search
main
0

Августовские педагогические совещания

работников образования в 1997 году

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

– Реализация положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”.

– Международные документы о правах человека и их реализация в деятельности образовательных учреждений, обеспечение прав граждан на получение общедоступного образования.

– Базисный учебный план – как средство защиты от перегрузок обучающихся и гарант сохранения единого образовательного пространства.

– Тестирование как одна из форм контроля оценки качества подготовки обучающихся по предметам в общеобразовательных учреждениях.

– Организация взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования.

– Гражданское и патриотическое воспитание и образование воспитанников, обучающихся.

– Проблемы здоровья и организация оздоровительной работы в образовательном учреждении.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Обсуждение проекта Федеральной программы развития образования как организационной основы государственной политики в области образования.

– Развитие и совершенствование форм государственно-общественного управления образованием.

– О взаимодействии органов управления образованием, финансовых органов и профсоюзов.

– Вопросы взаимодействия структур органов местного самоуправления по проблемам функционирования и развития образования.

– Роль внутреннего контроля учреждения в совершенствовании управления образовательным учреждением.

– О взаимодействии органов управления образованием и образовательных учреждений по подготовке и проведению “единых экзаменов” в период итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора в высшие учебные заведения.

– Взаимодействие государственных и негосударственных образовательных учреждений – основа развития системы образования.

– О месте и роли негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных образовательных программах.

– Содействие семье в воспитании детей дошкольного возраста.

– Особенности управления малокомплектной сельской школой.

– Автономность образовательных учреждений и реализация контрольных функций за качеством образования, руководством образовательных учреждений и органов управления образованием.

– Вопросы организации дополнительных платных образовательных услуг в образовательных учреждениях.

– Работа с управленческими кадрами в условиях реформирования системы образования.

– Национально-региональные программы развития образования, учитывающие социально-экономические и культурные особенности субьектов Федерации.

– Аттестация учреждения дополнительного образования детей: подходы и рекомендации.

– Управление развитием системы дополнительного образования детей (на муниципальном уровне).

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ

– Правовые механизмы реализации Закона “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ.

– Обеспечение конституционных прав граждан на образование.

– Нормативно-правовая основа деятельности образовательных учреждений в современных условиях.

– Совершенствование нормативно-правовой базы негосударственного образования.

– Вопросы обеспечения социальной защиты работников образования.

– Проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

– Формирование правовой основы взаимодействия различных уровней управления образованием.

– Сохранение прав граждан на получение услуг в дошкольных образовательных учреждениях.

– Реализация Закона РФ “Об образовании”, законодательства России по охране прав детства.

– Аттестация работников образовательных учреждений: опыт и проблемы.

– Основы законодательства о защите прав потребителя.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Сохранение и развитие сети различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение ее функционирования.

– Развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях.

– Влияние детских игр и игрушек на интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

– Формирование у детей ценностей здорового образа жизни.

– Разнообразие форм и методов работы с родителями в дошкольных образовательных учреждениях (в том числе нетрадиционные).

– Организационно-экономическое обеспечение сети дошкольных образовательных учреждений.

– Создание условий для полноценного образования всех детей, в том числе имеющих отклонения в развитии, одаренных детей.

– Медико-психологическое обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

– Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

– Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

– Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений.

– Осуществление государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования.

– Обеспечение возможности выбора родителями образовательных услуг на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми.

– Защита ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.

– Разработка и внедрение служб консультативной помощи семье по семейному дошкольному образованию в регионе.

– Психолого-педагогические ценности игр и игрушек.

– Реализация психолого-педагогических требований к играм и игрушкам.

– Работа педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению с требованиями, предьявляемыми к играм и игрушкам.

– Содействие семье в воспитании детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Методические основы преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе.

– Организация и содержание работы в классах коррекционно-развивающего обучения.

– Качественная оценка знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.

– Осуществление постепенного перехода на четырехлетнее образование младших школьников (содержание образования, условия, здоровье).

– Формирование личности младшего школьника и проблемы воспитания гражданина.

– Формирование целостного научного мировоззрения на уроках естественных и общественных дисциплин в начальной школе.

– Перспективы развития и проблемы преемственности между начальным и основным общим образованием в системах Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и Л.В. Занкова.

– Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, музыкального воспитания и образования.

– Роль факультативных курсов в общем развитии личности младшего школьника.

– Подготовка к школе детей 5-6 лет, не посещающих детский сад.

– Обучение чтению и письму как первая ступень изучения единого курса родного языка в различных системах начального образования.

– Начальное литературное образование младших школьников на основе развития творческой деятельности обучающихся и культуры речевой коммуникации.

– Работа с детьми младшего школьного возраста, имеющими комплекс трудностей в обучении (ослабленные дети, дети с временной задержкой психического развития, леворукий ребенок и т.д.).

– Учебный диалог как основная форма работы в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

– Санитарно-гигиенические нормы и предельно допустимые нагрузки обучения младших школьников.

– Информационная культура в начальной школе, ее проблемы и перспективы.

ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Языки и литература

– Овладение словом – как основное условие развития личности.

– Современная языковая ситуация и перспективные пути развития методики преподавания русского языка.

– Формы и методы работы по повышению языковой культуры обучающихся.

– Гражданское и патриотическое воспитание на уроках литературы.

– Воспитание нравственности в процессе изучения литературы.

– Особенности работы по новому параллельному учебно-методическому комплекту по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.

– Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в старших классах по новым учебным пособиям.

– Работа по новым программам концентрического курса литературы (9-й класс).

– Методика изучения русской литературы ХХ века по новым учебникам В.П. Журавлева и В.В. Агеносова “Русская литература ХХ века”.

– Проблемы преподавания русского языка детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

– Опыт преподавания новых школьных курсов риторики и русской словесности.

– Нетрадиционные технологии в преподавании русского языка.

– Формы экзаменационных испытаний по русскому языку и литературе в основной и средней школе.

– Современные подходы к анализу художественного текста.

– Изучение теории литературы в основной и средней (полной) школе.

– Организация домашнего чтения обучающихся.

– Современное прочтение русской классики.

– Методика проведения письменных работ по литературе.

– Русская литература в национальной школе.

– Взаимосвязь искусств в преподавании литературы.

– Литературное краеведение в школе.

– Методика проведения факультативных занятий по литературе.

– Современные подходы к уроку литературы.

– Обучение иностранным языкам по новым УМК.

– Социокультурный подход к преподаванию иностранных языков. (Из опыта работы по новым УМК).

– Новые технологии в преподавании иностранных языков.

– Проблемы преподавания иностранного языка как второго.

– Проблемы организации текущего и итогового контроля по иностранным языкам.

Общественные дисциплины

– Особенности изучения истории в условиях современных социально-культурных процессов в многонациональной России.

– Гражданско-правовое образование и воспитание. Опыт работы с новыми федеральными и региональными УМК.

– Концептуальные основы новых учебников по истории России.

– Методическое обеспечение учебников по отечественной и всеобщей истории.

– Теоретические и методические проблемы преподавания обществоведческих курсов по выбору обучающихся.

– Формы итогового контроля в основной и средней (полной) школе по истории и обществознанию.

– Система школьного экономического образования. Основные направления развития.

– Федеральные и региональные программы экономического образования: отбор содержания и требования к выпускникам и обучающимся.

– Программное и учебно-методическое обеспечение школьного экономического образования. Применение современных интенсивных форм и методов преподавания: деловые игры, компьютерные программы, видеофильмы и др.

– “Школьная компания” – практическая форма организации школьников по основам предпринимательской деятельности.

– Изучение налогового законодательства и основ законодательства о защите прав потребителя. Программное и учебно-методическое обеспечение новых факультативных курсов: “Основы законодательства о защите прав потребителя”, “Потребительская культура”, “Налоги и налоговое законодательство”, “Рынок ценных бумаг” и др.

– Основное содержание и методика преподавания курса “География России”.

– Проблемы отбора содержания учебного материала при изучении географии своей республики (края, области). Место региональных курсов географии в общем курсе “География России”.

– Уровневая и профильная дифференциация содержания школьного географического образования.

– Новые средства обучения географии в средней школе. Методика их использования на уроках географии.

– Экологическое образование и воспитание в процессе преподавания географии.

– Вопросы страноведения в содержании школьного географического образования и формирование этнографической культуры школьников.

Искусство

– Использование современных технологий преподавания искусства в школе.

– Новые подходы к преподаванию музыки в общеобразовательных учреждениях.

– Курс художественной культуры народов мира и особенности его преподавания.

– Интегрированные курсы по искусству: проблемы и перспективы.

– Из опыта работы по новым учебникам изобразительного искусства (авт. В.С. Кузина, В.М.Неменского – для начальной школы и авт. Н.М.Сокольниковой – для основной школы).

Математика и информатика

– Новые учебники по математике, их качество и методическое обеспечение.

– Обязательный минимум содержания математического образования за курс основной школы.

– Итоги проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.

– Роль институтов повышения квалификации работников образования в оказании методической помощи учителям математики в современных условиях.

– Опыт работы с одаренными школьниками в летних математических школах.

– Проблемы обучения математике в классах коррекции.

– Новые подходы к диагностике качества математической подготовки обучающихся.

– Роль интеграции предметов области “Математика” при обучении в профилированных классах.

– Итоги всероссийских олимпиад школьников по математике.

– Методика обучения математике в 8-9-х классах с углубленным изучением.

– Пути разработки и реализации региональных программ информатизации образования.

– Обязательный минимум содержания образования по курсу информатики и варианты его реализации в программах основной школы.

– Варианты профильных курсов по информатике в 10-11-х классах средних общеобразовательных школ.

– Проблемы изучения пропедевтического курса информатики в 1-6-х классах общеобразовательных школ.

– Проблемы оснащения и организации занятий в кабинете информатики с обучающимися различных возрастных групп.

– Опыт работы с одаренными школьниками при подготовке олимпиад по информатике и в летних школах юных информатиков.

– Итоги всероссийской олимпиады школьников 1997 года по информатике.

– Роль институтов повышения квалификации работников образования в оказании методической помощи учителям информатики.

Естественные дисциплины

– Новые концепции по предметам естественнонаучного цикла.

– Вариативные учебно-методические комплекты по предметам естественнонаучного цикла, их структура и содержание в современных условиях.

– Новые подходы к диагностике качества подготовки обучающихся по предметам естественнонаучного цикла.

– Обязательный минимум содержания предметов естественнонаучного цикла, требования к уровню подготовки обучающихся.

– Использование новых программных средств и технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

– Роль интеграции предметов естественнонаучного цикла в формировании целостного восприятия окружающего мира.

– Проблемы содержания и организации дифференцированного обучения в классах и школах с углубленным изучением отдельных предметов естественнонаучного цикла.

– Формы проведения итоговой аттестации по предметам естественнонаучного цикла за курс основной и средней (полной) школы.

– Формирование здорового образа жизни через содержание предметов естественнонаучного цикла.

– Проблемы и перспективы экологического образования. Экологизация предметов естественнонаучного цикла.

– Предметные олимпиады как одна из форм работы с одаренными детьми.

– Формы и методы внеклассной работы с обучающимися на уроках естественнонаучного цикла с целью выявления одаренных детей и развития их творческих способностей.

– Преподавание интегрированного курса “Физика и астрономия” в 7-9-х классах.

– Из опыта работы по использованию на уроках физики демонстрационного и лабораторного эксперимента в приобретении обучающимися практических умений пользования измерительными приборами и приспособлениями для самостоятельного проведения опытов, экспериментов, исследований.

– Из опыта работы по новым учебникам А.Е. Гуревича и др. “Физика и химия” в 5-6-х классах.

– Урок физики в современной школе (из опыта работы).

– Основные методические подходы к преподаванию курса химии в 8-9-х кл. по учебно-методическому комплекту авт. Н.С. Ахметова.

– Роль демонстрационного эксперимента в формировании основных химических понятий.

– Из опыта работы по формированию системы химических знаний обучающихся как компонента естественнонаучных знаний об окружающем мире и его законах.

– Из опыта работы по новому учебнику “Биология-6” В.В. Пасечника.

– Эксперимент на уроках биологии и во внеурочное время как форма выработки практических умений и навыков.

– Проблемы воспитания и формирования культуры общения и навыков здорового образа жизни на уроках биологии.

– Из опыта работы по овладению обучающимися знаниями о живой природе как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры.

– Основное содержание и методика преподавания экологии по учебно-методическому комплекту “Экология России” авт. Б.М. Миркина и др.

– Преподавание химии в 10-11-х классах в условиях дифференциации образования.

Технология

– Координирующая роль районных (городских) методических служб в создании условий для разностороннего развития обучающихся в различных формах трудовой, углубленной трудовой (профильной, допрофессиональной) и профессиональной подготовки.

– О преподавании по новым учебникам “Технология-6”, “Технология-7”, “Технология-8” под ред. В.Д. Симоненко.

– Обязательный минимум содержания образовательной области “Технология”, требования к уровню подготовки школьников в основной и средней (полной) школе.

– Роль технологического образования в подготовке школьников к жизни.

– Технологическое образование, социально-трудовая адаптация и профессиональное самоопределение школьников в современных социально-экономических условиях.

– Межшкольный учебный комбинат – центр по организации методической помощи общеобразовательным учреждениям в городе (районе) в реализации образовательной области “Технология”.

– Роль межшкольных учебных комбинатов в реализации новых УМК “Технология”, “Твоя профессиональная карьера”, “Дом – семь “Я”.

– Использование новых средств обучения и метода проектов в преподавании по программе “Технология”.

– О проведении экзамена по выбору по образовательной области “Технология”.

Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности

– Реализация положений Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, об организации физического воспитания в образовательных учреждениях.

– Проблемы формирования здорового образа жизни и организации спортивного досуга в образовательном учреждении.

– Образовательная и методическая направленность урока физической культуры.

– Совместная работа территориальных комитетов и советов физкультурно-спортивной организации “Юность России” с образовательными учреждениями по организации спортивного досуга детей и подростков, созданию физкультурно-спортивных клубов и деятельности детско-юношеских спортивных школ.

– Формирование потребности и интереса обучающихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

– Двигательная активность – одно из приоритетных направлений в оздоровлении воспитанников и обучающихся.

– Минимальное содержание курса “Основы безопасности жизнедеятельности”, требования к выпускникам общеобразовательных учреждений.

– Углубленное изучение курса ОБЖ в специализированных образовательных учреждениях, кадетских школах и др.

– Профессиональная ориентация и подготовка к службе в армии в ходе преподавания курса ОБЖ.

– Патриотическое воспитание молодежи в процессе изучения курса ОБЖ.

– Организация “Детской школы безопасности”, “Школы выживания” и др. форм внешкольной деятельности обучающихся по курсу ОБЖ.

ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

– Специфические особенности образовательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

– Организация и методика психолого-реабилитационной работы с трудными подростками в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

– Практические пути гуманизации учебно-воспитательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

– Опыт дифференцированного обучения в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

– Роль вечерней (сменной) общеобразовательной школы как центра социальной и психологической реабилитации подростков.

– Концепция развития уголовно-исполнительной системы и особенности организации общеобразовательного обучения осужденных в вечерних (сменных) общеобразовательных школах в ИТУ.

– Состояние общеобразовательного обучения в уголовно-исполнительной системе МВД России и пути его совершенствования (на примере своего региона).

– О повышении роли вечерних (сменных) общеобразовательных школ в ИТУ в подготовке осужденных к жизни на свободе.

БИБЛИОТЕКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

– Работа библиотеки в помощь активизации учебной деятельности обучающихся и демократизации учебного процесса.

– Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как приоритетная задача библиотек общеобразовательных учреждений.

– Компьютеризация школьных библиотек.

– Новые нормативно-правовые документы “Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения”, “Типовые правила пользования библиотекой” как элемент оптимизации функционирования библиотек.

– Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения в ракурсе библиотечной педагогики.

– Роль библиотеки в обеспечении регионального компонента содержания образования.

– Формирование и развитие культуры личности школьника средствами художественной литературы.

– Взаимодействие библиотекарей и преподавателей-предметников в обучении и воспитании информационной культуры обучающихся.

– Новые информационные технологии в библиотечной работе.

– Информационная работа современной библиотеки.

– Диагностика обеспечения и использования учебной литературы в образовательном процессе.

– Проблемы сохранности библиотечных фондов и фондов учебников.

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– О мерах по реализации Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

– Организация работы по созданию системы реабилитации детей и подростков со школьной дезадаптацией.

– Организация комплексной подготовки специалистов для работы в образовательных учреждениях, обеспечивающих психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, обучении и поведении.

– Организация работы по выполнению мероприятий федеральной целевой программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

– Повышение качества специального образования с ориентацией на индивидуальный подход в отношении обучающихся, воспитанников.

– Обеспечение медико-психологической помощи и поддержки несовершеннолетних, имеющих проблемы в развитии.

– Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому.

– Опыт интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

– Организация воспитательной работы в детском доме, в том числе формирование правовой культуры, профессионального самоопределения.

– Психолого-управленческое обеспечение коррекционной работы с детьми-сиротами.

– Дальнейшее развитие форм устройства детей на воспитание в семьи граждан, профилактика социального сиротства.

– Анализ причин участившихся случаев побегов воспитанников из детских домов и школ-интернатов.

– Внедрение системы компенсирующего обучения детей риска: опыт, проблемы, перспективы.

– Сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

– Школа и здоровье: проблемы, пути решения.

– Из опыта работы школ здоровья.

– Концептуальные и содержательные аспекты валеологии в образовательном процессе.

– Об организации системы психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей в процессе обучения.

– Школьные проблемы глазами психолога.

– О межведомственном подходе при обеспечении психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.

– Специальные педагогические подходы в работе с детьми риска: организационные формы, методическое обеспечение.

– О роли центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в предупреждении школьной и социальной дезадаптации обучающихся.

– Обеспечение детей горячим питанием в период учебных занятий. Проблемы и пути решения.

– О дополнительных гарантиях детям, нуждающимся в поддержке государства.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Структурная реформа начального профессионального образования по уровням собственности и финансирования.

– Приведение в соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда с учетом необходимости комплексного решения задачи технологической переориентации производства с одновременным кадровым сопровождением рабочими и специалистами нового качества.

– Реформа содержания начального профессионального образования на основе введения единой интегрированной программы общего и профессионального образования.

– Принципы, нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях.

– Прогноз изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с условиями социально-экономического развития региона.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Развитие творческого потенциала ребенка в учреждении дополнительного образования.

– Обновление программного обеспечения дополнительного образования: новые программы, пособия, средства обучения.

– Практика подготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования.

– Опыт организации дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении.

– Новые подходы к организации воспитательной деятельности образовательных учреждений.

– Опыт работы педколлективов образовательных учреждений по введению в штат следующих должностей: социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, классный воспитатель.

– Патриотическое и гражданское воспитание детей в процессе освоения культурологических программ дополнительного образования.

– О взаимодействии органов и учреждений образования с заинтересованными организациями (культуры, науки, спорта и др.) по созданию и реализации региональных и муниципальных программ и проектов.

– Организация учебно-исследовательской деятельности школьников.

– Опыт участия родителей в управлении образовательным учреждением.

– Об участии образовательных учреждений в подготовке и праздновании 200-летнего юбилея А.С. Пушкина.

– Становление гражданина: возможности туристско-краеведческой деятельности школьников.

– Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.

– Самообследование учреждения в процессе аттестации как творческое осмысление опыта, традиций, возможностей.

(Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, письмо от 23.05.97 N589/14-12)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте