search
main
0

Авторские методики Потребитель -это король

Пояснительная записка
Настоящий курс нацелен на формирование у школьников устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке и защиты своих прав в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Такой подход позволяет воспитать не только активного и образованного потребителя, но и цивилизованного и добросовестного предпринимателя. Программа рассматривается как составная часть курса “Граждановедение” и предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Здесь экономические процессы и явления изучаются с позиции потребителя.
В 5-м классе школьники получают начальные сведения о потребительском рынке, важнейших правах потребителя. Приобретают первый опыт защиты своих прав (участвуя в деловых играх, посещая предприятия торговли, бытовых услуг и т.д.).
В 6-м классе основное внимание сосредоточено на праве потребителя на информацию и применение этого права в повседневной жизни. Рассматриваются доступные и необходимые для потребителя источники информации, выясняется значение информации о продавце (изготовителе, исполнителе) и предлагаемых товарах (услугах, работах).
В 7-м классе предусмотрено изучение права потребителя на качество и безопасность товаров и услуг. Внимание школьников акцентируется на таких вопросах, как рациональное поведение потребителей при покупке различных видов товаров и услуг, права потребителей в случае приобретения товаров с недостатками и при обмене качественных товаров, роль договора в регулировании взаимоотношений потребителя и исполнителя работ и услуг. У учащихся формируется умение анализировать информацию, содержащуюся в договорах об оказании тех или иных услуг, оформлять претензии, развиваются навыки по защите своего права на качество и безопасность товаров и услуг.
В 8-м классе подробно изучается право потребителя на государственную и общественную защиту. Учащиеся знакомятся с системой государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей, с оформлением необходимой документации, если дело дошло до судебного разбирательства (в соответствии с законодательством Российской Федерации). В 9-м классе систематизируются знания и умения школьников в области защиты прав потребителей.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: деловые игры, решение тестов, задач и проблемных ситуаций. Однако приоритет отдается именно активным формам проведения занятий.
В пособии кратко изложено основное содержание изучаемого материала, сформулированы достаточно подробные рекомендации по организации и проведению уроков, приведен список литературы, которую может использовать учитель.

5-й класс
Тема 1. Потребительский рынок
(2 часа)

Чему должны научиться школьники
1. Понимать сущность рыночных отношений, содержание понятия “рынок”.
2. Объяснять содержание понятий “товар”, “услуга”, “работа” и находить их примеры в реальной действительности.
3. Понимать, кто такой потребитель.
4. Различать понятия “продавец”, “изготовитель товаров”, “исполнитель услуг”.

Основные понятия: рынок; товар; работа; услуга; потребитель; продавец; изготовитель товаров; исполнитель услуг.

Краткое содержание изучаемого материала
Тема включает изучение основных понятий, связанных с деятельностью потребителя.
Рассмотрим определения этих понятий.
Рынок – место, где встречаются продавец и покупатель.
Рынок – механизм, который соединяет продавца и покупателя.
Товары – это вещи, предметы, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей, нужд. Их можно увидеть, потрогать руками, перенести с места на место, спрятать или случайно сломать. Товарами являются продукты питания, одежда, бытовая техника, дома и земельные участки.
Услуги – это виды деятельности, которые могут удовлетворять потребности людей. Если парикмахер сделал вам прическу или новую стрижку, то он оказал вам услугу. Врач вылечил больной зуб – это услуга. Таксист отвез вас домой – тоже услуга. Услуги предоставляют юристы, продавцы, дворники, почтальоны, учителя.
Работы – это виды деятельности, результатом которых является появление какого-либо осязаемого продукта, товара. Работой является изготовление мебели на заказ, пошив платья и т.д.
В рамках данной темы большое внимание уделяется понятиям, употребляемым в Законе “О защите прав потребителей”.
Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
При объяснении содержания понятий “изготовитель”, “исполнитель”, “продавец” учитель может опустить слова “независимо от ее организационно-правовой формы”, поскольку в 5-м классе учащиеся еще не знакомы с темой “Организационно-правовые формы предприятий”. Это уточнение можно сделать при обобщении знаний по основам потребительского законодательства в 9-м классе.
Необходимо разграничить употребление понятия “потребитель” в рассматриваемом федеральном законе и в обыденной жизни. В жизни “потребитель – это человек или организация, использующие продукты чьего-либо производства”. В Законе “О защите прав потребителей”: “Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для своих личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”.
В законе о потребителе говорится как о частном лице, о гражданине, а не об организации. Это связано с тем, что интересы предприятия, организации защищают профессионалы (юристы и экономисты), а потребитель, как правило, вынужден защищать свои интересы самостоятельно. Он не защищен экономически, как организация, которая свои потери может переложить на потребителей, увеличив цену выпускаемой, реализуемой продукции. Важно обратить внимание учащихся на следующее: в законе сказано, что потребитель – это не только тот, кто приобрел товар и использует его, но и тот, кто лишь собирается сделать покупку. И в этом случае мы уже обладаем определенными правами, например, на обязательную информацию о товаре, о том, кто продает этот товар, кто его изготовил.
И, наконец, человек является в понимании закона потребителем лишь в том случае, если он приобретает товар для личных нужд. Ведь один и тот же товар можно использовать как для личного потребления, так и для перепродажи, использования в производстве каких-либо других товаров.
В ходе изучения темы “Потребительский рынок” следует особо подчеркнуть влияние потребителей на поведение изготовителей, продавцов товаров, исполнителей услуг. Конечно, отдельный потребитель, как правило, не столь силен, чтобы “вынести приговор” производителю, выпускающему не пользующиеся спросом, а иногда и некачественные товары, и продавцу, реализующему их по очень высоким ценам. Здесь надо вести речь о потребительской солидарности, самоуважении, чувстве собственного достоинства и находчивости. Надо помнить, что торговля, промышленность немыслимы без нас, потребителей. Именно исходя из уровня наших потребностей и спроса, нашей требовательности к ассортименту, качеству товаров и услуг, должна строиться работа заводов, фабрик, магазинов, ателье, парикмахерских.
Потребитель должен четко знать свои права, не выступать в роли просителя, не бояться потребовать выполнения прямых обязанностей продавцом, изготовителем, исполнителем.

Урок 1
Для проведения занятия учителю понадобятся
1. Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям, фрагменты кино- и видеофильмов, в которых представлены ярмарочная, биржевая, магазинная и другие формы торговли.
2. Различные предметы – товары (например, расческа, книга, пара перчаток и т.д.) и разнообразные документы, подтверждающие факт оказания услуги или выполнения работ (например, квитанция из химчистки, билет на самолет и т.д.).

Ход урока
В процессе эвристической беседы, опираясь на знания, полученные учащимися при изучении исторических дисциплин, и с использованием иллюстративного материала, рассмотрите историю возникновения и развития рынка, при этом необходимо показать значение рыночной экономики для общества.

Обсудите со школьниками следующие проблемы.
Почему продавец зависит от покупателя?
Как реагируют потребители на повышение цен?
Какие товары должно производить предприятие, чтобы стабильно зарабатывать деньги?
Что произойдет с предприятием, если оно будет производить некачественные товары?

Расскажите ученикам, что такое товар, услуга, работа.
Разложите на столе подготовленные предметы и документы, пригласите трех учащихся и попросите одного из них выбрать товары из предложенного набора, другого – документы, подтверждающие факт выполнения работы, третьего – документы, свидетельствующие об оказании услуг. Школьники выполняют задание, а затем объясняют свой выбор.
После выполнения этого упражнения предложите учащимся привести примеры товаров, работ и услуг (тех, с которыми они столкнулись, например, на этой неделе).

Вопросы для домашнего задания.
1. Выберите ситуации, в которых речь идет о рыночных взаимоотношениях:
прогулка с собакой (нет);
покупка корма для любимых птичек (да);
отдых семьей на природе (нет);
помощь маме по дому (нет);
поездка на автомобиле (да);
заказ платья в ателье (да).
2. В каких случаях вещь является товаром, а в каких нет и почему? В каких случаях речь идет об оказании услуги?
Вы дарите свой футбольный мяч младшему брату (нет);
вы дали приятелю велосипед покататься (нет);
вы покупаете куртку в магазине (да, товар);
вы покупаете газету в киоске на автобусной остановке (да, товар);
вы отдали куртку в ателье, чтобы в ней заменили сломанный замок-“молнию”.

Урок 2
Для проведения занятия учителю понадобятся
1. Текст тестового задания для каждого ученика.
2. Декоративная коробка с маленьким зеркалом, приклеенным внутри.

Ход урока
Начните урок с повторения изученных на предыдущем уроке понятий. Для этого можно провести игру “Перекрестный бой”.
Класс разбивается на две команды. В течение 3 минут учащиеся должны написать как можно больше признаков, характеристик и особенностей потребительского рынка. Затем представители команд по очереди называют характеристики, при этом нельзя повторять уже сказанное. Учитель оценивает по ходу игры правильность ответов. Побеждает команда, которая назовет больше характеристик.
Предложите учащимся выполнить самостоятельную работу (тест) для проверки усвоения изученных понятий.

Проведите с учениками мини-игру “Уникальный потребитель”.
Предложите учащимся сесть полукругом. Объявите школьникам, что сейчас они увидят особого потребителя, который пользуется товарами и услугами каждый день. Передайте одному из учеников закрытую декоративную коробку. Попросите его открыть крышку коробки и посмотреть на особого потребителя внутри коробки. Затем следует закрыть крышку и, не говоря о том, что там увидел, передать коробку по ряду.
После того как все заглянут внутрь коробки, спросите учащихся, кто тот особый потребитель, которого они увидели. На доске запишите “Я – потребитель”.
Расскажите школьникам, что в зависимости от того, какие функции человек выполняет в экономических отношениях, он может быть потребителем, продавцом, исполнителем, изготовителем.

Установите соответствие и оформите его в виде схемы на доске.

Проведите с учащимися игру “Пантомима”. Разделите школьников на две группы: в первой – 4-5 человек, во второй – все остальные ученики класса. Участники первой группы по очереди с помощью языка мимики и жестов изображают профессиональную деятельность продавца, изготовителя товаров или исполнителя услуг. Участники второй группы должны угадать, кем является изображаемый персонаж (продавцом, изготовителем или исполнителем) и с каким товаром или услугой связана его деятельность.

Домашнее задание
Написать мини-сочинение “Мой день”, в котором рассказать, какими товарами и услугами вы воспользовались сегодня и кто (какие люди или организации) был изготовителем, исполнителем или продавцом этих товаров и услуг.

Контрольные и проверочные задания
Тест
1. В каком случае речь идет о товаре:
а) Андрей приобрел билет на концерт;
б) Олег купил книгу;
в) Надя отдала свое платье в химчистку;
г) маляр покрасил стены нашего дома.
2. В каком случае речь идет о выполнении работы:
а) Тамаре по ее заказу в ателье сшили очень красивое пальто;
б) Саша наловил на озере много рыбы;
в) Женя купил маме к 8 Марта прекрасные цветы;
г) мастер починил в нашей квартире водопроводный кран.
3. В каком случае речь идет о предоставлении услуги:
а) мама приготовила вкусный борщ;
б) папа купил автомобиль;
в) Аня отправилась на прогулку на теплоходе;
г) Клара обменяла кораллы на кларнет.
4. Человек или предприятие, которые осуществили производство какого-либо товара, называются:
а) потребителями;
б) исполнителями;
в) изготовителями;
г) среди перечисленных ответов нет верного.
5. Потребитель – это человек, который…
а) приобретает и использует товары с целью получения прибыли;
б) собирается приобрести товары для личного пользования;
в) приобретающий и использующий товары для личных нужд;
г) верны ответы б) и в).

Правильные ответы

Тема 2. Необходимость знать свои права на рынке (3 часа)

Чему должны научиться школьники
1. Понимать значение понятий “закон”, “правила”.
2. Уметь объяснять важнейшие права потребителя.
3. Уметь пользоваться основными правами потребителя в повседневной жизни.
Основные понятия: закон; правила продажи товаров и оказания услуг; важнейшие права потребителя; право на просвещение в области защиты прав потребителя; право на качество товаров, работ, услуг и их безопасность; право на информацию о продавце, изготовителе, исполнителе и о товарах, работах, услугах; право на государственную и общественную защиту.

Краткое содержание изучаемого материала
Слово “закон” в русском языке имеет три значения. Первое – связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений объективной действительности. Второе значение – постановление государственной власти и третье – общеобязательное правило, то, что признается обязательным.
В Российской Федерации потребитель защищен специальным законом. Подобные документы существуют во многих государствах. Российский Закон “О защите прав потребителей” устанавливает “правила игры” на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Например, вы купили очень дорогую вещь, а она, послужив вам короткое время, вышла из строя. Как быть? Каковы права потребителя? Ответ на этот вопрос дается в статье 18 закона. Статья 25 устанавливает право потребителя на замену товара, если он качественный, но оказалось, что не подходит вам по форме, размеру, расцветке, фасону. В статье 10 потребителю дается перечень обязательной информации о товаре, которая должна быть нам предоставлена продавцом. Статьи 40-46 называют те организации, куда мы можем обратиться за защитой своих прав. В статьях 27-39 вы найдете ответы на вопросы, какими правами обладают потребители, когда оказываются в роли пассажиров, туристов, клиентов, пациентов.
Однако отношения между потребителями, продавцами, исполнителями многочисленных услуг настолько многообразны, что предусмотреть все в одном документе невозможно. Поэтому в дополнение к закону существуют различные правила продажи товаров и оказания услуг. Например, правила продажи продуктов питания, правила продажи автомобилей, правила предоставления гостиничных услуг, правила бытового обслуживания.

Закон устанавливает следующие права потребителей.
1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
Оно обеспечивается через организацию системы информации о правах потребителя и необходимых действиях по их защите. Эту работу выполняют много организаций. Задача обучения потребителей возложена статьей 3 закона и на общеобразовательную школу.
2. Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг.
Статья 4 закона обязывает продавца, исполнителя услуг, оказать услугу надлежащего качества. Требования к качеству устанавливаются стандартами, условиями договора. В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель защищен следующим образом: он может потребовать заменить или отремонтировать этот товар за счет продавца, или вернуть уплаченные за товар деньги.
3. Право на безопасность товаров.
Законом установлено, что изготовитель товаров несет ответственность за их безопасность для жизни, здоровья потребителя, его имущества, а также для окружающей среды. Например, если завод изготавливает игрушки для детей грудного возраста, то по требованиям безопасности, установленным в государственных стандартах, они должны быть окрашены специальными красками, изготовлены из специальных материалов, иметь определенную форму, не содержать в комплекте мелких деталей и т.д.
Особые требования безопасности устанавливаются на продукты питания. Одним из способов защиты от опасных пищевых продуктов является требование закона об обязательном установлении на них срока годности – периода, по истечении которого продукт является не пригодным для использования по назначению. Информация о сроке годности доводится до потребителя путем маркировки “употребить до…” или указанием даты изготовления.
4. Право на информацию.
Это очень важное право, дающее возможность потребителю правильно выбрать товар. Мы можем потребовать от продавца, изготовителя, исполнителя в соответствии со статьями 9-11 Закона “О защите прав потребителей” предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, о товарах, о режиме работы. Например, если вы покупаете куртку или туфли на рынке, вы должны знать, что продавец обязан вам предоставить информацию (на вывеске) о том, что он зарегистрирован как частный предприниматель и кто его зарегистрировал. Если вдруг не по вашей вине в товаре выявится недостаток, информация о продавце позволит без труда его отыскать и возместить убытки. Продавая импортный видеомагнитофон, продавец обязан предоставить вам информацию на русском языке о правилах его эксплуатации, о мерах предосторожности при пользовании этим прибором, о гарантийном сроке и т.д.
5. Право на государственную и общественную защиту прав потребителей.
Потребитель может защищать себя самостоятельно в том случае, если он хорошо разбирается в законе, правилах продажи товаров и оказания услуг. Это очень сложно, но этому нужно учиться.
Иногда потребитель очень хорошо знает свои права, но продавец отказывается удовлетворить его законные требования. В этом случае потребитель обращается к специалисту, основной работой которого является защита прав потребителей. Есть специальные организации, например, антимонопольное управление, госторгинспекция (государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей), которые занимаются защитой потребителей. Можно обратиться к специалисту по защите прав потребителей в администрацию района. Некоторые вопросы защиты прав потребителей решают милиция, а также различные инспекции: жилищная, транспортная, ветеринарная и т.д. За защитой своих прав потребитель может обратиться в суд.
В Тверской области действуют общественные объединения потребителей, права которых установлены Законом “О защите прав потребителей”.

Урок 1
Для проведения занятия учителю понадобятся
1. Листы формата А4 и фломастеры для выполнения пиктограмм школьниками.

Ход урока
Обсудите с учащимися следующие вопросы:
Что такое закон?
Какие бывают законы?
Почему, для того чтобы Закон “О защите прав потребителей” работал эффективно, необходимо еще установить правила продажи товаров и оказания услуг.
Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие права потребителя.
Предложите школьникам выполнить задание “Пиктограмма”.
Пиктограмма – это емкое графическое изображение предметов, сообщений, всякого рода информации. Примеры пиктограмм могут быть следующие. Красный крест – пункт медицинской помощи, расположенные крест-накрест ложка и вилка – это столовая или кафе и т.д.
Разделите учащихся на группы по 4-5 человек. Каждую группу попросите придумать и нарисовать пиктограмму, характеризующую то или иное право потребителя. Созданные пиктограммы обсуждаются и оцениваются всеми учащимися.
Для работы со всем классом можно использовать упражнение “Права потребителя”.
Учитель называет различные права, если данное право является правом потребителя, ученики поднимают руки, если нет, то ничего не делают.
Примеры фраз для проведения этого упражнения.
1) право на информацию о товаре;
2) право на отдых;
3) право проезда на велосипеде по дороге;
4) право на замену товара хорошего качества;
5) право Красной Шапочки навестить бабушку во время каникул;
6) право на участие в выборах;
7) право на охрану здоровья;
8) право акционера на часть прибыли акционерного общества;
9) право на получение знаний о правах потребителя;
10) право бесплатного проезда в транспорте;
11) право на труд;
12) право на безопасность товаров.
Права потребителя: NN 1, 4, 9, 12.
Домашнее задание
Пойти в магазин и проверить, вывешены ли там “Правила продажи отдельных видов товаров”. Узнать у продавца, в какой стране изготовлен тот или иной импортный товар (сок, шоколад) и что написано на упаковке.

Урок 2
Для проведения занятия учителю понадобятся
1. Текст тестового задания для каждого ученика.
2. Реквизит для инсценировки.

Ход урока
В начале урока целесообразно обсудить, какую информацию учащиеся получили в результате выполнения домашнего задания, а также с какими трудностями они столкнулись.
Далее разыграйте сценку покупки какого-нибудь товара. Сыграйте роль недобросовестного продавца: не предложите товарный чек, неправильно выдайте сдачу и т.п. Задача – спровоцировать ученика, играющего роль потребителя, на ошибки. Вместе с классом разберите, какие ошибки допустил покупатель, какие права потребителя были нарушены. Повторите сценку еще раз, изображая покупку другого товара и с другим учеником в качестве покупателя.
По тому же плану разыграйте поведение в мастерской, химчистке, ателье, ЖЭКе. Всячески поощряйте вопросы учащихся-потребителей к продавцу, попытки выяснить как можно больше о товаре или услуге, подчеркивайте важность правильного потребительского поведения. Покажите, как недобросовестный сотрудник службы быта может воспользоваться вашей невнимательностью.
Предложите ученикам выполнить бинарный тест, затем осуществить взаимопроверку (школьники, сидящие за одной партой, проверяют работы друг друга), в заключение обсудите вопросы теста со всем классом.

Контрольные и проверочные задания
Бинарный тест
Оцените приведенные ниже высказывания с точки зрения их достоверности. Если вы согласны с утверждением, напишите в бланке для ответов слово “верно”, если нет – “неверно”.
1. Право на безопасность товаров относится только к непродовольственным товарам.
2. Право на качество товаров относится только к продовольственным товарам.
3. Информацию о товаре или услуге потребителю должны предоставлять и продавцы, и изготовители товаров, и исполнители услуг.
4. Закон “О защите прав потребителей” защищает права граждан, использующих товары для личных нужд, но не защищает права фирм и организаций, а также граждан-предпринимателей, приобретающих товары для применения в своей производственной или коммерческой деятельности.
5. Закон “О защите прав потребителей” не защищает прав гражданина-предпринимателя даже тогда, когда он покупает товары для своих личных нужд.
6. Потребитель, права которого нарушены, может обратиться в суд совершенно бесплатно.
Правильные ответы

Урок 3
(обобщающий урок)
Обсудите со школьниками приведенные ниже вопросы и ситуации.
1. Раскройте содержание понятия “потребитель” и приведите примеры.
2. В западной рыночной экономике можно часто услышать девиз “Потребитель – это король”. Как вы относитесь к этому девизу? Ответ обоснуйте.
3. Из определения понятия “потребитель” ясно, что им может быть только гражданин, отдельный человек. Как вы думаете, почему Закон “О защите прав потребителей” не рассматривает в качестве потребителя предприятия, организации, фирмы?
4. В 1996 году во многих коммерческих магазинах Москвы появился черный кофе, упакованный в яркие красивые баночки, на которых было много чего написано, но отсутствовала информация о том, кто является изготовителем данного продукта, который оказался технологическими отходами. Какие права потребителя в данном случае были нарушены?
5. Какое право потребителя реализуется, когда вы изучаете основные положения Закона “О защите прав потребителей”?
6. Какое право потребителя нарушается, когда продавец отказывается предоставить потребителю инструкцию по использованию холодильника?
7. На кого не распространяется законодательство “О защите прав потребителей”?

Упражнение “Вставь пропущенные слова”
Ученикам раздается текст, в котором пропущены ключевые слова. Необходимо вставить перечисленные понятия так, чтобы восстановить смысл приведенного текста.
Каждый человек является потребителем самых разнообразных … и услуг. Права потребителя защищает целая система… Важнейшие права потребителя:
право на … в области защиты прав потребителей;
право на …;
право на… и … товаров, работ, услуг;
право на государственную и общественную…
Когда на уроках в школе вы изучаете содержание Закона “О защите прав потребителей”, вы используете свое право на… Когда вы идете в магазин, чтобы заменить туфли, которые “развалились” через два дня после покупки, то продавец должен выполнить ваше требование, так как существует право потребителя на… И т.д.
Пропущенные слова.
Законы, информация, качество, товары, защита, просвещение в области защиты прав потребителей, безопасность, просвещение, качество и безопасность товаров, работ, услуг.
Наталья ГУСЕВА,
Ольга НОВИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте