По сведениям Министерства образования Свердловской области, на начало 2011 года в области существовало 10 автономных образовательных учреждений (по отчетам органов местного самоуправления). Их количество в ближайший период предполагается довести до 18. Свердловская область не входит в число передовиков автономного хозяйствования. Среди директоров школ господствуют недоверие к новой системе, нежелание становиться площадкой для очередных экспериментов, большинство заняли позицию выжидающих наблюдателей.
– Сейчас идет такой процесс. ключаем договор на питание. Разработали процедуру о конкурсах и тендерах с более мягкими и гибкими условиями, чем это требовалось раньше. Слабость закона №94 в том, на мой взгляд, что определяющим фактором становится цена продукта или услуги, а не качество. Мы же берем за основу качество, имеем возможность подобрать наиболее выгодный и подходящий вариант. В ближайшие дни планируем опубликовать условия конкурса на организацию питания в учебном заведении в новом учебном году.
ЗаНе надо бояться!Екатеринбургская гимназия №210 «Корифей» с 1 января 2011 года является автономным учреждением. Полгода – время достаточное для первых результатов и первых выводов. Об этом рассказывает директор «Корифея» Алексей БАБЕТОВ.
– Алексей Алимович, какие плюсы и минусы автономии вы уже почувствовали на себе?- Главное, что дала автономия, – уход от сметного финансирования. Это глобальное изменение. Учреждение получает деньги не по смете, а общим пакетом по нормативу на каждого ребенка. План финансово-хозяйственной деятельности, конечно, остается, но когда удается сэкономить, можно эти средства потратить и на стимулирование педагогов, и на ремонт, что посчитаем нужным в данный момент. В то время как при сметном финансировании жестко прописано: данные средства идут только на ремонт, к примеру.Большим плюсом я считаю то, что мы уходим от пресловутого 94-го закона, от предписанной им процедуры тендеров, которая усложняет жизнь организации. Теперь только крупные сделки должны проходить конкурс, остальные руководитель имеет право осуществлять самостоятельно. Величина сделки, которую нужно проводить через конкурс, федеральным законом установлена как 10% от суммы активов предприятия. Сумма активов «Корифея» оценена в 50 миллионов, получается, что сделку размером в 5 миллионов мы должны проводить через конкурс, меньше – нет. Но пока город Екатеринбург осторожничает, установлен размер внеконкурсной сделки до 1% от активов.- Приходилось уже проходить через эту процедуру?- Сейчас идет такой процесс. Заключаем договор на питание. Разработали процедуру о конкурсах и тендерах с более мягкими и гибкими условиями, чем это требовалось раньше. Слабость закона №94 в том, на мой взгляд, что определяющим фактором становится цена продукта или услуги, а не качество. Мы же берем за основу качество, имеем возможность подобрать наиболее выгодный и подходящий вариант. В ближайшие дни планируем опубликовать условия конкурса на организацию питания в учебном заведении в новом учебном году.Еще один плюс автономии: она дает возможность открытия счетов в коммерческих банках. Правда, и здесь наши учредители осторожничают, пока советуют открывать счета в казначействе, чтобы избежать рисков, чтобы процесс шел постепенно.Впервые появляется такая структура, как наблюдательный совет. Это совещательный орган, наделенный законодательными правами. Прежние структуры соуправления школой – родительский совет, попечительский совет – все были без особых юридических прав, украшение, «сбоку бантик». Наблюдательный совет существенно меняет ситуацию в управлении учреждением: наконец реальная власть, о чем мы так долго говорили, появляется у общественности.Модель наблюдательного совета следующая. У нас в него входят 9 человек: 3 от школьного коллектива, 3 от учредителя, 3 от общественности.- Алексей Алимович, когда процесс автономизации пойдет полным ходом, сотрудников управления образования на всех не хватит!- Да, не хватит. В следующем году, насколько мне известно, начнется массовый переход школ в автономию. Работы членам наблюдательного совета, конечно, прибавится, хотя в основном все делают сами школы, обозначают проблемы, продумывают пути их решения, готовят документы, а члены совета лишь рассматривают, обсуждают и утверждают. У нас уже прошло три заседания, они были посвящены плану финансово-хозяйственной деятельности, подготовке конкурсной документации, итогам учебного года и подготовке к новому.- Автономия создает дополнительные хлопоты, жить руководителю вряд ли будет легче.- Уровень ответственности, конечно, возрастает, но и степень свободы тоже, это понятия взаимосвязанные. Возможно, самое главное, что дает автономия, – это совершенно другие отношения с учредителем. Из отношений «начальник – подчиненный» они переходят на партнерский уровень. Для учредителей открываются новые аспекты нашей жизни, мы лучше понимаем заботы учредителей, идет творческий процесс сотрудничества.- С какими проблемами вы столкнулись на пути автономии?- Сложности есть, конечно. Когда учреждение входит в автономию, у руководителя появляется больше рисков. Значит, и полномочия у него должны расшириться. Считаю, нужно дать наблюдательному совету большие возможности, в том числе право назначать, оценивать, увольнять руководителя. Тогда директор школы получит защиту, так как помимо чиновничьей линии спроса и ответственности появится общественная. Я выступал с этим предложением перед министром образования. Он проявил заинтересованность.- Дайте, пожалуйста, несколько советов тем, кто собирается переходить на автономию. Каковы три первых шага к автономии?- Начать надо с устава, подготовки пакета документов – это первый шаг. Мы уже наработали некоторые шаблоны, как должен выглядеть план хозяйственной деятельности, муниципальное задание. Тем, кто идет вслед за нами, будет легче, так как мы готовы поделиться опытом.Второй шаг – собрать команду. Понять, для чего нужен переход на автономию, как будет использоваться повышенная самостоятельность в интересах развития школы. Обязательно должна существовать внутренняя поддержка. Для этого следует провести разъяснительную работу в коллективе, с родителями, чтобы все участники образовательного процесса понимали, какие возможности появляются, какие цели преследуются.Третий шаг – уже конкретная деятельность. Не надо бояться! Повышение качества образования, развитие инноваций, все это возможно только при такой форме, как автономия, где творческое начало не зажато тесными рамками отчетов.ПротивРиски и подводные камниТатьяна ВЯТКИНА, директор средней школы №168:- Оценка, которую я услышала от руководства одной из школ города, перешедшей на автономию, была следующей: «Бразды правления в полной мере директорам не дают, зато часть ответственности учредитель с себя снимает». Я считаю, что если переходить на автономию, то бухгалтерия у каждой школы должна быть своя, а не общерайонная. Пока же мы видим, что мало что меняется. Когда накопится положительный опыт, моя позиция может измениться.Но тогда возникает и еще один вопрос. Переименование требует переделки всех документов, а это стоит денег, которые никто специально не выделяет. Сам процесс перехода в иной статус затратный, и организационно, и финансово.Вера СЫРЯМИНА, директор средней школы №74:- У меня на сегодня нет ни положительного, ни отрицательного отношения к автономии: как можно ругать либо хвалить то, о чем никто толком не знает? Некоторые школы города стали опорными в новом процессе. Хотим посмотреть, что у них получится. В нашем Верх-Исетском районе пока лишь одна школа работает как автономное учреждение – новая 184-я. Выбор будем делать не на эмоциях «нравится – не нравится», а на основе финансового и юридического анализа. К сожалению, никакой учебы, обмена опытом на уровне города до сих пор не проводилось, приходится самим собирать по крупицам информацию, прорабатывать документы.Наталья ВАЩУК, директор средней школы №85:- Есть сомнение, что в условиях автономии школа будет жить лучше, работать эффективнее. При новой системе частичное финансирование образовательного процесса идет за счет самого учреждения. У нас же нет такой возможности. Кроме школы развития, в нашем образовательном учреждении отсутствуют платные услуги. К смене статуса больше подготовлены те школы, у которых широкий спектр платных услуг, которые имеют опыт самостоятельности, а также недавно открытые, где можно начинать с нуля.Светлана НИКИФОРОВА, директор средней школы №20:- О какой автономии может идти речь, не понимаю! Наша школа была построена 50 лет назад и на 51-м году жизни вдруг перестала удовлетворять санитарным требованиям! Классы перекраивать, летний лагерь с привычного места обитания в другое перебрасывать… С нас требуют устройства душевых и биде (!), но денег при этом не выделяют. Меняются СанПиНы, но не финансирование! Я не вижу реального улучшения ситуации от новой формы хозяйствования, только проблемы.Причины, по которым школы не торопятся пускаться в автономное плавание:Отсутствие информации, опыта, методики.Неверие в реальные результаты автономии.Появление дополнительных забот и хлопот.Процесс перехода трудоемкий и не бесплатный.
Комментарии