search
main
0

Ая: Нельзя сильно влиять на мнение ребенка

Наша сегодняшняя героиня – Ая (Светлана Назаренко), солистка культовой группы «Город 312», обладательница уникального голоса, исполнительница всем известных хитов «Останусь», «Вне зоны доступа», «Девочка, которая хотела счастья», «Обернись», «213 дорог» и многих других. Когда-то она не побоялась оставить привычную среду, поставив многое на кон, а позже, будучи уже успешной исполнительницей, решила начать параллельно сольную карьеру. В ее характере смелость и умение начинать все заново. При этом оставлять коллектив Светлана не планирует именно в силу того, что верна друзьям и общему делу. Совсем недавно группа презентовала новый альбом «Здесь и сейчас». В преддверии его выхода мы побеседовали о творчестве, плюсах и минусах российского образования, верности национальным традициям и о том, к чему нужно стремиться начинающему вокалисту.

Ая. Фото из личного архива Светланы НАЗАРЕНКО

– Светлана, известно, что ваш псевдоним Ая – это производное от вашего никнейма в ICQ Alarmiya. А почему вы взяли именно этот псевдоним? Какой смысл был в него вложен?

– Изначально, когда мы завели ICQ, было важно, чтобы ники не повторялись. Много было Свет, Маш, Дим, Лень… Но тем не менее у Дмитрия, Маши и Лени ники прошли – они были незамысловаты: у Димы – DIM и так далее. А Свет оказалось настолько много, что к нику пришлось бы что-то прилеплять. И я подумала: «Так, все-таки ICQ – это шумная коммуникация в принципе, как и любая соцсеть. Она заставляет отвлекаться от текущих дел. А Alarm в переводе с английского – это «сигнал», «сигнализация», «будильник». Поэтому мне показалось, что Alarm и производная от него Alarmiya будут очень подходить моему аккаунту. Потом сократили до Aya, и все. И получилось так, что, когда люди стали узнавать о нас, о нашем творчестве, они стали идентифицировать меня по никнейму Aya. И было бесполезно объяснять: «Вы знаете, я на самом деле Alarmiya…» Мне достаточно того, что в Кыргызстане меня знают как Светлану Назаренко. И они не расстраиваются, когда узнают, что меня в России называют Aya.

– Расскажите про вашу дочь. Вы говорили, что она по образованию дипломат, но по специальности не работает. Чем она занимается?

– Она очень творческая личность, притом скромница. Умница, трудяга, замечательный человек. Моя дочь – это самое большое достижение в моей жизни. Она родилась именно такой, о какой я мечтала. В детстве я называла ее олененком Бэмби. Я хотела, чтобы у меня родился ребенок с карими глазами, длинными ресницами, все исполнилось. И честно говоря, я думала, что она вырастет трудным ребенком, потому что она была настолько неусидчивая, подвижная, постоянно дралась и кусалась, что можно было легко сделать подобный вывод. Кстати, исходя из своего опыта, могу дать совет тем родителям, которые видят, что их ребенок неуправляемый: не думайте, что, когда он подрастет, вам будет с ним сложно. Может выйти совсем наоборот. Моя дочь окончила школу с медалью, поступила на бюджет в МГИМО без финансовой помощи родителей, никто над ней не сидел, не заставлял и не давил! А насчет работы – она занимается сейчас тем, чем занимаются все: пытается удержаться на том месте, которое есть, потому что времена нелегкие. Она на протяжении двух лет изучала историю Польши, ее язык, параллельно изучала английский и украинский языки, но на втором году ее обучения совершенно испортились отношения с Польшей. А сейчас так вообще дипломатия будто бы перестала существовать. Оказалось, что моя дочь получила образование по не существующей ныне профессии.

– Довольны ли вы уровнем образования вашей дочери? Как вы считаете, возможно ли в России получить достойное образование? Отправили ли бы вы дочь (при ее желании) учиться за границу?

– За границу я бы ни в коем случае ее не отправила: я очень не хочу, чтобы моего ребенка переделывали под западное понимание жизни. Не говорю, что это плохо. Просто хочу, чтобы она была на одной волне со своими соотечественниками, со своими предками, чтобы она не теряла то, что в ней есть от ее корней. Мне важно, чтобы она сохранила то, что есть у нас, то, как мы любим свои традиции и при этом уважительно относимся к людям других национальностей. Моя дочь родилась в Кыргызстане, взяла от нее, от республики, которая есть и остается многонациональной, самое лучшее.

– А чем может навредить западное образование?

– Перед моими глазами сейчас много примеров семей, где родители потеряли связь со своими детьми из-за разницы взглядов на мир, на жизнь в целом. Я не хочу терять связь со своим ребенком. К тому же образование, которое она получила, очень хорошее. Когда мы перешли в новую школу, переехав из Кыргызстана, я, находясь на собрании, старалась не «отсвечивать» как мама. Потому что мою дочь всегда отмечали перед всем классом и говорили: «Смотрите, она приехала из Кыргызстана, а как у нее правильно поставлена речь». Она была и остается человеком, который умеет правильно строить предложения, который много читает.

Учебные заведения бывают разные, но в каждой отрасли есть величайшее, к обучению в котором надо стремиться. В России их достаточно много для выбора. Так что я не могу ругать российское образование. Могу покритиковать то, что мы его теряем в некоторых моментах, мы теряем специалистов. Перестаем уважать и ценить их. Но сейчас, я думаю, грядут перемены: пересмотрят большинство образовательных вопросов, решат проблемы, связанные с ЕГЭ (моя дочь оканчивала школу по ЕГЭ, и я не понаслышке знаю все его минусы).

– Опишите их, пожалуйста.

– Я бы сказала, что ЕГЭ в целом – это не проверка знаний. Все-таки, когда была система «учитель – ученик», когда было живое общение, хотя и присутствовал человеческий фактор, можно было намного лучше оценить знания школьника. Сужу по своему ребенку. Ей, чтобы поступить в МГИМО, пришлось сдавать огромное количество экзаменов ЕГЭ просто для набора баллов. ЕГЭ стирает индивидуальность и возможность самостоятельного определения профессии и специальности.

– А какую роль играет совет родителей, когда ребенок выбирает профессию после основного общего образования? Нужно слушать советы или стоит поступать по-своему?

– Мне кажется, родители в общем и целом должны объяснять ребенку, как влияют наличие или отсутствие высшего образования, выбор его направления на будущее отпрыска. Сейчас более востребованы те профессии, которые раньше были совершенно бесполезны, – это факт. Тем не менее всякий родитель имеет свой жизненный опыт. Плюс кто, как не родители, знает свое чадо? Его привычки, склонности, интересы. Они имеют возможность направить, подсказать ему подходящее востребованное направление. Сейчас, к сожалению, пренебрегают людьми, проработавшими в какой-то области большое количество лет, имеющими бесценный профессиональный опыт. Дети, смотря на то, что происходит вокруг, тоже пренебрегают советами. При этом родители не должны давить на своих детей.

Хорошо начать с ними общение с бытовых тем и закончить тем, что касается профессии. Общаться в манере «А что тебе интересно?», «Что ты считаешь перспективным?» и т. д. Или просто делиться своим опытом в ненавязчивой форме, определять плюсы и минусы всех профессиональных направлений.

– Какое наставление вы бы дали начинающему вокалисту?

– Все зависит прежде всего от человека. Если вам кажется, что у вас отсутствует усидчивость, то прорабатывайте эту сторону личности. Если вам кажется, что вы для вокалиста недостаточно образованны, то занимайтесь самообразованием и идите учиться по специальности. Если вы считаете, что вам не хватает голоса, занимайтесь, развивайте голос. Если у вас нет слуха, то лучше не заниматься вокалом. (Смеется.) Я думаю, что сначала лучше всего понять, насколько вы подходите под выбранную вами профессию. И только потом начинать к ней идти. А самое главное – нужно много и хорошо работать!

– Известно, что ваш любимый стиль в музыке – это босса-нова. Скажите, почему он вам нравится?

– Когда я пытаюсь пошутить на эту тему, говорю, что в прошлой жизни я была босса-новой. Это тот самый стиль, в котором, как мне кажется, есть то, чего не хватает моему характеру. Некая отрешенность. Причем мне кажется, что он обладает и абсолютной уникальностью, что он полностью отвечает за ту местность, откуда он произошел. Мне кажется, это очень самобытный, уникальный и независимый стиль.

– Кстати, о независимости. Светлана, скажите, трудно ли было расставаться с родным городом, становиться от него независимой? Какие чувства и мысли наполняли вас в этот период?

– Было бы странно, если бы я сказала, что тот период вышел совершенно спокойным. Хотя некоторые мои коллеги, музыканты «Города 312», покидая в целом Кыргызстан, по их словам, хорошо и быстро ассимилировались в Москве. Москва для них максимально комфортна, они принимают и понимают этот город. Однако у меня отношения с Москвой трудные, и при всем моем восхищении и уважении мне не всегда в ней комфортно, до сих пор не могу привыкнуть к огромным расстояниям, к тому, что Москва забирает у меня все силы и невероятное количество личного времени. Создается ощущение, что жизнь в Москве не то что бежит, она мчится! Она мелькает, даже если ты понимаешь, что сделал очень большое количество дел за день, ты не удовлетворен. Я не успеваю за ритмом этого города. Помимо этого мне кажется, что я постоянно нахожусь в большом перенапряжении. Москва – это город, для которого требуются огромные ресурсы: моральные, физические и материальные. Поэтому, уезжая (а я временно оставляла в Кыргызстане семью, близких, друзей), я проживала этот период очень сложно. Я ведь даже не знала, как сложится моя жизнь здесь, что будет со мной и моим творчеством. Быть может, мне пришлось бы вернуться ни с чем. В конечном итоге Кыргызстан, мой родной Бишкек так и остались со мной, я бываю там очень часто. Так что момент прощания с родной страной, родным городом не произошел и, уверена, не произойдет. Я счастлива, что земляки не перестают нами гордиться.

– Жизнь артиста насыщенна и трудна, вы знаете это не понаслышке. Скажите, как вы отдыхаете, где? Часто ли бываете «вне зоны доступа»?

– В этом году я успела съездить на Иссык-Куль, правда, там я отдыхала аскетически – была в не очень обитаемых местах, пыталась побыть сама с собой. И с дочерью. Случилось очень правильное, очень нужное уединение. Успела на три дня заскочить к близкой подруге, и мы даже умудрились перемыть всем кости. Так что все хорошо. Несмотря на то что отпуск был вдвое короче, чем у остального коллектива, я свой план выполнила.

– А что касается планов творческих? Вы говорили, что формат ваших песен, исполняемых сольно, отличается от репертуара «Города 312». В чем отличия?

– Сольный репертуар отличается тем, что в нем преобладает женский взгляд на мир, на простые, казалось бы, вещи. Для «Города 312» репертуар пишут в основном наши мужчины, Дмитрий и Леонид Притула. Их взгляд менее эмоциональный или скорее не настолько, насколько мне хотелось бы. Я более импульсивная, контрастная, а у ребят приглаженный взгляд. Женская натура сама по себе ведь содержит широкую палитру – от слез до истерического смеха. Если вы видите перед собой спокойную и уверенную в себе женщину, знайте, она много над собой работала. Или она изначально интроверт. «Город 312» – это более спокойная, приглаженная сторона моего творчества.

Когда я понимаю, что вся моя энергия расходуется по полной, что буквально не остается ни капли, переходящей в негатив, только тогда мне кажется, что я живу полноценно.

– А, кстати, как было принято решение начать сольную карьеру?

– О начале сольной карьеры я стала подумывать, когда увидела, что ребята из «Города…» попутно занимаются какими-то своими творческими делами, например пишут песни в другую сторону. Мне стало просто необходимо применять свои силы и в другом направлении. Чтобы не сойти с ума.

– Но окончательно оставлять коллектив вы не планируете?

– Я буду до последнего шагать с коллективом, потому что я своих не бросаю. «Город 312» – это мой ребенок настолько же, насколько и других основателей коллектива. Пока я нужна коллективу как вокалистка, я буду рядом. И я никогда и никому не позволю меня считать «суррогатной матерью» наших песен.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте