search
main
0

“Автономное” существование, или Экспериментальное лекарство “помоги себе сам”

В аул Гатлукай мы въехали по асфальтированной дороге, она да продуктовый магазин – своего рода достопримечательность – вот все, что построило здесь государство. Остальное, в том числе и местная школа, сооружено самими селянами.

В 1968 году в ауле Гатлукай начала строиться средняя школа – “хозспособом”, проще говоря, все жители скинулись, собрались и обложили бывшие воинские казармы кирпичом. Кстати говоря, в Теучежском районе Республики Адыгея практически нет типовых школьных зданий, да и последние школы строились где-то в середине 70-х. Большая часть сельских школ – в небольших аулах, и они же, как правило, – центры местной цивилизации: здесь и собрания жителей проводятся, и разные культурно-массовые мероприятия. Например, в ауле Гатлукай зимой местный клуб не отапливается, вот школа и выручает, тем более что не так давно собственными силами здесь заменили отопление и провели газ.
“А как это – “собственными силами”?” – интересуюсь у директора. “Мы не собираем денег с родителей, – уверяет он, – часть зарабатываем сами, часть – спонсорская помощь”. Махмуд Тхатль уже 9 лет работает директором Гатлукайской средней школы. Он проводит меня по своим “владениям”, не забыв ни одного учителя, заглянув в каждый кабинет, с гордостью демонстрирует будущий спортзал (пока это только гора стройматериалов), который решили построить для школы местные жители.
В прошлом году школа заработала 67 тысяч, обрабатывая свой участок земли. На фоне скудных 2-3 тысяч рублей, выделенных из госбюджета, заработок приличный. В Теучежском районе каждая школа имеет от 5 до 50 гектаров земли, а некоторые – собственную технику, трактор например. Гатлукайские школьники высаживают подсолнечник и огурцы. Самые старательные заработали и принесли домой аж по 30 кг масла. Хоть и небольшой, но все же свой школьный бюджет есть – мало ли какие срочные нужды. Вот случился в феврале районный конкурс “Учитель года”, две учительницы вызвались принять участие, директор выдал им небольшие суммы – “на наряды”, ведь когда зарплата будет, еще неизвестно – ее получают с задержкой.
Такое положение дел директор школы называет “автономным существованием”, то есть практически на самообеспечении. Рассчитывать не на кого, а оптимистами быть хочется. Впрочем, повод для оптимизма есть: у школы столько спонсоров, что для их деяний у директора есть специальный журнал, эдакий журнал добрых дел. Спонсоры эти – все больше бывшие ученики, теперь взрослые и солидные. О любимой школе не забывают.
“Автономно” это существование не только в силу отсутствия достойного государственного финансирования сельской школы, тот же рецепт “помоги себе сам” распространяется и на другие стороны жизни. Поговорим о культурно-информационном пространстве, в которое загнана сельская школа. Пособия для национальной школы плохие, их мало – иногда по 22 человека на один учебник. Наглядных пособий нет вообще, картам, которые в районе не купишь, по 30-40 лет, новые программы доходят с опозданием. Здесь уж никакие спонсоры не помогут.
“Почему правительство не дает денег на строительство новых школ? Почему нам не купят новые компьютеры?” – мучили меня вопросами гатлукайские старшеклассники. Их не утешают доводы о том, что далеко не все сельские школы имеют даже старые и вечно дающие сбои компьютеры: они тоже слышали о “веке новых технологий”, и в аттестате у них стоит отметка по информатике.
Не смогли избежать и хронических болезней национальной сельской школы, говорить о которых снова уже даже неприлично. За счет сокращения часов на изучение русского языка вводится краеведческий материал, родная речь и литература отбирают часы у других предметов, программа же остается та же, отсюда – перегрузки. Сельскому учителю готовиться к уроку значительно труднее, ведь параллельных классов нет из-за малочисленности, в один день у педагога могут быть занятия в 3, 5 и 7-м классах. Дома из-за огорода и хозяйства времени на такую серьезную подготовку не остается. Кроме того, чтобы набрать ставку, например учителю музыки, приходится преподавать еще рисование и труд.
Школа в селе, которая постепенно становится полноценным культурным центром, до сих пор остается темой для дискуссий: пытается ли государство перекладывать проблемы села на плечи школы, у которой своих проблем хватает, или же это естественный путь ее развития? Вовлечь в эту дискуссию самих сельских педагогов не удалось мне ни с первой, ни со второй попытки. Снова и снова мы возвращались к проблемам насущным, зато, сами того не ведая, учителя и ребята наглядно продемонстрировали – они уже нашли свой путь и уже пытаются здесь, в стенах школы, заполнять образовавшийся культурный вакуум.
Не так давно гатлукайские учителя решили написать историю своего аула. По крупиночкам собирали газетные вырезки, старые пожелтевшие фотографии, рассказы очевидцев. Выяснили, например, что в ауле родился актер, сыгравший попа в кинофильме “Волга-Волга”. Сегодня краеведческий материал, уникальный в своем роде, практически готов, дело за малым – издать его в виде книги. Другая важная и серьезная работа, которую ведут и ребята, и учителя, – сбор и изучение легенд и преданий, связанных с адыгейскими фамилиями и именами. Кружок ономастиков ведет учитель истории и литературы, известный исследователь фольклора Беназик Тлехас. А недавно в школе прошел фестиваль “Моя родословная”. Беназик Гиссович разворачивает передо мной уже потрепанную бумагу: на склеенных между собой листках – жизнь целого поколения в виде гигантского дерева с мощным стволом и корнями, с переплетенными ветвями, одна из которых, тонюсенькая, где-то в самом верху – автора этой кропотливой работы, на ней написано его имя, это его древо жизни.
У школы есть мечта – создать свой собственный музей. Районные власти уже пообещали помочь, ведь в одиночку школе пока с этим не справиться, но со временем, уверена, возможность должна найтись. Не такая уж это большая роскошь – школьный музей.
Юлия РЕКУТА
аул Гатлукай,
Теучежский район,
Республика Адыгея

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте