search
main
0

Август – время моделировать . Педагоги обсудят новую «версию» системы образования

Министерство образования и науки РФ направило в регионы проект современной модели образования, разработанный в 2008 году при участии широкого круга экспертов. К его обсуждению на августовских совещаниях планируется привлечь представителей исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, руководителей образовательных учреждений, профсоюзы, работодателей, родительскую общественность. Замечания и предложения, сформулированные по итогам августовских педсоветов, министерство обещает учесть при дальнейшей работе над проектом. Что же за модель нам предлагается?

В направленных в регионы материалах отмечается, что работа по созданию проекта современной модели образования организована Минобразованием РФ в соответствии с решениями, принятыми 13 сентября 2007 года на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Проект разрабатывается разными экспертными коллективами, включая Высшую школу экономики, Московскую школу управления «Сколково», при участии Института проблем образовательной политики «Эврика», Федерального института развития образования, исследователей и консультантов Академии народного хозяйства, Российской академии образования, МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Южного и Сибирского федеральных университетов, вузов, реализующих инновационные образовательные программы.

С участием экспертов из Московского института стали и сплавов разрабатываются предложения, касающиеся технологического образования и прикладного бакалавриата. Разработаны и представлены предложения Российского союза промышленников и предпринимателей, Национального фонда подготовки кадров.

На основе материалов по разработке современной модели образования подготовлены предложения в проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития России в части образования, а также в проект соответствующей государственной программы на 2009-2012 годы.

Главной идеей новой модели является создание условий для всеобщего непрерывного образования, «образования через всю жизнь». Система образования, по замыслу разработчиков, должна предоставить человеку трудоспособного возраста (до 50% трудоспособного населения ежегодно) возможность в любой момент обновить свои знания, выбрать тот или иной образовательный модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку. В связи с этим усиливается роль дополнительного образования.

В рамках модели предполагается продолжить работу по введению нормативно-подушевого финансирования и новых систем оплаты труда как в школьном, так и в дошкольном образовании.

Предполагается активизация мер по развитию предшкольного образования в различных формах (дошкольные учреждения, группы кратковременного пребывания детей и другие).

В рамках Федеральной программы развития образования в старших классах планируется ввести профессиональную подготовку, чтобы уже в школе дети получали определенные профессиональные навыки и квалификации. Тем самым планируется обеспечить взаимосвязь между программами общего и профессионального образования, включая дополнительное. Программы профильного обучения тоже предполагается строить таким образом, чтобы школьник имел возможность учета полученных результатов в дальнейшем профессиональном образовании.

Наряду с задачами по развитию школьной сети особое внимание в рамках модели уделяется развитию сети учреждений профессионального образования (начального, среднего и высшего). С учетом этого сегодня широко обсуждаются вопросы о необходимости и целесообразности слияния вузов и учреждений СПО.

Информация к сведению

В рамках модернизации российского образования Федеральное агентство по образованию ведет работу по оптимизации сети подведомственных учреждений. Предусматривается создание университетских комплексов, национальных университетов и системообразующих вузов, интеграция или укрупнение образовательных единиц как «по горизонтали», так и «по вертикали», создание на базе ведущих профессиональных лицеев и колледжей многоуровневых многофункциональных многопрофильных образовательных учреждений (ресурсных центров). По мнению Рособразования, это позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на нужды образования, и рационально перераспределить бюджетные потоки.

Приказом Федерального агентства от 17 июля 2007 года №1277 создан Совет по развитию сети подведомственных образовательных учреждений, а приказом от 2 октября 2007 года №1848 утверждено положение о Совете, в котором определены его основные задачи и функции. Прежде всего они заключаются в проведении анализа и экспертизе предложений по совершенствованию сети подведомственных учреждений или ее элементов, выборе оптимального способа создания, реорганизации или ликвидации учреждений.

На основе предложений, внесенных Рособразованием, в 2007 году принято 47 правительственных решений о реорганизации 117 образовательных учреждений. В результате сеть сократилась на 70 единиц: 11 учреждений НПО, 58 – СПО и 1 – ВПО. В ведение субъектов Российской Федерации переданы одно учреждение СПО и одно – НПО, а 11 вузов и 2 кадетские школы переданы в ведение Рособразования.

В 2008 году запланировано реорганизовать не менее 81 единицы образовательных учреждений, а в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ в 2008-2010 годах планируются мероприятия по переходу ряда бюджетных учреждений в автономные.

Приказом №1276 от 17 июля 2007 года в Рособразовании создана рабочая группа, задачей которой является разработка механизмов и предложений о порядке создания автономных учреждений путем изменения типа существующего учреждения.

Утвержден план перехода бюджетных учреждений в автономные (приказ Рособразования «Об обеспечениии реализации нормативных правовых актов по созданию автономных образовательных учреждений» от 17 декабря 2007 №2343). Данное направление будет реализовываться в 7 федеральных округах, где в качестве пилотных учебных заведений выступают 9 вузов, 2 учреждения среднего профессионального образования и 1 учреждение НПО.

Гарантией воплощения проектируемой модели образования ее разработчики считают создание механизмов обратной связи образования и общества, то есть системы внешней оценки реализации задуманного (общественные рейтинги, общественная аккредитация образовательных программ, обязательное информирование общества о деятельности образовательных учреждений и т.д.).

По предварительным прогнозам экспертов-разработчиков, на реализацию новой модели с 2008 до 2020 года потребуется дополнительно от четверти до одного триллиона рублей. Однако конкретные источники финансирования мероприятий, в том числе в дотационных регионах, пока не определены.

В ходе обсуждения предложенного проекта высказываются опасения, что финансирование по нормативно-подушевому принципу и конкурсные механизмы создадут еще большее неравенство в сфере образования.

По мнению авторов, еще недостаточно проработаны вопросы, связанные с демографической ситуацией, с ростом рождаемости и предстоящим в связи с этим реформированием системы предшкольного образования.

Более точно следует обозначить отличия разных типов университетов, определить роль федеральных университетов в решении задач комплексного социально-экономического развития крупных территорий, исследовательских университетов технологического развития.

В ходе совещания, состоявшегося в июле в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) с участием Президента России Дмитрия Медведева, был уточнен план формирования и поддержки лучших вузов. По мнению президента, вузовская элита разделится на две категории. В первую попадут федеральные университеты – уже созданные Южный и Сибирский, а также формирующийся Дальневосточный. В дальнейшем федеральных университетов будет семь – по числу федеральных округов. Вторую категорию элитных вузов составят национальные университеты, которых будет не больше десяти. Предполагается, что уже к середине августа могут быть подписаны указы о присвоении статуса национального университета наиболее вероятным претендентам: МГУ, СПбГУ, МИСиС и МИФИ. Дальнейший перечень национальных университетов будет определяться на конкурсной основе. Среди претендентов на получение этого статуса называется МФТИ.

На совещании были уточнены различия между двумя категориями элитных вузов: федеральным и национальным университетами. Федеральными решено называть региональные образовательные центры, сформированные путем слияния нескольких вузов и работающих в интересах региональной экономики. К национальным университетам будут отнесены вузы, уже доказавшие свою состоятельность и право претендовать на самостоятельную образовательную политику и преимущественное финансирование.

Элитным вузам обеих категорий будут выделены дополнительные средства. В случае с федеральными вузами – на становление, в случае с национальными – на дальнейшее развитие (рассматривается вопрос о трех миллиардах рублей в год). И в федеральном, и в национальном университете Правительство РФ будет назначать ректора и утверждать программу развития. В то же время федеральный университет обязан создаваться в форме автономного учреждения. Для национального университета это требование может оказаться необязательным.

В ходе совещания министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что из 1000 российских вузов требуемому качеству соответствуют лишь 150. Они получат приоритет в государственной поддержке. Остальные вузы должны быть реорганизованы.

С учетом предложений, которые будут сформированы в регионах по итогам августовских совещаний, работа над современной моделью образования будет продолжена, и до конца текущего года проект должен быть представлен в Правительство РФ.

Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний «Актуальные задачи современной модели образования» направлены в регионы письмом от 8 мая 2008 года №03-946. С ними можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки России (www.mon.gov.ru) в разделе «Документы».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте