search
main
0

Автономный центр здоровья МГАДА: опыт, проблемы, перспективы

​Автономный центр здоровья, созданный базе Московской государственной академии делового администрирования, формирует осознанное отношение студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников академии к здоровью как к приоритетной ценности, мотивацию к его формированию, сохранению и укреплению, устойчивую ориентацию на здоровый образ жизни, повышение качества жизни и эффективности деятельности студентов, ППС и сотрудников МГАДА.

Работу Центра здоровья обеспечивают:     Научно-исследовательская лаборатория здоровьесберегающих технологий, которая проводит научные исследования; создает механизм включения студентов в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни, оснащает этот процесс учебно-методическим обеспечением; проводит донозологический контроль состояния здоровья студентов, ППС и сотрудников академии с использованием методики вариабельности сердечного ритма; организует и проводит «круглые столы», семинары, беседы, лекции.     Кафедра физического воспитания, которая предпринимает усилия по воспитанию здорового образа жизни в студенческой среде; проводит спортивные соревнования; обеспечивает работу спортивных секций.     Лаборатория развития личности ведет индивидуальную и групповую психологическую работу; проводит семинары, мастер-классы, тренинги, практические занятия.     Студенческий совет координирует студенческие группы, выявляет и поддерживает студенческие инициативы, а кураторы ведут организационную работу со студентами. У Центра здоровья в МГАДА есть несколько направлений деятельности:     научно-проектное, организационно-методическое;     диагностико-аналитическое;     информационно-просветительское;     физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое.Научно-проектное, организационно-методическое направления деятельности обеспечивают разработку научно-исследовательских проектов, издание научно-методической литературы по темам здоровьесбережения в системе образования и формирования здорового образа жизни. В частности, можно отметить НИР «Здоровье как индикатор качества жизни и устойчивого развития», научно-исследовательский проект «Исследование корреляции результатов донозологической и нозологической диагностики состояния здоровья», разработку модуля повышения квалификации по основам применения здоровьесберегающих технологий в системе образования (144 часа). Наиболее значима также разработка концепции окружного методического центра по донозологической диагностике в системе образования. Диагностико-аналитическое направление деятельности ориентировано на определение основных факторов риска для здоровья, диагностический контроль состояния здоровья студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников академии. Для проведения систематического донозологического контроля состояния здоровья студентов, ППС и сотрудников МГАДА предусмотрены такие диагностические мероприятия, как медицинские осмотры и мониторинг состояния здоровья (он реализуется в три этапа), осуществляемые НИЛ «Здоровьесберегающие технологии» совместно с Центром здоровья поликлиники №201. Первый этап мониторинга – внутривузовское обследование студентов, которое проводится как первичное централизованное обследование с помощью приборов «Кардиовизор». Студентов, попавших в «желтую» и «красную» зоны, мы обследуем повторно в течение недели. Студентов с высоким стресс-индексом также обследуем повторно и направляем на консультацию психолога в лабораторию развития личности. Второй этап мониторинга – обследование в Центре здоровья. Если при повторном обследовании у студентов также выявляются преморбидные состояния («желтая» зона) или срыв адаптации («красная» зона), то мы направляем их в Центр здоровья поликлиники №201. Центр здоровья выделяет отдельные дни по нашему запросу, на это время студентов официально освобождают от занятий, они централизованно проходят обследование и получают соответствующие рекомендации. По результатам обследования Центр здоровья выдает заключение, а наша лаборатория при необходимости обеспечивает повторное посещение Центра. Третий этап мониторинга – специальное обследование студентов. Студентов, у которых определяется необходимость дальнейшего обследования у узких специалистов, Центр здоровья направляет в поликлиники по месту жительства. Но тут возникают некоторые проблемы. Если первый этап мониторинга, то есть внутривузовское обследование, обязателен, то мотивировать ребят на повторное обследование и посещение Центра здоровья – это большая работа. Мотивированный, подготовленный студент получает из Центра здоровья рекомендацию – обследоваться у конкретного специалиста. И что же происходит дальше? Студент уже индивидуально должен идти в поликлинику по месту жительства на прием, но если студентов – жителей Зеленограда мы еще можем отследить, то со студентами – жителями Московской области, которых обследовать в поликлиниках Зеленограда мы не можем, возникает проблема – студент просто не доходит до соответствующего специалиста, его желание заботиться о своем здоровье начинает угасать, по сути, целевой адресат не получает соответствующей помощи. В связи с этим я предлагаю в рамках реализации проекта МГАДА обеспечить медицинское обслуживание студентов очной формы обучения, нуждающихся в специальном обследовании, по месту нахождения учебного заведения. Да, я понимаю, что, с одной стороны, каждый сам несет ответственность за свое здоровье – когда мы определили проблему, дали направление и далее человек уже сам должен предпринимать шаги, но, с другой стороны, если мы создаем систему, берем на себя ответственность, то соответственно наша задача – довести процесс до конца. Первый курс колледжа и первый курс академии проходили внутривузовское обследование в начале этого учебного года. После чего в марте 2011 года первый курс мы обследовали повторно. Результаты нас поразили: 35% обследованных были в «желтой» и «красной» зонах. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что подобная картина – свидетельство процесса прохождения адаптации к условиям вузовского обучения, когда происходит ломка старого школьно-домашнего стереотипа поведения и формируется новый, существенно отличающийся от прежнего. Произошло истощение адаптационных ресурсов, пройдена первая сессия, организм первокурсника еще не перестроился со школьного формата обучения (прохождение обследования было в период школьных каникул), участились случаи обращения в лабораторию развития личности к психологам. Анализ случаев позволяет отнести их к описанному в литературе общему девиантному синдрому адаптации (ОДСА), то есть к базовым нарушениям донозологического уровня либо на когнитивном, либо на эмоциональном, либо на поведенческом уровне. Мы решили отслеживать это явление и в течение следующего учебного года в случае необходимости разработать меры по интенсивному психологическому сопровождению обучения первокурсников и в данный период адаптации. Почему я привела этот пример? С одной стороны, это еще один показатель чувствительности используемого нами метода донозологической диагностики, с другой стороны – свидетельство возрастающей роли психологов в процессе работы по результатам донозологической диагностики.  Еще одно направление – информационно-просветительское – ориентировано на пропаганду ценностей здоровья и здорового образа жизни. В его основе – организация семинаров, лекций, мастер-классов, практических занятий по актуальным вопросам поддержания и сохранения здоровья. Ежегодный студенческий «круглый стол» «Молодежь за ЗОЖ!», ежегодные конкурсы плакатов «НЕТ вредным привычкам!» и видеороликов «ЗОЖ и молодежь» – яркие события в жизни академии. При организации семинаров и мастер-классов с энтузиазмом включаются в процесс трансляции ценностей здорового образа жизни специалисты Центра здоровья поликлиники №201. Кроме того, особое значение имеют стимулирование и поддержка студенческих инициатив по трансляции опыта МГАДА в пропаганде здорового образа жизни, то есть создание волонтерских отрядов, проведение массовых акций. А физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое направление ориентировано на организацию и проведение спортивно-массовых и оздоровительно-профилактических мероприятий. Анна МАРКОСЯН, кандидат психологических наук, лаборатория здоровьесберегающих технологий МГАДА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте