search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Автоматизация школьных библиотек России: недавнее прошлое, настоящее и возможное будущее

В 1991 году один из авторов этой статьи, В.В.Попов, в период своей стажировки в США посещал множество библиотек различных статусов (от национальной и парламентской Библиотеки Конгресса США до библиотек университетов и школ) и был удивлен, что уже в те годы даже в начальных школах (Elementary school) школьники уверенно пользовались электронными каталогами и другими подсистемами автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС).

Американская библиотечная культура настолько впечатлила В.В.Попова, что у него возникла идея ознакомить с ней как можно большее количество советских специалистов (например, издать в России монографию).

Эта идея очень понравилась принимавшим В.В.Попова американцам, и вскоре в Москву ими было послано множество книг по различным аспектам библиотечного дела в США.

В результате с участием ведущих российских и американских специалистов была подготовлена и дважды опубликована под редакцией В.В.Попова монография «Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход» (М. : Издательская фирма «Логос». – 1992, 1993. – 296 с., 20 ил.).

По общему признанию, эта монография стала основным учебным пособием при подготовке и повышении квалификации нескольких поколений специалистов в области библиотечного дела, явилась импульсом для создания в России АБИС с электронными ресурсами и метаданными в международном формате MARC (Machine Readable Cataloguing), обеспечивающем интеграцию России с международным библиотечно-информационным пространством.

В 1994 году была начата пилотная стадия реализации проекта электронной библиотеки Российской государственной библиотеки, а позднее – массовое внедрение зарубежных и отечественных АБИС в библиотеки вузов, НИИ и учреждений сферы культуры.

До автоматизации школьных библиотек долго, как говорят, руки не доходили. В значительной степени это объясняется тем, что многие директора школ и руководители органов управления образованием не понимали (некоторые не понимают и в настоящее время) возможности АБИС в повышении эффективности научно-методического обеспечения деятельности школ.

Однако в июне 2004 года в российском образовании произошло важное событие: в результате тендера, проведенного Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Инновационный проект развития образования. Програм­мное обеспечение для школьных библиотек», современную (по тем временам) АБИС «МАРК-SQL» – школьная версия», разработанную ЗАО «НПО «Информ-система» (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью – ООО), получили (от имени Рособразования) 39512 школьных библиотек России [1].

Российские школы начали внедрять АБИС «МАРК-SQL», но вскоре (буквально через месяц) были озадачены тем, что получили от Рособразования другую программу, разработанную фирмой «1С», и не знали, какому продукту отдать предпочтение. По логике надо внедрять последний, но в АБИС «1С» в то время не был реализован обязательный для библиотек международный формат обмена библиографическими данными MARC. Все это затормозило внедрение обеих АБИС, и в целом, по нашим данным, было автоматизировано лишь менее трети от общего количества школьных библиотек, большинство из остальных школ получили, но так и не освоили АБИС.

Последующие годы (вплоть до предковидных) наиболее активные российские разработчики АБИС наряду с автоматизацией отдельных школьных библиотек делали попытки создания сетей школьных библиотек с объединенными электронными ресурсами:
– в 2009 году на основе АБИС OPAC Global был создан Сводный каталог школьных библиотек Тверской области;
– в 2013 году на основе АБИС «АВЕРС: Библиотека» в рамках рязанской городской целевой программы «Модернизация школьных библиотек (2011-2013 годы)» была сделана попытка объединить в сеть большую часть школьных библиотек города Рязани;
– в 2014 году на основе АБИС «ИРБИС» была создана корпоративная информационно-библиотечная система – Сводный каталог сетевого издания Open for you, включающий электронные ресурсы 19 регионов;
– в предковидные годы на основе единой АБИС «Руслан» началось создание сети школьных библиотек Республики Татарстан.

Однако по разным причинам (недостаточная эффективность или высокая стоимость сервисов, используемых АБИС, отсутствие необходимой поддержки от региональных органов управления образованием и другое) все эти проекты пока не получили дальнейшего распространения.

Между тем за рубежом тенденция создания облачных библиотечных (в том числе школьных) сетей с объединенными электронными ресурсами получала все большее развитие [2]. Как реакция на это приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 г.
№715 была утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров, в которой указано, что должно быть «создано облачное програм­мное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата». Был разработан и утвержден план («дорожная карта») реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ), п. 24 которого предусматривал пролоббированное кем-то «создание (как говорят, с нуля. – Прим. авт.) единой облачной информационно-библиотечной платформы, поддерживающей стандартные процессы автоматизации библиотечной деятельности: каталогизацию, комплектование, доступ к справочно-поисковому аппарату и к полнотекстовым ресурсам, расчет коэффициентов книгообеспеченности, автоматизированное обслуживание читателей», хотя уже в то время специалистами ООО «НПО «Информ-система» была разработана облачная АБИС нового поколения «МАРК Cloud», включающая не только планируемые к созданию подсистемы, но и многие другие, повышающие конкурентоспособность платформы. Однако федеральный орган управления образованием (к сожалению) не решился использовать готовую АБИС «МАРК Cloud» в качестве единой облачной информационно-библиотечной платформы и не организовал (к счастью) создания с нуля единой облачной АБИС, и «дорожная карта» реализации концепции осталась на бумаге.

В 2016 году при финансовой поддержке Департамента образования города Москвы (ДОгМ) АБИС «МАРК Cloud» была успешно апробирована при реализации проекта «Создание пилотной сети 100 школьных библиотек города Москвы на базе облачных информационных технологий».

Однако на все предложения руководству ДОгМ организовать (на конкурсной основе), используя единую АБИС, подключение к действующей сети всех подведомственных ДОгМ образовательных учреждений и объединить их электронные ресурсы ООО «НПО «Информ-система» получало стандартные ответы, что (далее почти цитата) в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения вправе купить любую АБИС, а разработчики разных АБИС могут без участия ДОгМ самостоятельно договориться с образовательными учреждениями о создании такой сети. Это мнение ошибочное (организационно и технологически большую облачную сеть из разных АБИС создать и поддерживать практически невозможно) и простительно для неспециалистов в области ИКТ, но непростительно для московских так называемых институтов развития в области ИКТ, которые должны были разъяснить проблему и помочь руководству ДОгМ принять правильное решение, однако сами ошибались.

ДОгМ имел уникальную возможность сразу после утверждения концепции создать эффективную региональную облачную сеть школьных библиотек с объединенными электронными ресурсами, которая послужила бы примером для всех других органов управления образованием субъектов Российской Федерации, однако активно включился в создание, безусловно, очень нужной системы – Московской электронной школы (МЭШ), и при отсутствии финансовой (а главное – моральной) поддержки облачной сети со стороны руководства ДОгМ эта сеть постепенно сократилась до нескольких школ, руководство которых вникло в потребности библиотеки и нашло возможность профинансировать даль­нейшее участие в сети.

Как результат – школьные библиотеки Москвы остались у разбитого корыта: некоторые с методически и технологически разрозненными программными средствами для автоматизации, а многие даже и без таких средств, например, две школы от безысходности ведут электронный каталог в Excel (!).

Негативный вклад в проблему автоматизации библиотек московских школ (многие из которых имеют более 100 тыс. печатных объектов хранения) невольно внесли и вносят кураторы МЭШ – системы, в которой есть электронная библиотека МЭШ, ошибочно считая, что эта библиотека может обеспечить автоматизацию всех (или почти всех) многочисленных функций классической библиотеки, реализованных в АБИС во взаимодействии с современным оборудованием (в том числе использующим радиочастотную идентификацию объектов хранения в библиотеках), а также необходимую интеграцию единой АБИС с другими информационными системами, входящими в электронные государственные услуги.

Напомним перечень основных автоматизируемых в АБИС «МАРК Cloud» библиотечных функций:
– каталогизация литературы в фонде библиотеки на основе международных стандартов машиночита­емой каталогизации семейства MARC и в соответствии с ГОСТами;
– комплектование и учет экземпляров фонда;
– управление электронным контентом и предоставление доступа к нему;
– учет читателей;
– обслуживание читателей: выдача, продление, возврат литературы, оформление и обработка заказов и др.;
– формирование статистических и иных отчетов, в том числе расчет книгообеспеченности учебного процесса;
– ведение библиографических и иных справочников: словарей, классификаторов, рубрикаторов и др.;
– использование (в том числе для реализации приведенных функций) современного оборудования: сканеров штрих-кодов, настольных считывателей RFID-меток, «умных» полок, станций самостоятельного обслуживания, систем возврата и сортировки литературы, устройств массовой инвентаризации, противокражных систем, браслетов и электронных карт для прохода и оплаты питания, единого читательского билета и др.

Как видно, перечень функций АБИС очень большой и специфический. Большой перечень специфических функций и у МЭШ, которая работает пока не очень устойчиво. По­этому планы объединения двух очень сложных систем на одной платформе технологически нецелесообразны, так как коэффициент надежности такой платформы в целом будет равен произведению коэффициентов надежности каждой системы и будет меньше составляющих произведение коэффициентов. Создание общей платформы займет несколько лет с непредсказуемым конечным результатом, но в любом случае при сохранении застоя в формировании объединенных электронных ресурсов школьных библиотек на этот период. При этом надо учитывать, что в соответствии со Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. №608‑р, необходимо обеспечить «сохранение и развитие библиотек как площадок офлайн-коммуникации» (таких площадок у МЭШ и РЭШ пока нет, и вряд ли их нужно создавать вместо сохранения и развития библиотечных площадок).

Следует отметить, что вместо сомнительного по своей эффективности объединения МЭШ (РЭШ) с АБИС их необходимую интеграцию можно обеспечить за счет реализации полноценного обмена данными между этими системами – от простейшей бесшовной авторизации пользователей до автоматизированного формирования для школьников рекомендательных списков литературы на основе компонентов изучаемого учебного материала с использованием технологий искусственного интеллекта.

В федеральных инициативах национального проекта «Образование» задачи по созданию федеральной и региональной облачных сетей школьных библиотек с объединенными электронными ресурсами не предусмотрены. Приказом Минпро­свещения России от 2 декабря 2019 г. №649 утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), в которой указано: «4.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления при внедрении Целевой модели ЦОС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации: а) осуществляют создание, внедрение и эксплуатацию региональных информационных систем и ресурсов (ИСиР), направленных… на организацию и внедрение образовательного процесса: …электронной библиотеки», без разъяснений, что под ней значится, но специалисты утверждают, что «по сути, происходит подмена школьной библиотеки хранилищем электронного контента» [3].

В этих условиях фактически без федеральной поддержки несколько органов управления образованием в различных субъектах Российской Федерации в сотрудничестве с разработчиками распространенных в России АБИС пытаются (с разной эффективностью) создавать облачные (чаще псевдооблачные) сети школьных библиотек с объединенными ресурсами.

В отличие от псевдооблачных сетей, которые, как правило, представляют собой объединения библиотек, эксплуатирующих программные сред­ства АБИС на своих локальных компьютерах и имеющих доступ через Интернет к ограниченному набору сводных электронных ресурсов (к каталогам, другим справочным библиографическим ресурсам, базам данных пользователей и др.) на удаленном сервере центральной библиотеки или поставщика АБИС, действительно облачные сети не только должны функционировать на базе инфраструктуры вычислительных кластеров мощных облачных серверов (с балансировкой нагрузки и репликацией данных между серверами, обеспечивающими работоспособность сети и целостность данных при отказе любого из них) в специализированных дата-центрах, но и на уровне программного обеспечения поддерживать сетевую работу во всех компонентах АБИС, то есть не просто обеспечивать общий доступ к справочным ресурсам, но и в режиме реального времени переносить в общее сетевое пространство результат каждого действия всех библиотекарей и всех читателей (а это тысячи одновременно работающих пользователей), благодаря чему становятся прозрачными данные об активности работы библиотек в сети, каждого библиотекаря и каждого читателя, данные о фактической доступности литературы для выдачи и бронирования, появляются ранее недоступные возможности централизованного управления технологией библиотечной работы на основе единых методических стандартов, оперативного сбора статистики в масштабах сети и многие другие преимущества полноценного сетевого взаимодействия.

Одним из удачных примеров такой сети является созданная в 2020 году облачная сеть, включающая 62 школьные библиотеки столицы Чувашии – города Чебоксары – с объединенными электронными ресурсами на основе АБИС «МАРК Cloud» (https://school21.informsystema.ru/). Доверие к этой АБИС у специалистов обеспечила успешная (с 2018 года) промышленная эксплуатация созданной на ее основе облачной сети, включающей все (более 400) муниципальные библиотеки с объединенными электронными ресурсами города Москвы и единым читательским билетом (https://www.mos.ru/knigi/). При этом во всех московских городских библиотеках все эксплуатируемые много лет АБИС («МАРК-SQL», «ИРБИС», «OPAC-Global», «Absotheque», «Koha», «МегаПро») заменены на единую «МАРК Cloud».

Логично предположить, что в ближайшее время к успешно эксплуатируемой облачной сети школьных библиотек столицы Чувашии присоединятся остальные школьные библиотеки региона, который имеет все предпосылки для того, чтобы стать лидером в российской системе общего образования по технологическому уровню и качеству внедрения средств автоматизации школьных библиотек.

Предлагаем органам управления образованием в других субъектах Российской Федерации следовать примеру столицы Чувашской Республики. Специалисты ООО «НПО «Информ-система» готовы к сотрудничеству. Важно при этом запланировать необходимые финансовые средства на 2022 год: 30-50 тыс. руб. на каждую школу в облачной сети в зависимости от характеристик электронных ресурсов школы, таких удельных средств достаточно для выполнения комплекса работ по внедрению облачной АБИС под ключ, включающих установку АБИС на облачных серверах, настройку конфигурации облачной сети с учетом специфики каждой школы, конвертацию имеющихся у школьных библиотек электронных информационно-библиотечных ресурсов (каталогов, справочников, сведений о читателях и др.) из унаследованной АБИС в новую, объединение этих ресурсов с очисткой и устранением дублетности, обучение библиотекарей работе с АБИС, настройку интеграции с имеющимся оборудованием на основе RFID и штрихкодирования, предоставление читателям доступа к каталогам библиотек в сети на сайтах образовательных учреждений, техническое и консультационное сопровождение пользователей и др.

При этом стоимость оказания исполнителем услуг консультационной и технической поддержки школьных библиотек в облачной сети (ежегодно после завершения периода внедрения) в общем случае не будет превышать в удельном измерении 10-30% от стоимости подключения на каждую библиотеку в сети.

Устанавливать и эксплуатировать программное обеспечение облачной сети библиотек с объединенными электронными ресурсами целесообразно на высокопроизводительных серверных вычислительных ресурсах в сертифицированном дата-центре, который обеспечивает высокий уровень защиты данных, многократное резервирование электропитания и каналов доступа в Интернет. Для этой цели могут быть задействованы как региональный центр обработки данных (ЦОД) и размещенные в нем вычислительные ресурсы заказчика, так и любой другой соответствующий необходимым требованиям дата-центр, где достаточные для бесперебойного функционирования облачной сети ресурсы арендуются исполнителем. Облачные сети библиотек на базе АБИС «МАРК Cloud», создаваемые и сопровождаемые специалистами ООО «НПО «Информ-система», многие годы успешно работают на основе обеих этих моделей.

В зависимости от выбранной заказчиком модели возможны различные финансовые политики развития региональных облачных сетей библиотек. Так, программное обеспечение облачной АБИС может предоставляться заказчику как доступная через Интернет услуга (так называемый формат предоставления программного обеспечения SaaS – от англ. software as a service) или как «коробочное» программное обеспечение, поставляемое как комплект, включающий дистрибутив, полную документацию и лицензию на использование. В первом случае заказчик существенно экономит на приобретении лицензии и эксплуатации вычислительных ресурсов, во втором – обеспечивает независимость от исполнителя (разработчика, поставщика АБИС или сервисной компании, осуществляющей техническое сопровождение). Именно поэтому ООО «НПО «Информ-система» рекомендует для региональных сетей школьных библиотек третий, комбинированный, вариант: когда в первый год после создания сети в регионе облачная АБИС эксплуатируется на вычислительных ресурсах исполнителя и поддерживается им, при этом заказчик расходует минимальные финансовые средства (не выходящие за пределы данной выше оценки удельной стоимости проекта), а его IT-специалисты получают необходимое время на изучение и освоение системы, и далее заказчик, получив успешный опыт внедрения АБИС и будучи уверенным в целесообразности ее дальнейшего самостоятельного использования в интересах региональной системы образования, закупает лицензионный комплект ее программного обеспечения, устанавливает его на свои ресурсы с сохранением всех наработанных ранее данных и становится полностью независимым от исполнителя, привлекая последнего только для консультационной поддержки и поставки обновлений.

Возможность круглосуточного манипулирования электронными ресурсами школьных библиотек, объединенными даже в пределах региона, обеспечит не только существенное повышение качества учебной, культурно-просветительской и другой деятельности образовательных учреждений региона, но и снижение трудоемкости и затрат на формирование в каждой школе электронных каталогов за счет бесплатного заимствования готовых библио­графических записей (из каталогов других участников сети и из внешних источников). Наряду с этим благодаря современной технологии «тонкого клиента» достигается существенное (по сравнению с эксплуатацией устаревших необлачных АБИС) снижение затрат на вычислительную технику и оплату труда системных администраторов и программистов: будучи облачной, АБИС не устанавливается на компьютерах в библиотеке, не требует управления базами данных, переустановки, обновления и иного сопровождения работниками учреждения.

Созданные на первом этапе региональные облачные сети школьных библиотек с объединенными электронными ресурсами при административной поддержке Минпросвещения России на втором этапе можно будет легко объединить в федеральную облачную сеть, отвечающую всем современным требованиям, с высоким синергетическим эффектом.

Список использованных источников

[1] Попов В.В. Создание региональных облачных библиотечных сетей школьных библиотек России // Школьная библиотека. – 2016. – №7 – С. 9-13.

[2] Попов В.В., Башмаков А.И., Шапкина Н.В., Васянин С.В. Создание «облачных» сетей и электронные ресурсы // Библиотека. – 2016. – №4 – С. 31-36.

[3] Иванченко Д.А. Создание цифровых (электронных) библиотек в школе: предпосылки и противоречия // Школьная библиотека. – 2021. – №7 – С. 13-18.

В.В.ПОПОВ, д. т. н., профессор, Д.Н.ЧИКИЧЕВ (ООО «НПО «Информ-система»)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте