Главная особенность системы образования нашей республики – стабильность, но не в статике, а в динамике. Если проследить за ходом реформ последних лет, можно убедиться, что мы развиваемся без всяких рывков и застоя. Из прошлого мы взяли хорошо управляемую структуру, в которой решения вышестоящих органов оперативно выполняются нижестоящими.
За последние годы органы местного самоуправления изменили отношение к системе образования. Раньше на первом месте у хозяйственных руководителей на селе были поля, фермы, урожаи, надои. Сейчас это прежде всего школа, социальная сфера. Власти стараются поощрить всех, кто делает здесь какие-то успехи. Даже в не слишком богатых районах победителю республиканского конкурса «Учитель года» обещают ключи от машины. Раньше такого не было. Да и победителей школьных олимпиад на местном уровне чествуют с большим почетом, причем без всяких приказов из центра, по собственной инициативе. Увы, развитие осложняется демографическими проблемами. Люди уезжают из сел в города, а из городов – в мегаполисы, многие едут поступать в другие регионы, там и остаются. Когда на селе закрывают школу, люди возмущаются: мол, этим мы окончательно убиваем деревню. А почему закрывают? Потому что там просто некого учить. Школа не является градообразующим предприятием, хотя ее пытаются преподнести именно в этой роли. Чтобы сохранить село и привлечь туда людей, надо возрождать и усиливать то, что приносит конкретную прибыль, создавать условия для развития. Бытует мнение, что если школа приобрела статус юридического лица, стала автономным учреждением, она и сама может заработать себе на жизнь, например, за счет пришкольного хозяйства, разведения кроликов, пчел и т. д. Действительно, у нас есть отдельные удачные примеры, в частности аграрные лицеи, однако большинство из таких учреждений в условиях нормативного финансирования все же с трудом сводят концы с концами. Ведь если действовать строго по закону (а иначе и нельзя!), необходимо содержать в штатном расписании взрослого тракториста-механизатора, подсобного рабочего, бухгалтера и пр. Кто-то же должен постоянно и круглогодично следить за хозяйством и техникой, не детям же этим заниматься, да и расценить это могут как эксплуатацию детского труда, нарушение СанПиНов и пр.Я абсолютно убежден: школа как образовательное учреждение должна заниматься прежде всего образованием, а не зарабатыванием денег, это ее основная функция. Традиционно считалось, что учитель на селе должен быть как все, то есть иметь огород, корову, вести подсобное хозяйство. Лично я не приветствовал такой подход. И чтобы исправить ситуацию, чтобы учителей больше заботило качество образования, необходимо платить педагогам достойную зарплату. Владимир АРИСТАРХОВ, заместитель министра образования Республики Башкортостан
Комментарии