search
main
0

Августовские конференции: проводить их в реале или заменить на виртуальные?

Судя по опросу учителей и директоров, мнения разделились. Для одних августовская конференция – своеобразный праздник, красивый старт нового учебного года – событие, без которого трудно представить себе конец лета. Встреча с коллегами, обмен летними впечатлениями, посвежевшие за лето лица, улыбки, приподнятое настроение, букеты и фанфары…

Для других то же самое событие – ненавистная обязанность, дополнительная головная боль, нервы, энергетические затраты, пустая трата времени и сил…

Интересно, что в отношении к «реальной» конференции не прослеживается банальной закономерности. Логично было бы, если б, например, те, кто сидят в зале, демонстрировали свою лояльность  мероприятию, а те, кто его готовит, – явную или скрытую неприязнь. Тут бы мы, вздохнув, сказали: «Каждому свое…» и закрыли тему. Но, вопреки ожиданиям, среди той и другой категории есть как любители традиционных «августовок», так и ругатели. И дело не в том, по какую сторону «баррикад» находятся работники образования. А в чем же? Попробуем разобраться.

Начну с небольшого исторического экскурса. Регулярно августовские конференции начали проводиться в послевоенное время. С самого начала они были задуманы как важные идеологические мероприятия – партия проводила на них свою генеральную линию, ставила перед учителями четкие задачи.  Кроме того, это было единственное место встречи образовательного начальства и педагогов. Надо же было низшим и высшим, простым и избранным где-то видеть друг друга. Кроме конференций, пересечься им было негде. Бурные обсуждения педагогических концепций, форм и методов обучения, горячие учительские съезды и живые конференции, где обсуждались насущные проблемы просвещения, закончились в начале 30-х годов. Время взаимной заинтересованности и демократичного (на равных) общения профессионалов, длившееся с конца 19 века по конец 20-х годов 20 века, ушло безвозвратно, уступив место авторитаризму и циркулярам.

Власть говорит, подчиненные слушают и внимают – диспозиция хорошо знакомая. Проформа, конечно, соблюдалась. Были, как и на всяком подобном мероприятии, заранее подготовленные докладчики из учительской среды, были и так называемые «прения». Разумеется, было и подведение итогов, и награждение лучших. Как же без пряника?

Некое оживление и возврат к демократизму в проведении конференций наметился после смерти Сталина. Тогда даже вернулась практика свободного обсуждения докладов. Ветераны учительского труда до сих пор с гордостью вспоминают, какая очередь выстраивалась к листу записи.  Каждый, кто имел что сказать, мог записаться прямо во время доклада – такое сегодня немыслимо представить. Четкий регламент, заранее выстроенный сценарий – никаких неожиданностей.

Конечно, это во многом связано с финансовыми возможностями организаторов. Как правило, конференции проводятся в арендуемых помещениях (чаще всего снимаются залы домов и дворцов культуры, даже театры, очень редко конференции проводятся в актовых залах школ), поэтому перерасход времени чреват необратимыми последствиями для бюджета управления образованием. Раньше, что и говорить, таких проблем не было – все было государственное, ну, посидели лишний час-полтора – ничего страшного. Сейчас не то…

Хотя есть и другой момент. На конференции, как правило, приглашают высоких гостей: начальников городского управления или  департамента, депутатов и глав администраций – это на районном уровне, на областном – министра и заместителя губернатора, курирующего социальную сферу… Так вот, если хоть одна из сиятельных персон запаздывает (а у некоторых из них такой плотный график, что они, как ни стараются,  не могут вовремя прийти), то без нее не начнут. Будут ждать до последнего и ужмут регламент за счет какой-нибудь менее значительной фигуры, но субординацию соблюдут.

В силу должностных обязанностей мне приходится бывать на областной и на многих районных конференциях. Томительное ожидание и опоздание какого-нибудь ответственного лица на 10-20 минут я видела не раз. Организаторы то и дело выбегают в коридор и выглядывают из окон, начальник управления без конца подносит к уху  мобильник, словно интенсивность его вибрации может приблизить миг вожделенной встречи с ожидаемым гостем. Человек за пультом смиренно вытирает пот, устав ставить школьную музыкальную классику (ее ведь и не так много, нужно признать) –  «Школьные годы чудесные» звучат по второму и третьему разу… Заранее заготовленная улыбка ведущей с течением времени начинает напоминать маску – мышцы лица устают…

И  только залу нет дела до этих хлопот и переживаний. Публика внимания не обращает на сцену, она занята своим, девичьим. Некоторые учителя не видели друг друга два месяца, и даже если видели, то все равно – им не наговориться за эти полчаса. Они искренне рады опозданию и спешат общаться, пока их не потребовали к «священной жертве». Вот они-то как раз улыбаются естественно и чистосердечно – они рады видеть друг друга.

И даже когда «их сиятельства» прибывают и занимают приготовленные места, публика не прекращает разговоров. Гул в задних рядах стоит почти все время невообразимый – ощущение такое, что рядом летает неумолкающий пчелиный рой. Сами организаторы признавались мне, что не осуждают болтающих. «Люди встретились, им хочется поговорить, а мы их сразу начинаем грузить серьезной информацией, – откровенничала со мной одна из представителей районного управления образования, узнав, что опрос анонимный, – мы сами понимаем, насколько весь серьез далек от них в этот момент».  Действительно, каникулярное настроение еще не кончилось, и учителя ведут себя как школьники, пришедшие в театр. И это почему-то не раздражает, а радует. Значит, учителя еще не превратились в беликовых, не очерствели. И значит, они будут интересны детям и смогут их чему-то научить.

А встреч и праздников учителям действительно не хватает. Нельзя же считать праздником 1 сентября. Это торжественный день для детей – учителя выступают скорее в роли обслуживающего персонала. Они переживают, чтобы все прошло гладко и без эксцессов, им не до общения. В День учителя тоже не удается увидеться с коллегами из других школ, потому что отмечается профессиональный праздник в тесном школьном кругу, как и восьмое марта (кстати, оказывается, этот праздник отмечается далеко не везде). Поэтому в районах области, где даже между соседними школами большие расстояния,  августовские конференции очень любят. Это единственная возможность собраться всем вместе, узнать о том, кто чем живет и каких успехов добивается. Одна учительница, преподающая в школе городского округа, призналась мне, что когда три года назад их перестали собирать, все педагоги очень расстроились. Им не хватает этого мероприятия, на него охотно ходили все без исключения учителя, а не делегаты – как сейчас принято в больших городах.  «А как же, – поинтересовалась я, – итоги и директивы?» Оказалось, что на их оглашение приглашают только директоров школ (причина – экономия бюджетных средств:  дорогая аренда зала, принадлежащего с недавних пор не муниципалитету, а акционерному обществу).  Учительница так и сказала: «Украли у нас праздник,  собирают только на заседания районных методических объединений, но это совершенно иное, сугубо деловое общение».

И вот вывод, который напрашивается после всего сказанного. Конференции нужны. Учителям нужно общение с себе подобными, им его не хватает. Но хорошо бы, если б на конференциях царила не такая, как сегодня, официально-деловая, а демократичная обстановка. Пусть она будет несколько клубной, в каком-то смысле более праздничной и более легкой – ведь встречаются коллеги, люди одного цеха, а не военные чины в погонах. Сочтемся славою, ведь мы свои же люди…Тем более, что критерий, свидетельствующий о заслугах учителя, только один – сколько порядочных людей он за свою жизнь воспитал, а это покажет только время. Поэтому нечего кичиться должностями и регалиями, признание и уважение к настоящему педагогу приходит само, тихо и незаметно, без указаний свыше, зато навсегда…

Пусть чиновники говорят мало и только по делу, пусть больше молчат и слушают – надо ведь о проблемах из первых уст услышать. А директивы их и так спускаются бесперебойно (для этого во всех школах есть электронная почта, регулярно проводятся совещания директоров). Награждение лучших педагогов и старейших, заслуженных, посвящение молодых – пусть остается, а дежурные речи глав муниципалитетов или депутатов, их клятвенные заверения в любви к школе и учителям, в их денной и нощной заботе о них можно и упустить. Учителя давно словам не верят – только строчкам в зарплатной ведомости. Пусть не будет тематических заготовок конференций «Здоровьесбережение» или «Модернизация» – все это не имеет отношения к реальным проблемам образования. Зачем учителю слышать, сколько потрачено на обновление мебели и сколько закуплено автобусов, сколько выделено на пожарную сигнализацию, если компьютер и проектор в свой класс он купил на свои деньги и ремонт на собранные с родителей деньги в свой отпуск своими руками сделал. Это не выдуманные, а реальные примеры из повседневной школьной жизни.

Пусть власть отчитывается перед родителями, перед обществом, пусть им пускает пыль в глаза. Учителей не нужно обманывать, они в школе работают и знают о ее проблемах изнутри. И если б чиновники действительно хотели улучшить ситуацию, они почаще собирали учителей и спрашивали у них: «Что нужно сделать, чтоб было лучше? С какими проблемами, дорогие наши педагоги, вы сталкиваетесь каждый день? Чем мы можем вам помочь?»

Вы скажете, это сказка? А я вам отвечу: мечта! Только боюсь, она никогда не сбудется…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте