search
main
0

Авторские методики Жить вместе, но сохранять индивидуальные черты

Окончание. Начало в N 45

Тема “Права национальных меньшинств”

Опыт показывает, что в обществе, где сосуществуют несколько культур, наиболее эффективным способом построения государством справедливой, мирной и объединенной нации является проведение такой политики, которая дает возможность членам этнических, религиозных и языковых меньшинств сохранять отличающие их характерные черты.
Капоторти

Понятие “национальные меньшинства”

В мире еще очень много многонациональных государств с нерешенными проблемами межэтнических отношений. И Россия лишь одно из них. Национальный состав постсоветской России оказался намного сложнее, чем во времена СССР, потому что помимо формальных национально-территориальных образований (автономных республик, областей, округов и т.п.) появилось множество “национальных меньшинств”, правовой и социальный статус которых по сей день остается неясным.
В международных актах выделяют обычно две группы меньшинств: 1) “племена”, “коренное население”, “народы, ведущие традиционный образ жизни” и 2) собственно “меньшинства” (малая этническая группа на фоне доминирующей национальности). В международном праве понятие “национальные меньшинства” не имеет четкого определения. Чаще всего меньшинством считается расовая или этническая группа, отличная от численно доминирующей. Например, цыгане везде составляют этническое меньшинство. Однако статус меньшинства не всегда связан только с количественными характеристиками, а может определяться и тем, кто именно обладает политической властью и чей язык и культура являются доминирующими в государстве. В этом случае как меньшинство необходимо рассматривать расовую или этническую группу, отличающуюся от политически доминирующей. Численность русского населения в государствах Балтии за последние годы уменьшилась лишь ненамного, но в Советском Союзе никто не рассматривал их там в качестве этнического меньшинства. Теперь же этот статус кажется вполне очевидным.
Национальные меньшинства, как правило, малочисленны, потому что они представляют лишь часть своего народа (нации), они “оторвались” от основного этнического массива и живут в окружении других народов, они формируются в результате тех или иных перемещений, миграций, вызываемых, как правило, политическими причинами; не случайно многие из национальных меньшинств современной России – беженцы из бывших республик СССР.

Право наций на самоопределение

Меньшинства находятся под специальной защитой международного права. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах гласит: “В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами этой группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком”.
Защита прав национальных меньшинств неразрывно связана с правом народа на самоопределение, которое составляет фундамент права народов (право третьего поколения). Права народов – это система международно-правовых норм, регулирующих права и обязанности народов (государств) как субъектов международного права. Безусловно, уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным традициям и представлениям.
Принцип самоопределения народов и наций – это право народов и наций, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Это очень актуальная проблема для международного сообщества – как совместить право народа на самоопределение и право государства на сохранение своей территориальной целостности. Принцип территориальной целостности означает полный суверенитет государства над всей его территорией. Этот принцип – важнейший в международном праве и регулирует отношения между государствами. Поэтому согласно уставу ООН государства обязуются уважать территориальную целостность друг друга и не предпринимать каких-либо действий, представляющих угрозу для их территориальной целостности. Это понятие тесно связано с такими понятиями, как суверенитет, невмешательство во внутренние дела, уважение международных границ. Принцип территориальной целостности – одна из основ существующего миропорядка.
Борьба национальных меньшинств за свои права очень часто приобретает формы крайнего национализма. Национализм этнических меньшинств часто зарождается как культурное движение, как желание сохранить свой язык и культуру. Однако в дальнейшем культурный национализм перерастает в политический, особенно когда выясняется, что за национальные (этнические) права надо бороться. В связи с этим проблемы национальных меньшинств представляются неразрешимыми. Они борются за создание все более и более мелких собственных национальных государств – курды, тамилы, ирландские протестанты, эритрейцы и т.п.
Право на самоопределение народа (вплоть до отделения и образования самостоятельного государства) и право многонационального государства на сохранение и защиту своей территориальной целостности зафиксированы в самых важных международных документах. Но, взятые вместе, они вступают в острое противоречие как между собой, так и с принципами демократии и гуманизма. Разрешение данных противоречий на практике и в международно-правовых документах еще впереди.

Положение национальных меньшинств в России

Важнейшим условием развития демократии в России, обеспечения политической и социальной стабильности страны является поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В нынешних непростых условиях, когда уровень межэтнических трений и противоречий в ряде регионов России весьма высок, а положение некоторых меньшинств усугубляется экономическими сложностями и трудностями, требуется активизация российской национальной политики в целях предупреждения и недопущения перерастания межэтнических споров в вооруженные конфликты, а также устранение причин, их вызывающих.
В состав Российской Федерации входят многочисленные национальные меньшинства. Некоторые из них образуют субъекты Федерации, другие имеют территориальные автономии, третьи (в силу разных причин) могут пользоваться лишь преимуществами культурной автономии. Однако большинство этносов проживает не только внутри своих территориальных автономий, но и в других регионах России.
В 1996 г. впервые в истории России наличие национальных меньшинств было удостоверено официально в Законе “О национально-культурной автономии”. Впервые в рамках федерального закона были регламентированы права национальных меньшинств, не имеющих в пределах РФ своих государственно-территориальных образований или в большинстве своем проживающих вне таковых. При Правительстве РФ создается Консультативный совет (совещательный орган, действующий на общественных началах), который представляет и защищает в органах государственной власти РФ культурные и социальные интересы этнических общностей. Совет должен участвовать в подготовке федеральных программ в области сохранения и развития национальных языков и национальной культуры, участвовать в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям.
Представители этносов, имеющих в составе РФ свои национально-государственные объединения (татар, марийцев, калмыков и т.п.), национальными меньшинствами обычно не считают, хотя они и живут на русской этнической территории. Такой подход, по мнению специалистов, является уязвимым, т.к. подспудно ограничивает право на свободу передвижения; негласно подразумевается, что если народ имеет свою национальную республику, то он должен жить в ней, ибо, живя вне ее, он теряет свой национальный статус. Вместе с тем из “духа” закона о национально-культурной автономии следует, что народ, живущий вне своей территориальной автономии, имеет право создать национально-культурную автономию в масштабе РФ и пользоваться поддержкой федеральных властей.
Основополагающие права меньшинств – право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать свой язык, участвовать в работе государственных органов и др. Основной формой реализации прав меньшинств в условиях современной России стала национально-культурная автономия.
В соответствии с ч.3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание государство обращает на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст.4 Закона о языках народов Республики Хакасия определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.
Российская Федерация старется оказывать моральную, материальную и организационную поддержку соотечественникам, живущим за пределами России. Так, 15 мая 1992 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования государств – участников СНГ, которое предусматривало содействие удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническими группам, в том числе создание условий для получения образования на родном языке, оказание взаимной помощи в обеспечении и разработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп. Однако положение русскоязычного населения на территории бывших союзных республик СССР, как правило, не отвечает этим принципам. Особенно тяжелое положение сложилось в странах Балтии.
Иногда с целью обеспечения прав меньшинств заключаются двусторонние соглашения. Так, в 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Туркменистан был подписан договор о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского – в Российской Федерации.
Решение проблемы обеспечения прав меньшинств предполагает и противодействие активизировавшимся в последнее время в российском обществе силам, проповедующим идеи шовинизма, ксенофобии и агрессивного национализма. Исходящие от этих сил идеи и призывы к борьбе с “инородцами” несут с собой угрозу не только проживающим в России меньшинствам, но прежде всего территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Права коренных малочисленных народов

В ст.69 Конституции РФ впервые на конституционном уровне установлены гарантии прав коренных малочисленных народов, населяющих нашу страну. Коренными малочисленными народами современная наука признает народы, считающие себя самостоятельными этносами, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и традиционный способ хозяйствования. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др. Ввиду своей малочисленности некоторые из них находятся на грани исчезновения. Коренные малочисленные народы обладают рядом черт, которые сближают их с национальными меньшинствами. Однако в отличие от последних названные народы не имеют государственных образований за пределами России или не имеют их вообще.
Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров. Особо необходимо отметить Конвенцию Международной организации труда “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” (1989 г.), которая была разработана с учетом того, что коренные малочисленные народы находятся в более трудном положении, чем другие народы, из-за промышленного освоения их территорий без учета социальных, экономических, экологических и культурных последствий. В конвенции наиболее полно отражено все то, что необходимо для обеспечения выживания коренных малочисленных народов, сохранения и развития их традиционного образа жизни, культуры и языка. В ней гарантируются их права и устанавливаются обязанности правительств по защите этих прав. В частности, таким народам в соответствии с конвенцией гарантируются: право выбирать собственные приоритеты в процессе своего развития; право участвовать в подготовке, осуществлении и оценке планов и программ, которые затрагивают их интересы; право на сохранение собственных обычаев и институтов (если они не противоречат правам, установленным в национальном законодательстве и международных актах); право собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают; право на создание собственных учебных заведений. На них также распространяются все другие политические, экономические, социальные и культурные права, установленные в международно-правовых актах.
На правительства, участвующие в конвенции государств, возлагаются обязанности содействовать полному осуществлению социальных, экономических и культурных прав коренных малочисленных народов, проводить с ними консультации (в частности, через их представительные институты) в тех случаях, когда принимается законодательство, затрагивающее их интересы; создавать условия для развития собственных учреждений; совместно с ними осуществлять меры по защите и сохранению окружающей среды территорий, которые они заселяют; обеспечивать этим народам должное медицинское обслуживание или предоставлять им ресурсы для его осуществления; принимать меры для сохранения и развития языков коренных народов и др.

Антонина ДАНИЛОВА, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте