Близнецы Дима и Денис Мальцевы, первокурсники Омского автотранспортного колледжа, все делают вместе. Кроме уроков. К учебе они относятся принципиально – каждый за себя. На семинарах друг другу не подсказывают, контрольные не списывают. И никогда не пользуются на занятиях сходством, потому что мечтают быть профессионалами.
Разве «шпора» поможет?
Учиться в колледже хоть и тяжело, но легче, чем в школе. Преподаватели здесь оценки просто так не ставят. «Сначала все «разжуют», потом проверят, понял ли, потом еще раз «разжуют» – на всякий случай». Кто из двоих это сказал – Денис или Дима, для меня лично осталось загадкой. Хотя оба уверяют, что ни одногруппники, ни преподаватели их давно не путают. Ну разве что девчонки – с ними мальчишки видятся не каждый день, поскольку собираются стать техниками-автомеханиками, а это сугубо мужская профессия. Да и некогда строить глазки юным дамам, которые традиционно учатся на других отделениях колледжа – менеджменте, экономике и бухгалтерском учете. Знания требуют времени. С их тезками Малаховецкими беседовать проще – они двойняшки, а не близнецы. Но тоже единодушны в желании учиться. Говорят, что «шпаргалить» в колледже в отличие от школы неинтересно. Разве поможет «шпора», когда придется организовывать перевозки и управлять движением автомобильного транспорта (такую специальность они себе выбрали)?
Братьев – близнецов, двойняшек, старших, младших – в автотранспортном колледже на удивление много. Такие вот современные «семейные династии». Может быть, потому, что тут, где о машинах знают все, до сих пор царит дух автомобильного братства. Про него уже давно забыли владельцы новеньких авто, да и хозяева старых машин тоже. Но только не здешние выпускники. Традиции бережно хранят педагоги и мастера, поменявшие когда-то водительские кресла на преподавательские трибуны. Большинство из сотни педагогов – это старая гвардия. Золотая, как говорят в колледже. Впрочем, многие из них рискнули и более теплыми местами ради того, чтобы стать сеятелями – светлого, доброго, вечного. Борису Михайловичу Стеценко, ровеснику автотранспортного колледжа, в этом году исполняется 65. Уже 30 лет он преподает «Устройство автомобиля», «Автомобильные двигатели», «Теорию и конструкцию автомобилей». А когда-то руководил «Омсктранссельхозтехникой». Но никаких командных ноток в общении с ребятами! Разговаривает с ними только стоя – не любит сидеть на занятиях, несмотря на то, что читает по многу лекций в день. Правда, одну фразу произносит почти как приказ: «Никогда не проходите мимо книжных магазинов – покупайте книги!»
К слову в техническом колледже отношение особое. Начиная с еженедельной газеты, которая так и называется – «Слово». Ее основатель, преподаватель русского языка и литературы Борис Лисицкий, считает, что «технари» должны быть людьми образованными. А значит, читать книги. В автотранспортном колледже – крупнейшем среднетехническом колледже России этого профиля – готовят не просто специалистов по «железкам». Половина омских руководителей больших и маленьких предприятий, связанных с машинами, вышли из этих стен. Наверное, не каждый из будущих техников возьмет в руки томики Харуки Мураками, Пауло Коэльо или Юрия Полякова, но имена известных писателей не останутся для них терминами из другой жизни. Газету «Слово» изучают на классных часах – это нечто вроде литературного факультатива. А уж сочинительство стало повальным увлечением в колледже. Стихи пишут, похоже, все две с половиной тысячи студентов – будущие бухгалтеры, менеджеры, диспетчеры, автомеханики, компьютерщики. Во главе с преподавателями, конечно. В основном о любви. Правда, не к машинам. Нежные чувства к механизмам технари выражают по-другому – делом.
Анатолий Петрович Тикахин, заслуженный учитель России, руководитель цикловой комиссии «Техническое обслуживание автомобилей», рассказывает, что, когда читал первую лекцию, слов не хватило. С тех пор каждое занятие «отрабатывал» на жене. Она, медик, машины теперь знает «от и до». Правда, теоретически – практику оставляет мужу и сыну. Они работают вместе. 10 лет назад потребовался Анатолию Петровичу лаборант, но никого не мог уговорить на столь смешную зарплату. Лев Анатольевич – инженер-электронщик, а к «колесным» машинам-то особой тяги не было. Но решил отца выручить, ради чего вольным слушателем посетил все практические занятия в колледже. Да так и прирос. Такого кабинета по ТОА больше не найти во всей стране, наверное. «Учебные пособия» – детали, запчасти, моторы машин разных лет выпусков – гудят, гремят. Не бренчат – работают. И в устройствах, и в кабинете ничего не должно болтаться – такой у Тикахиных принцип. У детей, как говорит Анатолий Петрович, есть свойство – как увидят «лишнее», немедленно открутят. Автоматически, а не из вредности. Нет, разумеется, Анатолий Петрович строг – он ведь за ребят отвечает и перед руководителями предприятий, которые берут их на практику. Причем с удовольствием – эти «недоучки» грамотнее опытных специалистов.
Компьютерная диагностика автоболезней
Отец с сыном с учебных пособий пылинки сдувают. Они далеко не новые – это Тикахины сделали двигатели почти вечными. Анатолий Петрович с ностальгией вспоминает советские годы, когда со студентами объездил полстраны. На Горьковском автозаводе или ЗИЛе, например, премии практикантам за ударную работу выдавали запчастями. Анатолий Петрович с пацанами машинами увозили моторы и агрегаты, на которых по сей день учатся мальчишки. Если нельзя приобрести новое оборудование – они его изобретают. Компьютерный стенд собрали сами. Разработали компьютерную программу диагностики узлов и систем автомобиля. В книгах собраны далеко не все «жалобы» и «симптомы» автоболезней. Поэтому Тикахины каждый день дополняют программу жизнью – в самых сложных случаях, когда диагноз не может поставить ни одна мастерская в городе, водители обращаются к ним. Сейчас работают над электронным учебником, в котором пытаются собрать всю автомобильную мудрость мира. Бумажный такой нагрузки просто не выдержит – информации уже накоплено на пять томов. Готовить руководителей – это хорошо, как считает Анатолий Петрович. Но будущее – за парнями не только головастыми, но и рукастыми, грамотными рабочими. В Омске 120 тысяч автомобилей, и с каждым днем становится все больше. А механиков выпускается по 300 человек в год. Возможности не поспевают за потребностями.
Тикахин показывает студентам давно списанные учебные фильмы 70-х годов. Научно-технический прогресс ушел вперед, а вот организации производства у «стариков» надо бы поучиться. Вздыхает: кто нас заменит? Выпускники автотранспортного без работы не остаются. Но обратно не возвращаются – новое поколение не желает работать за идею, как «золотая гвардия». У молодежи мечты более честолюбивые. Максим Водолага лелеет план создать машину будущего. Ту, которая станет не только средством передвижения, но и роскошью. Может быть, она будет работать не на бензине, а на более экологичном топливе. Возможно – на силе человеческой мысли. У Максима, правда, пока автомобиля нет, что не мешает ему считать себя заядлым автомобилистом. Зато есть макеты грузовиков, легковушек, поездов, подводных лодок – всего, что движется по земле. Одни хранятся дома, другие переданы в музей колледжа. Как и два патента на изобретения – принципиально новой пожарной сигнализации и системы безопасности на железнодорожном переезде. Отличник Водолага, получив красный диплом на базовом уровне, учится теперь на повышенном. После него автоматически станет третьекурсником Сибирской автодорожной академии. Причем останется «за той же партой» – высшее образование можно получить на базе автотранспортного колледжа. Но Максим учится на бюджетной основе, к тому же получает стипендию имени Петра Федоровича Попова. Ее ежегодно присуждают лучшим из лучших в память о директоре тогда еще техникума. Гуманитарий, руководивший до этого музыкальным училищем, начал, как ни странно, с дисциплины. При нем было достроено общежитие, в котором установлен почти армейский порядок – побудка по звонку, утреннее общее построение и зарядка. За соблюдением этого ритуала Петр Федорович ревностно следил, не уставая повторять, что из техникума парни должны выйти физически развитыми. Впрочем, благодаря «строительной» деятельности Попова физически развились и преподаватели – новые 5184 квадратных метра техникума были возведены большей частью их руками. Подрядчикам, которые не очень-то спешили, ничего не оставалось, как строить ударными темпами – вместе с педагогами. Тогда в гараже было три грузовика и трофейный «додж». Теперь в теплом ангаре стоят 17 автомобилей – автобусы, ЗИЛы, КамАЗы, легковушки. Стоят они, впрочем, только по ночам – остальное время трудятся. Несмотря на возраст – большинству автомобилей уже лет по 10-15 – на них зарабатываются деньги для колледжа, на них же учат студентов.
Гражданином быть обязан!
Александр Геннадьевич Рядовой, нынешний директор колледжа, тоже из «бывших» – молодежи, которую привел в техникум Попов. Стиль своего руководства новым не считает – просто, по его мнению, продолжает то, что заложили его предшественники. Только в новых условиях: прогресс требует техники. И автомобилей, и компьютеров, которых в колледже, кстати, значительно больше, чем ГАЗов и ЗИЛов, – 275. Приходится учиться зарабатывать деньги. Ведь нынче отправить педагога в отпуск, выплатив ему все полагающееся, – уже финансовый подвиг. Поэтому в колледже существуют курсы и водителей, и операторов ПЭВМ, и бухгалтеров. К коммерциализации учебного заведения относится без восторга.
– Нужно дать возможность получать образование каждому молодому человеку. В конце концов не так уж важно, будут ли они работать по профессии. Как минимум треть наших выпускников поступает в вузы. Но специальности, которые дает колледж, в любом случае им пригодятся.
Нового поколения преподавателей пока нет. Есть отдельные личности – энтузиасты, которые хотят учить ребят по-новому и учиться у предшественников старому. Ольга Московская, заведующая учебной частью колледжа, с восторгом рассказывала мне о передовой методике, которую она пытается внедрить, – когда учитель становится консультантом, а знания «добывают» ребята сами. Сложно отказаться от власти над аудиторией – когда группа замирает, слушая лекцию. Но науки, полученные «самостоятельно»(на самом деле педагог только играет роль «стороннего советчика», по-прежнему оставаясь ведущим), ценятся больше. Немцы, продвигающие эту методику в жизнь, недавно побывали в гостях в АТК. И были потрясены: «У вас такая бедная страна, а вам так хочется работать!»
Неравный бой
Правда, столкновения мнений «отцов и детей» среди преподавателей все же случаются. Анна Васильевна Пархоменко, одна из старейших работников колледжа, однажды поспорила с младшим коллегой. Тот упрекал ее: «Зачем вы за студентами ходите, как за маленькими? Тем более за коммерческими. Пришли учиться – пускай учатся. Не хотят – скатертью дорога». А Анна Васильевна иначе не может – своих «детей» любит, хотя они и выше ее на голову. Если ребенок хорошо учился, а потом вдруг сбои начались – как она может быть равнодушной? «Классная мама» нянчится теперь с великовозрастными чадами своих первых учеников. Помнит каждого, гордится многими. Впрочем, говорит, что, даже воспитав одного такого ученика, как заместитель директора по учебной работе Геннадий Васильевич Перерва, уже могла бы спать спокойно. Увы, бессонница мучает – профессиональная, педагогическая. Нынешним-то студентам сложнее, чем прежним, – столько соблазнов кругом. Говорят, до революции в старом здании колледжа был гусарский корпус. Потом, уже после войны, вдовий дом. На одном этаже учились, на другом жили. Сейчас автотранспортный, стоящий в центре города, окружили увеселительные заведения – казино, рестораны, бары.
– Неравный у нас конкурент в борьбе за детские души, – говорит Ольга Ивановна Московская. – Учиться, учиться и учиться – внушаем им мы, учителя. А по телевизору внушают, что лучше пить, курить и веселиться.
Чтобы их отвоевать, педагоги вкладывают собственные души. Психологическая служба колледжа тоже не дремлет. Кого-то увлекают книгами, кого-то – спортом, кого-то добровольческим движением. Да и сплясать будущие автомеханики могут. И не только с гаечным ключом в руках – студия бального танца пользуется популярностью. И как повесил когда-то Попов на главном корпусе табличку с тремя «НЕ», ради чего даже сам, бывший фронтовик, бросил курить, так она и висит. И все понимают – это правильно. Даже не толпятся – они ведь учатся руководить потоками.
Первокурсники по привычке еще говорят на разных наречиях – в Омский автотранспортный едут учиться ребята из Казахстана, Тувы, Якутии, с Чукотки и Дальнего Востока. Но общее дело рушит барьеры. Молодежь перенимает «золотые» традиции. Группа преподавателей иностранного языка работает над англо-немецко-русским «Автословарем» на 5 тысяч слов. Пока такого не существует нигде. Они тоже хотят, чтобы водители всего мира понимали друг друга, чтобы не погибло братство автомобилистов и студентов. Вначале все-таки было слово. В автотранспортном колледже оно служит делу.
Комментарии