Вызывает родителей только в крайнем случае
Недавно к нам в школу (гимназия # 1 МПС РФ) приезжал необычный гость – директор австралийской школы, звали его Вилльям Делани; на вид – не больше 50 (но только на вид), и сразу видно, что ума палата (что подтвердилось наличием научной степени).
Мы, одиннадцатиклассники, встречали Билла целой делегацией. Поприветствовав нас, он вручил каждому значок-кенгуру (кстати, у него дома живет один такой сумчатый), получив взамен значок с эмблемой нашей школы.
Перекинувшись через переводчика парой слов с нашим директором (который похвалился предстоящим гимназии юбилеем и извинился за ремонт), Билл в сопровождении делегации приступил к экскурсии по нашей alma mater.
Начали, конечно, со столовой, где поются под гитару песни и забываются уроки. Резонный вопрос:
– Билл, в Австралии есть прогульщики?
– Само собой. Где ж их нет?
– И то правда. А как насчет наказания?
– Конкретно в моей школе – Питвотер-скул – наказание может быть достаточно серьезным. У каждого ученика есть ответственный за него преподаватель, который проверяет домашнее задание и подпись родителей. За прогул он может в качестве наказания назначить ученику дополнительный учебный день в субботу. (Завистливый шепот наших учителей. – М.К.).
– Что вы предпринимаете, если у школьника плохая успеваемость? Вызываете родителей? (Смех в наших рядах. – М.К.).
– Это случается редко. Сначала преподаватель беседует с учеником лично. Если нет результата – тогда уже разговаривает с родителями. Но не раньше.
Проходим мимо учительской.
– Интересно, какая у вас система расписания? Я имею в виду, строго ли оно фиксировано для всех, как в России, или у каждого – персональное, есть обязательные и необязательные уроки, как в США?
– У нас практикуется и то и другое. Существуют две программы обучения. Одна готовит учеников к специальным колледжам (что-то вроде техникума. – М.К.), и здесь достаточно жесткое расписание, уроки должны посещаться все и всеми. Другая программа – обычная, готовит к поступлению в университет. В этом случае все зависит от желания учиться. Таким образом развивается чувство ответственности, необходимое в высшем учебном заведении.
– Как насчет внеклассных мероприятий – клубов, кружков?
– Да, это все имеется, особенно спортивные клубы. В Австралии мы очень любим спорт, причем все его виды: от фигурного катания до дайвинга. В школе, кстати, есть бассейн. И специальная форма для плавания.
Демонстрируем библиотеку, рассказываем о ее достоинствах.
– Где в Питвотер-скул расположена библиотека?
– Она находится наверху, т.к. оттуда как раз виден океан и представляет собой что-то наподобие открытой веранды. Вообще в отличие от России, где школа действительно “закрытое” учреждение, занятия в Австралии в силу погодных условий в большинстве своем проводятся на воздухе. Сейчас там, к слову, около +350С. По крайней мере в Сиднее, где находится моя школа.
– Вот это я понимаю. Впрочем, Южное полушарие – не Северное. У вас ведь “летние” каникулы приходятся на зиму?
– Да, совершенно верно. Самое жаркое время года в Австралии – с декабря по конец февраля. Каникулы начинаются в декабре и длятся 11-12 недель.
– А как вы празднуете Рождество и Новый год?
– Ну снега, сами понимаете, у нас нет. Одним словом, большинство австралийцев празднуют Рождество на пляже.
Показываем кабинет географии, он же – экономики и экологии.
– У вас в Питвотер-скул есть предмет “Экология”?
– Да, конечно. Мы уделяем этому большое внимание, т.к. всегда стараемся заботиться о состоянии окружающей среды. Экология, геология, биология и география изучаются с 8-го по 10-й класс.
– А сколько лет занимает все обучение?
– Обязательный курс – 12 лет.
– Да-а… Впрочем, у нас тоже хотят по не вполне понятным причинам ввести 12-летнюю систему обучения. А какие иностранные языки у вас преподаются (если преподаются)?
– Изучение иностранных языков необязательно. В Питвотер-скул можно учить немецкий, французский, китайский и японский.
Заворачиваем в компьютерную.
– Ваши ученики пользуются Интернетом?
– Да. Персонального доступа у них, правда, нет. С компьютером начинают общаться еще в детском саду. В Питвотере три компьютерных кабинета для школьников и один для детского сада. В библиотеке – порядка 10 машин.
– Компьютерные технологии, программирование – популярная в Австралии профессия?
– О да. Все, что связано с информационно-вычислительной техникой, программированием, компьютерными науками, очень популярно. Это самые котируемые профессии. Между прочим, там огромное поле для деятельности во всех областях: от составления программ до компьютерной графики и дизайна.
Экскурсия подходит к концу.
– Ну как вам наша гимназия в смысле внешнего вида? Не Европа, конечно, а все же?
– Знаете, я много путешествовал, был в разных школах. И могу сказать только одно: школа – это учителя и ученики. Все остальное не имеет значения. В Индонезии или Пакистане здание школы может выглядеть как две горизонтальные палки и еще одна сверху. Мне показывали библиотеку, где была всего одна книга. У школы может не быть великолепного интерьера и оборудования, но она будет выпускать отличных учеников. Когда я в 1961 году начинал работать учителем физики и химии, у меня не было такой лаборатории и приборов, как сейчас. Еще раз повторяю: школа – это учителя и ученики.
Провожаем Билла к выходу.
– Надеюсь, наш английский не очень резал вам уши. Спасибо, кстати, за ваш – все было понятно.
– Не комплексуйте. По крайней мере в вашей гимназии с английским все в порядке. Считается, между прочим, что российские выпускники особенно сильны в математике. Что же касается моего английского, то должен вам сказать, к сожалению, он разительно отличается от языка ваших австралийских сверстников.
– Ну такое и у нас в практике.
Поблагодарив друг друга (“спасибо” – единственное слово, которое Билл знает по-русски), мы распрощались. Потом, размышляя над нашим разговором, я пришла к выводу, что Билл не прав только в одном: нет, не только в математике сильны российские выпускники!
Мария КРОХИНА
Комментарии