search
main
0

Август общения, надежд и тревог. 85 участников финала «Учителя года России»-2018 получили пищу для размышлений

​После установочного семинара для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 прошло всего несколько дней, но долго всматриваться в фотографии новых «пеликанов» и старых друзей – учителей года разных лет, которые были лекторами и консультантами для новичков, – некогда. Хочется вновь прослушать записанные на диктофон выступления спикеров, учредителей – но тоже некогда. Надо срочно написать о семинаре в «Мой профсоюз», его ждет шеф-редактор газеты Наталья Бунякина, между прочим, родной движению «Учитель года России» человек, в 90‑е и в начале 2000‑х годов она активно работала в пресс-центре конкурса, когда «Учительская газета» каждый год (и каждый конкурсный день) выпускала легендарную ныне газету «ПеликантЪ-дейли». «Фронтовые» листки попадали к участникам за завтраком… Но довольно воспоминаний, перехожу к году 2018‑му. И, конечно, сейчас мне ближе всего ощущения конкурсантов во время создания эссе – именно в такой форме прямо на установочном семинаре прошло первое испытание «Учителя года России»-2018 под названием «Я – учитель».

Третий год творческое эссе участники конкурса «Учитель года России» пишут не дома, с помощью коллег и обложившись цитатами классиков педагогики, не на компьютере, который услужливо подчеркивает ошибки, без доступа к Интернету, который подсказывает фамилии и факты. А как ученики во время ОГЭ и ЕГЭ – за столом, где нет ничего, кроме листа бумаги и ручки. Будучи в почетной роли наблюдателя, каждый раз чувствую себя как во сне – неужели это я сижу за учительским столом в аудитории, принимаю сотовые телефоны в коробочку, разрешаю выйти из класса, напоминаю, сколько времени осталось?! Как будто учитель здесь я, а не они… Пять часов мы соседствуем в одном помещении, но – вот досада для меня как для журналиста! – я не могу ни с кем поговорить, спросить, как понравилась тема, трудно писать или нет, какие впечатления об участии в «Учителе года». Можно только догадываться по серьезным лицам, что эссе – ответственное задание, по взглядам, устремленным вдаль, – что не так просто собраться с мыслями. На середине творческого пути сидящая прямо передо мной конкурсантка откладывает в сторону черновик и начинает переписывать на чистовик свою работу. Сразу видно – филолог, тексты писать не в новинку. Кстати, в этом году каждая из шести страниц чистовика не только украшена изображением символа конкурса – пеликаном с птенцами, но и оснащена QR-кодом, по которому после анонимной оценки можно будет определить авторство материала. В моей группе немногие писали конкурсное сочинение на шести листах, большинству хватило 3‑4. Это еще и потому, что накануне на лекциях-консультациях о краткости напоминали члены жюри. В том смысле, что искусственно раздувать эссе не стоит… Естественно, грамотное, талантливое сочинение на шести страницах никто не отвергнет.Технологичность первого конкурсного испытания проявилась и во время процедуры выбора темы. Жеребьевка была электронной, и проводили ее заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Нажав на красную кнопку, Петр Григорьевич остановил движение виртуального лототрона, который был виден всем на большом мультимедийном экране. Появилась тема эссе: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас (Эрнест Легуве)». Сложная или легкая тема? Это решает каждый. Кто-то посчитал, что интересная, кто-то – что чисто «родительская»… Первое эссе мне сдали за два с половиной часа до часа «Ч». Значит, было вдохновение. Или сила воли? Примерно за полтора часа до окончания испытания подошел конкурсант и признался, что текст «не идет», а то, что написал, ему кажется полной ерундой. Конечно, очень встревожилась, но постаралась убедить педагога, что наверняка у него все получилось. И нужно просто собраться с силами и завершить работу. Судя по тому, что он быстро строчил до последней минуты, мысль все-таки озарила учителя. Слава Богу…Традиционно семинар для участников всероссийского финала конкурса «Учитель года России» преследует несколько целей. Одна из них – дать возможность конкурсантам увидеть и услышать учредителей состязания. От Министерства просвещения в этом году выступила заместитель министра Татьяна Синюгина: «Я хочу всем нам пожелать успехов, хочу пожелать нам, чтобы мы не только профессионально, как организаторы, были удовлетворены той работой, которую будем делать, но и чтобы для каждого из вас конкурс стал возможностью раскрыть, показать себя, продемонстрировать свои лучшие качества. Я желаю каждому из вас в профессии и жизни оставаться самими собой».Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец сказал: «Открывать новое очень трудно. В себе, своих учениках. Но настоящего учителя без этого не бывает. На конкурсе каждый открывает в себе что-то новое. И это одно из прекрасных его качеств».Секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, председатель счетной комиссии конкурса «Учитель года России»-2018 Елена Елшина попросила поднять руки членов профсоюза. Оказалось – большинство! «Мы – команда профессионалов, в первую очередь благодаря вам», – сделала вывод Елена Станиславовна. И напомнила: «Каких бы результатов вы ни добились в этом конкурсе, вы уже победители. Вам дан потрясающий шанс шагнуть на ступеньку выше. Не рассматривайте конкурс как итог, это лишь новый этап для развития».Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова рассказала об истории конкурса и современном послеконкурсном движении в различных регионах страны. Михаил Мокринский, директор школы «Летово», московского лицея №1535, занимающего первую строчку рейтинга средних общеобразовательных учреждений страны на протяжении пяти лет, представил свой взгляд на систему образования и на педагога в ней – сегодняшнего и завтрашнего.Еще одна важнейшая цель семинара, точнее, главная – дать педагогам представление о конкурсных испытаниях, помочь к ним подготовится. И, конечно, тут совершенно бесценны советы победителей конкурса прошлых лет, к тому же многие из них благодаря успехам в состязании имеют опыт работы в жюри. У них была возможность посмотреть на конкурс с двух точек.О том, каким должно быть эссе, перед самым его созданием говорил абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2016 Александр Шагалов. Он рассказал, как сам писал творческую работу, и эти воспоминания были самыми ценными. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012 Александр Демахин, который консультировал коллег дистанционно, приводил много примеров из текстов участников конкурса, и это было тоже весьма важно.Победитель конкурса «Учитель года России»-2015 Алла Волкова дала подробные пояснения к критериям оценки испытания «Интернет-ресурс» и посвятила коллег в тонкости создания собственных сайтов. Аллу Александровну не хотели отпускать и еще долго задавали вопросы в кулуарах.Об испытании «Методический семинар» рассказывала пара абсолютных победителей. Опытный Артур Заруба (1992 год) и молодой Иван Смирнов (2017 год). Еще одна пара рассказывала о том, как подготовиться к конкурсному уроку, – это абсолютный победитель «Учителя года России»-2003 Игорь Карачевцев и абсолютный победитель «Учителя года России»-2017 Илья Демаков.Абсолютный победитель «Учителя года России»-2010 Михаил Случ дал советы касательно мастер-класса.Рекомендации по классному часу конкурсанты услышали от профессора кафедры педагогики Волгоградского государственного университета Николая Борытко. Испытание «Образовательный проект» представил руководитель Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Виктор Фертман. О концепции испытания «Разговор с министром» (тут тоже небольшое изменение, раньше это задание для пятерки победителей называлось «Круглый стол образовательных политиков») рассказал директор Департамента информационной политики Министерства образования и науки РФ Андрей Емельянов.А семинар Елены Елшиной «Этика конкурсных испытаний» охватил практически все вопросы и потребности конкурсантов. Потому что Елена Станиславовна говорила и о том, как вести себя в житейском и коммуникативном плане, как делать паузы в речи, даже как одеваться! Не в плане расцветки платьев и галстуков, важно не это, а удобство того, что на вас надето, ведь комфортное состояние тоже влияет на качество выступления. Наверняка каждый конкурсант сфотографировал слайд из презентации секретаря аппарата профсоюза под названием «10 «смертных грехов» выступающего». Первый грех: «Быть неподготовленным». После установочного семинара он конкурсантам не страшен.Новый сезон Всероссийского конкурса «Учитель года России» к финалу подарил нам несколько новшеств. Во-первых, оператором состязания стал Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий (новое имя Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ), во-вторых, в порядке проведения всероссийского этапа произошла замена: вместо «Педагогического совета» пятнадцати лауреатам предстоит показать классный час с учениками прямо на сцене. Строго говоря, классный час не новое испытание, он существовал на конкурсе несколько лет, но его проводили на первом этапе финала все участники. Проводили в классе, в привычной обстановке. Видимо, новый формат, сценический, будет выглядеть совсем по-другому. Вернее, дети, скорее всего, будут чувствовать себя по-другому, а значит, и конкурсантам придется продумывать иные подходы для беседы с ребятами.«Образовательный проект», оставшийся в программе второго этапа финала, по сути не изменится, но, возможно, оценка работы лауреатов над созданием проекта будет проходить более включенно. Жюри будет наблюдать за обсуждением и «монтажом» идей с помощью видеокамер или даже живьем. Как именно, еще предстоит решить, причем с помощью самих конкурсантов, которые во время установочного семинара заполняли специальные анкеты.Любопытно, что школа, на базе которой пройдет финал, принимает конкурсантов со всей России не в первый раз. Ровно десять лет назад, в 2008 году, академическая гимназия №56 Санкт-Петербурга также была «гнездом пеликанов», именно здесь проходили уроки и мастер-классы. Гимназия оборудована по последнему слову техники – панорамные классы, медиатеки, в некоторых кабинетах есть современные полиэкраны, с которыми, думаю, участникам конкурса не терпится ознакомиться. Впрочем, председатель совета академической гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес предупредила, что учиться прямо на конкурсе использовать непривычное для себя оборудование не стоит, лучше остановиться на знакомой «умной» доске или проекторе. А вот чего в школе нет, так это обычных досок и мела, а также географических карт из бумаги – если что, их придется везти с собой. Впрочем, вряд ли они понадобятся кому-то. Нынче все заменила мультимедийная техника. Знаменитая петербургская гимназия ждет конкурсантов как родных людей. К каждому педагогу (!) уже приставлен индивидуальный завуч по предмету или старший учитель. На семинаре педагоги узнали имена и телефоны своих кураторов, с которыми можно будет решить любой вопрос относительно главного испытания – урока. Педагогический коллектив гимназии считает на полном серьезе, что учителя года со всей страны вливаются в их коллектив на эти несколько осенних дней. И это тепло сердец будущих коллег «пеликаны»-2018 почувствовали уже сейчас. Как и удивительную атмосферу единения с участниками конкурса из других регионов, вроде бы как соперниками, но на самом деле – друзьями и соратниками. Страницы конкурсантов в социальных сетях полны восторженных впечатлений. Вот только два из них.Елена Савранская, Белгород: «Если откровенно, то вся эта четырехдневная история очень сильно напоминала общество не совсем анонимных учителей. «Здравствуйте, я Елена, и я люблю свою профессию!», и тебе совсем не стыдно говорить об этом открыто: ведь тут все с одними и теми же симптомами… Но одного признания недостаточно. Важно, чтобы рядом с тобой оказался профессиональный и увлеченный терапевт, который уверит, что ты на самом деле абсолютно нормальный и любить детей, уважать и понимать их считается обычным делом».Алихан Динаев, Грозный: «Море впечатлений, новых знаний и полезного опыта – краткие итоги таковы. Самое главное – удалось познакомиться и поговорить с десятками педагогов с самых разных уголков России. Несмотря на разницу в возрасте, опыте, специальности и интересах, мы все очень быстро нашли общий язык. Я очень рад, что нашел много единомышленников, с которыми, уверен, мы станем хорошими друзьями. Обмен опытом и налаживание контактов с учителями из других регионов – одна из главных задач этого замечательного конкурса, с которой он успешно справляется уже почти 30 лет».Очень важно, чтобы эта атмосфера не ушла после реформ, которые планируются уже на будущий год. Татьяна Синюгина призвала: «Подумаем над тем, чтобы, может быть, поменять структуру конкурса, сделать его по номинациям или как-то по-другому. К 30‑му конкурсу нужно что-то поменять, чтобы оставить те традиции, которые делают этот конкурс столь привлекательным, но привнести в него то, чего никогда не было, и тем самым еще больше повысить интерес к конкурсу. Думаю, это нам под силу».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте