – воспитывать чувство любви и уважения к культуре  и  языку русского народа.Ход  классного часаУчитель: 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь  отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей  славян.Ученик читает стихотворение Ивана Бунина:Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданьяНаш дар бесценный – речь. Учитель: О чем это стихотворение, что прославляет Бунин в своем стихотворении?  (Ответы детей.)    Учитель: 30 января 1991 года постановлением президиума Верховного Совета РСФСР 24 мая объявлено Праздником славянской письменности и культуры.  Славянская письменность возникла в IX веке, около 862 года.  Святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют  имена этих святых.Показ учебника «Азбука» В.Г.Горецкого и др.Учитель: Что это за учебник? Чему учит эта книга? (Ответы детей.) Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей». (Читает ученик.) Как обучались грамоте в старину? (Ответы детей.) Всегда ли существовали буквы?  В это трудно поверить, но когда-то наши предки –  славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова алфавит и азбука. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая? (Работа с Толковым словарем.) Слова алфавит и азбука означают одно и то же: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное. В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку азъ, которая обозначает звук [а]. Азъ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» – «Я есть Бог».Имя второй буквы – буки. Она обозначает звуки [б] и [б,]. Буки – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.Сложите первую и вторую буквы. Что получилось? Азбука – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: аз и буки. Азъ + буки=азбука.Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. Альфа+ вита =алфавит.Аз, буки, веди… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кириллицей, стала основой письменности.Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы. (Ответы детей.) В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке. Назовите эти буквы. (Ответы детей.)Как же и откуда появилась наша азбука и почему ее называют кириллицей?В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата – Кирилл  и Мефодий.Сценка (показывают ученики)Автор: Все в школе казалось Кириллу  интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами.Кирилл: А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.Мефодий: Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.Кирилл: А почему у славян нет своих книг?Мефодий:  Потому что писать на славянском языке нельзя.Кирилл:  Как это? Вот я возьму и напишу «дом».Мефодий:  А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.Кирилл (кричит): Так я придумаю! Автор: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.Учитель:  Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки грубые и варварские, и писать на них нельзя!Кирилл:  Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам  буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.   Автор: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным  делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Учитель: В свое время существовала азбучная молитва  «Aз словом сим молюся Богу».  Она была обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону.  В этом издании молитва была напечатана вместе с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передан привычными нам буквами русского алфавита. Ученик читает текст. Текст раздается всем учащимся.Учитель: Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу.  Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской письменности и культуры или День памяти Кирилла и Мефодия. Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, но заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. У нас в стране есть много памятных мест, где можно поклониться святым братьям. Есть такой памятник и в Новосибирске. Еще в Новосибирске находится уникальное собрание славянских рукописных и старопечатных книг. Новосибирскими учеными было сделано много открытий и исследований в области славянской филологии и славянской культуры в целом. Новосибирск имеет великолепные библиотеки, хранящие сокровища славянской письменной культуры. В нашем городе День славянской письменности и культуры отмечается с 1990 года. В мае в Новосибирске проводятся научные и писательские конференции, книжные выставки, праздничные концерты. Ученики: По широкой Руси нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.Учитель: Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле, и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление. Учащиеся читают стихотворение балкарского поэта Максима Геттуева «Русский язык».Учитель:  Ребята, а в какой день у нас в России празднуется День русского языка? (6 июня, в день рождения А.С.Пушкина.)К сожалению, в последнее время наблюдается неуважительное отношение к русскому языку: очень часто нарушаются орфоэпические, орфографические, лексические нормы, употребляются сверх меры иностранные слова, ненормативная лексика. Мы подробно говорили об этом на уроках русского языка. Вы  принимали участие в  областном конкурсе «Экология речи», проводимом новосибирским областным фондом сохранения и развития русского языка «Родное слово».Учитель благодарит всех за участие. Распределяет задания между учащимися для сбора материалов в классную газету. ​Марина ПЕТРАШ, учитель русского языка и литературы Ильинской средней школы Доволенского района Новосибирской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте