Школа – это не здание и не организация. Школа – это учителя. На личности каждого учителя, его знаниях и опыте стоит школа. В Год педагога и наставника мы задумались, в чем сила учителя, этого атланта, держащего на своих плечах мир подрастающего человека.
Мировой судья
Легко говорить о силе, наблюдая одного из самых мощных преподавателей математики Светлану Ястребчикову. Ее дети увлечены, уверенны, сильны. «Мировой судья» – называют они ее.
Ученик класса «Математической вертикали» Арсен Карапетян пишет: «Благодаря Светлане Анатольевне мы стали проявлять заинтересованность в изучении математических наук и упорство в получении глубоких знаний, так необходимых нам в будущем. На ее уроках всегда очень интересно. Для эффективности обучения она применяет многообразие методов и приемов, используя современные информационные технологии. Светлана Анатольевна всегда делится с нами своими знаниями и опытом. Мы можем с легкостью принимать участие в различных олимпиадах и занимать там призовые места, а также уверенно чувствовать себя на итоговых работах. Мы с нетерпением ждем ее уроков. Хотя нам не всегда легко дается изучение тонкостей математики, мы уверены в том, что Светлана Анатольевна с пониманием отнесется ко всем нашим неудачам, сумеет поддержать, найдет нужные слова, которые приободрят и сделают нас сильнее и увереннее на пути к дальнейшим успехам».
– Абсолютно точно знаю, что и детям, и однозначно родителям, особенно в нынешнее время, от учителя нужны знания, – говорит Светлана Анатольевна. – Так вот, учитель, на мой взгляд, должен быть осторожным в воспитании, своих оценках поступков детей… Нужно ли учителю быть мощным? Конечно, в уроках, в знаниях, которые даешь, но это возможно только при условии безукоризненной дисциплины, для этого необходимо полное взаимопонимание между родителями, детьми. Как сила человека, так и сила учителя в способности быть терпимым по отношению к окружающим людям. Не позволять себе осуждать своих знакомых или незнакомых. Нужно обладать немыслимой добротой и стойким характером, чтобы забывать обиды и продолжать жить дальше. Целеустремленность, напористость, сила воли, спокойствие, способность принимать ответственные решения, отвечать за сказанные слова и совершенные поступки, умение бороться со своими слабостями. Если вы четко знаете, чего хотите, и добиваетесь этого, то определенно можете считать себя сильным человеком. А про силу учителя, наверное, добавлю: научить и не навредить.
Умение вовлекать
Сила в знаниях, конечно. В уверенности учеников. А в чем еще? За что дети любят своих педагогов, что вспоминают во взрослой жизни? Екатерина Карягина – учитель истории и обществознания школы №1358. Именно о ней захотели рассказать ее выпускники и ученики.
Виталия Коновалова, выпускница школы №1358 2017 года, окончила факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. Она пишет: «Мудрая, чуткая, обладающая талантом вовлекать и заинтересовывать. Сразу вспоминаются наши уроки МХК: произведения искусства, скульптуры Древней Греции. Екатерина Евгеньевна умела подобрать слова, которые трогают и пробуждают эмоции. Я очень благодарна Екатерине Евгеньевна за наши уроки истории. Наверное, благодаря ей и ее умению вовлечь в тему, говорить о любой эпохе и любом событии доступно и красочно я стала так интересоваться этим предметом. Оттого что всегда было интересно слушать, информация запоминалась сразу. Помню, что после окончания школы я изучала историю в университете – на факультете журналистики МГУ. Но, признаюсь честно, преподавателю в рамках краткого и быстрого курса студентов заинтересовать не удалось. Многие пропускали пары или, слушая, теряли нить повествования, путали очевидные детали. Я же слушала и сразу вспоминала школьные уроки и рассказы Екатерины Евгеньевны – более полные, яркие, подробные. Когда пришло время экзамена, готовилась вовсе не по конспектам лекций, а по старым школьным тетрадкам с уроков истории Екатерины Евгеньевны. Экзамен я, одна из немногих, кстати, сдала на «отлично». Спасли школьные записи и воспоминания с наших уроков истории».
А вот о силе этого учителя рассказывает одиннадцатиклассница Арина Бушуева:
– Разносторонняя, понимающая, отзывчивая Екатерина Евгеньевна. За что мы любим ее? За незабываемые уроки истории, которые погружают в прошлое и позволяют своими глазами увидеть быт первобытного человека, жизнь в Средневековье и подвиги героев Великой Отечественной войны. Екатерина Евгеньевна всегда может дать дельный совет, касающийся не только школы, но и жизни вообще. Может поддержать разговор на любую тему, с ней интересно поговорить и про фильмы, и про книги. Ученики также ценят необычные задания Екатерины Евгеньевны. Например, вы пробовали рассмотреть серию «Ералаша» с точки зрения обществознания или смешную сцену из сериала «Сваты» с позиции права? Сила Екатерины Евгеньевны в готовности выслушать, войти в положение ученика, по достоинству оценить его старания, помочь со сложным заданием и в способности вовлечь. Во время увлекательных творческих заданий ученики не только изучают предмет, но и приобретают и совершенствуют навыки работы в команде, реализуют творческий потенциал.
Учитель жизни
Разные учителя, и ценят в них ученики не только знания, но и их человеческие качества. Елена Никульченкова – учитель русского языка и литературы с 30‑летним стажем. И о ней девятиклассница Александра Мартынова пишет: «Заслуженная, настоящая, почтенная Елена Викторовна. Ассоциации, связанные с ней: авторитет и Прометей. Елену Викторовну мы любим за готовность помочь в трудной ситуации, за строгость, внимательность и понимание. Как педагог и наставник она сыграла большую роль в моем моральном совершенствовании, помогала принять решения, изменяла взгляды и восприятие, не всегда зная об этом».
Выпускник 2019 года Андрей Лукьянов вспоминает:
– Любимая, справедливая, чуткая, мудрая Елена Викторовна. Ассоциации? Живая сталь, кофе в фарфоровой чашечке, учитель жизни, отличный балл за ЕГЭ. Елена Викторовна много чем помогала мне в жизни как во время учебы в школе, так и после. Но больше всего она мне помогла, когда я был в 7‑м классе. У меня тогда могли быть большие проблемы из-за драки в школе. Рядовой учитель мог бы оставить своего ученика, сказать, что в драке нет невиновных. Но моя учительница не просто сама пришла на разбирательство, чтобы помочь мне отстоять свою честь, но и привела других учителей в качестве поддержки. Она помогла ребенку, которому впервые пришлось отвечать за себя в официальном месте. Эта история закончилась благополучно. Мы до сих пор поддерживаем теплые отношения.
Так в чем сила учителя – атланта, держащего на своих плечах школу? Осмелимся предположить, что в любви. К своему предмету, к делу и к тем, кого учит.
Влада КЛИМОВИЧ, педагог-организатор школы №1358;
Елена СЛАБИНСКАЯ, специалист по связям с общественностью школы №1358
Комментарии