работников образования в 1997 году
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
– Реализация положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”.
– Международные документы о правах человека и их реализация в деятельности образовательных учреждений, обеспечение прав граждан на получение общедоступного образования.
– Базисный учебный план – как средство защиты от перегрузок обучающихся и гарант сохранения единого образовательного пространства.
– Тестирование как одна из форм контроля оценки качества подготовки обучающихся по предметам в общеобразовательных учреждениях.
– Организация взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования.
– Гражданское и патриотическое воспитание и образование воспитанников, обучающихся.
– Проблемы здоровья и организация оздоровительной работы в образовательном учреждении.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Обсуждение проекта Федеральной программы развития образования как организационной основы государственной политики в области образования.
– Развитие и совершенствование форм государственно-общественного управления образованием.
– О взаимодействии органов управления образованием, финансовых органов и профсоюзов.
– Вопросы взаимодействия структур органов местного самоуправления по проблемам функционирования и развития образования.
– Роль внутреннего контроля учреждения в совершенствовании управления образовательным учреждением.
– О взаимодействии органов управления образованием и образовательных учреждений по подготовке и проведению “единых экзаменов” в период итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора в высшие учебные заведения.
– Взаимодействие государственных и негосударственных образовательных учреждений – основа развития системы образования.
– О месте и роли негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных образовательных программах.
– Содействие семье в воспитании детей дошкольного возраста.
– Особенности управления малокомплектной сельской школой.
– Автономность образовательных учреждений и реализация контрольных функций за качеством образования, руководством образовательных учреждений и органов управления образованием.
– Вопросы организации дополнительных платных образовательных услуг в образовательных учреждениях.
– Работа с управленческими кадрами в условиях реформирования системы образования.
– Национально-региональные программы развития образования, учитывающие социально-экономические и культурные особенности субьектов Федерации.
– Аттестация учреждения дополнительного образования детей: подходы и рекомендации.
– Управление развитием системы дополнительного образования детей (на муниципальном уровне).
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ
– Правовые механизмы реализации Закона “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ.
– Обеспечение конституционных прав граждан на образование.
– Нормативно-правовая основа деятельности образовательных учреждений в современных условиях.
– Совершенствование нормативно-правовой базы негосударственного образования.
– Вопросы обеспечения социальной защиты работников образования.
– Проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
– Формирование правовой основы взаимодействия различных уровней управления образованием.
– Сохранение прав граждан на получение услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
– Реализация Закона РФ “Об образовании”, законодательства России по охране прав детства.
– Аттестация работников образовательных учреждений: опыт и проблемы.
– Основы законодательства о защите прав потребителя.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Сохранение и развитие сети различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение ее функционирования.
– Развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях.
– Влияние детских игр и игрушек на интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
– Формирование у детей ценностей здорового образа жизни.
– Разнообразие форм и методов работы с родителями в дошкольных образовательных учреждениях (в том числе нетрадиционные).
– Организационно-экономическое обеспечение сети дошкольных образовательных учреждений.
– Создание условий для полноценного образования всех детей, в том числе имеющих отклонения в развитии, одаренных детей.
– Медико-психологическое обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
– Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
– Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
– Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений.
– Осуществление государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования.
– Обеспечение возможности выбора родителями образовательных услуг на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми.
– Защита ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.
– Разработка и внедрение служб консультативной помощи семье по семейному дошкольному образованию в регионе.
– Психолого-педагогические ценности игр и игрушек.
– Реализация психолого-педагогических требований к играм и игрушкам.
– Работа педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению с требованиями, предьявляемыми к играм и игрушкам.
– Содействие семье в воспитании детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Методические основы преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе.
– Организация и содержание работы в классах коррекционно-развивающего обучения.
– Качественная оценка знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.
– Осуществление постепенного перехода на четырехлетнее образование младших школьников (содержание образования, условия, здоровье).
– Формирование личности младшего школьника и проблемы воспитания гражданина.
– Формирование целостного научного мировоззрения на уроках естественных и общественных дисциплин в начальной школе.
– Перспективы развития и проблемы преемственности между начальным и основным общим образованием в системах Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и Л.В. Занкова.
– Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, музыкального воспитания и образования.
– Роль факультативных курсов в общем развитии личности младшего школьника.
– Подготовка к школе детей 5-6 лет, не посещающих детский сад.
– Обучение чтению и письму как первая ступень изучения единого курса родного языка в различных системах начального образования.
– Начальное литературное образование младших школьников на основе развития творческой деятельности обучающихся и культуры речевой коммуникации.
– Работа с детьми младшего школьного возраста, имеющими комплекс трудностей в обучении (ослабленные дети, дети с временной задержкой психического развития, леворукий ребенок и т.д.).
– Учебный диалог как основная форма работы в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
– Санитарно-гигиенические нормы и предельно допустимые нагрузки обучения младших школьников.
– Информационная культура в начальной школе, ее проблемы и перспективы.
ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Языки и литература
– Овладение словом – как основное условие развития личности.
– Современная языковая ситуация и перспективные пути развития методики преподавания русского языка.
– Формы и методы работы по повышению языковой культуры обучающихся.
– Гражданское и патриотическое воспитание на уроках литературы.
– Воспитание нравственности в процессе изучения литературы.
– Особенности работы по новому параллельному учебно-методическому комплекту по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.
– Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в старших классах по новым учебным пособиям.
– Работа по новым программам концентрического курса литературы (9-й класс).
– Методика изучения русской литературы ХХ века по новым учебникам В.П. Журавлева и В.В. Агеносова “Русская литература ХХ века”.
– Проблемы преподавания русского языка детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
– Опыт преподавания новых школьных курсов риторики и русской словесности.
– Нетрадиционные технологии в преподавании русского языка.
– Формы экзаменационных испытаний по русскому языку и литературе в основной и средней школе.
– Современные подходы к анализу художественного текста.
– Изучение теории литературы в основной и средней (полной) школе.
– Организация домашнего чтения обучающихся.
– Современное прочтение русской классики.
– Методика проведения письменных работ по литературе.
– Русская литература в национальной школе.
– Взаимосвязь искусств в преподавании литературы.
– Литературное краеведение в школе.
– Методика проведения факультативных занятий по литературе.
– Современные подходы к уроку литературы.
– Обучение иностранным языкам по новым УМК.
– Социокультурный подход к преподаванию иностранных языков. (Из опыта работы по новым УМК).
– Новые технологии в преподавании иностранных языков.
– Проблемы преподавания иностранного языка как второго.
– Проблемы организации текущего и итогового контроля по иностранным языкам.
Общественные дисциплины
– Особенности изучения истории в условиях современных социально-культурных процессов в многонациональной России.
– Гражданско-правовое образование и воспитание. Опыт работы с новыми федеральными и региональными УМК.
– Концептуальные основы новых учебников по истории России.
– Методическое обеспечение учебников по отечественной и всеобщей истории.
– Теоретические и методические проблемы преподавания обществоведческих курсов по выбору обучающихся.
– Формы итогового контроля в основной и средней (полной) школе по истории и обществознанию.
– Система школьного экономического образования. Основные направления развития.
– Федеральные и региональные программы экономического образования: отбор содержания и требования к выпускникам и обучающимся.
– Программное и учебно-методическое обеспечение школьного экономического образования. Применение современных интенсивных форм и методов преподавания: деловые игры, компьютерные программы, видеофильмы и др.
– “Школьная компания” – практическая форма организации школьников по основам предпринимательской деятельности.
– Изучение налогового законодательства и основ законодательства о защите прав потребителя. Программное и учебно-методическое обеспечение новых факультативных курсов: “Основы законодательства о защите прав потребителя”, “Потребительская культура”, “Налоги и налоговое законодательство”, “Рынок ценных бумаг” и др.
– Основное содержание и методика преподавания курса “География России”.
– Проблемы отбора содержания учебного материала при изучении географии своей республики (края, области). Место региональных курсов географии в общем курсе “География России”.
– Уровневая и профильная дифференциация содержания школьного географического образования.
– Новые средства обучения географии в средней школе. Методика их использования на уроках географии.
– Экологическое образование и воспитание в процессе преподавания географии.
– Вопросы страноведения в содержании школьного географического образования и формирование этнографической культуры школьников.
Искусство
– Использование современных технологий преподавания искусства в школе.
– Новые подходы к преподаванию музыки в общеобразовательных учреждениях.
– Курс художественной культуры народов мира и особенности его преподавания.
– Интегрированные курсы по искусству: проблемы и перспективы.
– Из опыта работы по новым учебникам изобразительного искусства (авт. В.С. Кузина, В.М.Неменского – для начальной школы и авт. Н.М.Сокольниковой – для основной школы).
Математика и информатика
– Новые учебники по математике, их качество и методическое обеспечение.
– Обязательный минимум содержания математического образования за курс основной школы.
– Итоги проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.
– Роль институтов повышения квалификации работников образования в оказании методической помощи учителям математики в современных условиях.
– Опыт работы с одаренными школьниками в летних математических школах.
– Проблемы обучения математике в классах коррекции.
– Новые подходы к диагностике качества математической подготовки обучающихся.
– Роль интеграции предметов области “Математика” при обучении в профилированных классах.
– Итоги всероссийских олимпиад школьников по математике.
– Методика обучения математике в 8-9-х классах с углубленным изучением.
– Пути разработки и реализации региональных программ информатизации образования.
– Обязательный минимум содержания образования по курсу информатики и варианты его реализации в программах основной школы.
– Варианты профильных курсов по информатике в 10-11-х классах средних общеобразовательных школ.
– Проблемы изучения пропедевтического курса информатики в 1-6-х классах общеобразовательных школ.
– Проблемы оснащения и организации занятий в кабинете информатики с обучающимися различных возрастных групп.
– Опыт работы с одаренными школьниками при подготовке олимпиад по информатике и в летних школах юных информатиков.
– Итоги всероссийской олимпиады школьников 1997 года по информатике.
– Роль институтов повышения квалификации работников образования в оказании методической помощи учителям информатики.
Естественные дисциплины
– Новые концепции по предметам естественнонаучного цикла.
– Вариативные учебно-методические комплекты по предметам естественнонаучного цикла, их структура и содержание в современных условиях.
– Новые подходы к диагностике качества подготовки обучающихся по предметам естественнонаучного цикла.
– Обязательный минимум содержания предметов естественнонаучного цикла, требования к уровню подготовки обучающихся.
– Использование новых программных средств и технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла.
– Роль интеграции предметов естественнонаучного цикла в формировании целостного восприятия окружающего мира.
– Проблемы содержания и организации дифференцированного обучения в классах и школах с углубленным изучением отдельных предметов естественнонаучного цикла.
– Формы проведения итоговой аттестации по предметам естественнонаучного цикла за курс основной и средней (полной) школы.
– Формирование здорового образа жизни через содержание предметов естественнонаучного цикла.
– Проблемы и перспективы экологического образования. Экологизация предметов естественнонаучного цикла.
– Предметные олимпиады как одна из форм работы с одаренными детьми.
– Формы и методы внеклассной работы с обучающимися на уроках естественнонаучного цикла с целью выявления одаренных детей и развития их творческих способностей.
– Преподавание интегрированного курса “Физика и астрономия” в 7-9-х классах.
– Из опыта работы по использованию на уроках физики демонстрационного и лабораторного эксперимента в приобретении обучающимися практических умений пользования измерительными приборами и приспособлениями для самостоятельного проведения опытов, экспериментов, исследований.
– Из опыта работы по новым учебникам А.Е. Гуревича и др. “Физика и химия” в 5-6-х классах.
– Урок физики в современной школе (из опыта работы).
– Основные методические подходы к преподаванию курса химии в 8-9-х кл. по учебно-методическому комплекту авт. Н.С. Ахметова.
– Роль демонстрационного эксперимента в формировании основных химических понятий.
– Из опыта работы по формированию системы химических знаний обучающихся как компонента естественнонаучных знаний об окружающем мире и его законах.
– Из опыта работы по новому учебнику “Биология-6” В.В. Пасечника.
– Эксперимент на уроках биологии и во внеурочное время как форма выработки практических умений и навыков.
– Проблемы воспитания и формирования культуры общения и навыков здорового образа жизни на уроках биологии.
– Из опыта работы по овладению обучающимися знаниями о живой природе как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры.
– Основное содержание и методика преподавания экологии по учебно-методическому комплекту “Экология России” авт. Б.М. Миркина и др.
– Преподавание химии в 10-11-х классах в условиях дифференциации образования.
Технология
– Координирующая роль районных (городских) методических служб в создании условий для разностороннего развития обучающихся в различных формах трудовой, углубленной трудовой (профильной, допрофессиональной) и профессиональной подготовки.
– О преподавании по новым учебникам “Технология-6”, “Технология-7”, “Технология-8” под ред. В.Д. Симоненко.
– Обязательный минимум содержания образовательной области “Технология”, требования к уровню подготовки школьников в основной и средней (полной) школе.
– Роль технологического образования в подготовке школьников к жизни.
– Технологическое образование, социально-трудовая адаптация и профессиональное самоопределение школьников в современных социально-экономических условиях.
– Межшкольный учебный комбинат – центр по организации методической помощи общеобразовательным учреждениям в городе (районе) в реализации образовательной области “Технология”.
– Роль межшкольных учебных комбинатов в реализации новых УМК “Технология”, “Твоя профессиональная карьера”, “Дом – семь “Я”.
– Использование новых средств обучения и метода проектов в преподавании по программе “Технология”.
– О проведении экзамена по выбору по образовательной области “Технология”.
Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности
– Реализация положений Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, об организации физического воспитания в образовательных учреждениях.
– Проблемы формирования здорового образа жизни и организации спортивного досуга в образовательном учреждении.
– Образовательная и методическая направленность урока физической культуры.
– Совместная работа территориальных комитетов и советов физкультурно-спортивной организации “Юность России” с образовательными учреждениями по организации спортивного досуга детей и подростков, созданию физкультурно-спортивных клубов и деятельности детско-юношеских спортивных школ.
– Формирование потребности и интереса обучающихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
– Двигательная активность – одно из приоритетных направлений в оздоровлении воспитанников и обучающихся.
– Минимальное содержание курса “Основы безопасности жизнедеятельности”, требования к выпускникам общеобразовательных учреждений.
– Углубленное изучение курса ОБЖ в специализированных образовательных учреждениях, кадетских школах и др.
– Профессиональная ориентация и подготовка к службе в армии в ходе преподавания курса ОБЖ.
– Патриотическое воспитание молодежи в процессе изучения курса ОБЖ.
– Организация “Детской школы безопасности”, “Школы выживания” и др. форм внешкольной деятельности обучающихся по курсу ОБЖ.
ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
– Специфические особенности образовательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
– Организация и методика психолого-реабилитационной работы с трудными подростками в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
– Практические пути гуманизации учебно-воспитательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
– Опыт дифференцированного обучения в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
– Роль вечерней (сменной) общеобразовательной школы как центра социальной и психологической реабилитации подростков.
– Концепция развития уголовно-исполнительной системы и особенности организации общеобразовательного обучения осужденных в вечерних (сменных) общеобразовательных школах в ИТУ.
– Состояние общеобразовательного обучения в уголовно-исполнительной системе МВД России и пути его совершенствования (на примере своего региона).
– О повышении роли вечерних (сменных) общеобразовательных школ в ИТУ в подготовке осужденных к жизни на свободе.
БИБЛИОТЕКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
– Работа библиотеки в помощь активизации учебной деятельности обучающихся и демократизации учебного процесса.
– Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как приоритетная задача библиотек общеобразовательных учреждений.
– Компьютеризация школьных библиотек.
– Новые нормативно-правовые документы “Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения”, “Типовые правила пользования библиотекой” как элемент оптимизации функционирования библиотек.
– Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения в ракурсе библиотечной педагогики.
– Роль библиотеки в обеспечении регионального компонента содержания образования.
– Формирование и развитие культуры личности школьника средствами художественной литературы.
– Взаимодействие библиотекарей и преподавателей-предметников в обучении и воспитании информационной культуры обучающихся.
– Новые информационные технологии в библиотечной работе.
– Информационная работа современной библиотеки.
– Диагностика обеспечения и использования учебной литературы в образовательном процессе.
– Проблемы сохранности библиотечных фондов и фондов учебников.
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– О мерах по реализации Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
– Организация работы по созданию системы реабилитации детей и подростков со школьной дезадаптацией.
– Организация комплексной подготовки специалистов для работы в образовательных учреждениях, обеспечивающих психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, обучении и поведении.
– Организация работы по выполнению мероприятий федеральной целевой программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
– Повышение качества специального образования с ориентацией на индивидуальный подход в отношении обучающихся, воспитанников.
– Обеспечение медико-психологической помощи и поддержки несовершеннолетних, имеющих проблемы в развитии.
– Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому.
– Опыт интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
– Организация воспитательной работы в детском доме, в том числе формирование правовой культуры, профессионального самоопределения.
– Психолого-управленческое обеспечение коррекционной работы с детьми-сиротами.
– Дальнейшее развитие форм устройства детей на воспитание в семьи граждан, профилактика социального сиротства.
– Анализ причин участившихся случаев побегов воспитанников из детских домов и школ-интернатов.
– Внедрение системы компенсирующего обучения детей риска: опыт, проблемы, перспективы.
– Сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.
– Школа и здоровье: проблемы, пути решения.
– Из опыта работы школ здоровья.
– Концептуальные и содержательные аспекты валеологии в образовательном процессе.
– Об организации системы психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей в процессе обучения.
– Школьные проблемы глазами психолога.
– О межведомственном подходе при обеспечении психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.
– Специальные педагогические подходы в работе с детьми риска: организационные формы, методическое обеспечение.
– О роли центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в предупреждении школьной и социальной дезадаптации обучающихся.
– Обеспечение детей горячим питанием в период учебных занятий. Проблемы и пути решения.
– О дополнительных гарантиях детям, нуждающимся в поддержке государства.
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Структурная реформа начального профессионального образования по уровням собственности и финансирования.
– Приведение в соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда с учетом необходимости комплексного решения задачи технологической переориентации производства с одновременным кадровым сопровождением рабочими и специалистами нового качества.
– Реформа содержания начального профессионального образования на основе введения единой интегрированной программы общего и профессионального образования.
– Принципы, нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях.
– Прогноз изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с условиями социально-экономического развития региона.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Развитие творческого потенциала ребенка в учреждении дополнительного образования.
– Обновление программного обеспечения дополнительного образования: новые программы, пособия, средства обучения.
– Практика подготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования.
– Опыт организации дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении.
– Новые подходы к организации воспитательной деятельности образовательных учреждений.
– Опыт работы педколлективов образовательных учреждений по введению в штат следующих должностей: социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, классный воспитатель.
– Патриотическое и гражданское воспитание детей в процессе освоения культурологических программ дополнительного образования.
– О взаимодействии органов и учреждений образования с заинтересованными организациями (культуры, науки, спорта и др.) по созданию и реализации региональных и муниципальных программ и проектов.
– Организация учебно-исследовательской деятельности школьников.
– Опыт участия родителей в управлении образовательным учреждением.
– Об участии образовательных учреждений в подготовке и праздновании 200-летнего юбилея А.С. Пушкина.
– Становление гражданина: возможности туристско-краеведческой деятельности школьников.
– Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.
– Самообследование учреждения в процессе аттестации как творческое осмысление опыта, традиций, возможностей.
(Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, письмо от 23.05.97 N589/14-12)
Комментарии