search
main
0

«Аве Мария» и урок физики,. или Как изгнать из учебных классов рутину

​Почему на уроках многое плохо усваивается и быстро забывается? Прежде всего, видимо, потому, что у детей не включаются эмоции, воображение. Как их возбудить?

Для этого опытные учителя часто предлагают неожиданное начало, неожиданный поворот, что заставляет детей думать, переживать, сопоставлять, сравнивать. Неожиданность, как считают учителя, необходима на всем протяжении урока, а не только в его дебюте. Об этом много говорили на II съезде учителей Москвы под девизом «Москва – культурно-образовательное пространство».Секция, на которой я побывала, рассматривала тему «Фундаментальное понятие: образ». Мастер-класс вели: учитель физики гимназии №1514, лауреат конкурса «Учитель года Москвы» Юрий Бобринев; учитель музыки Ломоносовской школы, кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года России» Артур Заруба; учитель истории Ломоносовской школы, победитель конкурса «Учитель года России» Владимир Кружалов. Педагоги доказали, что любую сложную тему на любом уроке по любому предмету можно сделать захватывающей, запоминающейся, и показали, как можно этого добиться.Физика, история, музыка – казалось бы, что между ними общего? Оказывается, их можно совместить, ведь многие работают под музыку. Авторы мастер-класса, в который были включены такие разные, не похожие друг на друга предметы, исходили из идеи – музыка может способствовать познанию, восприятию. Как было сказано одним из его ведущих: «Музыка вокруг нас, музыка в нас, ее нужно только слышать». И это было доказано на таком триедином уроке.Физика и музыкаЗанятие по физике было посвящено природе звука. «Как он рождается? Как распространяется? Можно ли звук представить в виде образа, то есть создать этот образ, зрительный эквивалент, или наоборот, зрительные ощущения передать в виде музыкального образа?» – спросил слушателей физик Юрий Бобринев. Следует заметить, что в этой аудитории были не только учителя физики, музыки, истории, а еще и биологи, словесники, другие предметники. Они по-разному могли представить себе настроение, вызванное, к примеру, теплой осенней погодой, запахом хвои, и подобрать к этому настроению музыкальные мелодии. «А все ли хорошо понимают музыку? – задал вопрос ведущий. – Вот, скажем, глухой от рождения человек. Он ничего не слышит, однако он прекрасный математик, знает ноты. Может ли он полноценно понимать музыку?»Аудитория предположила, что этот человек понимает ее по-своему. Юрий Владимирович соглашается: «Полное понимание музыки появляется тогда, когда у человека возникает разносторонний, многоцветный образ ее. Когда представление получается многообразным, мы понимаем музыкальное произведение четче и помним дольше. Вот почему так важно представить тот или иной образ как можно более многогранно».Прежде чем перейти к «чистой» физике, Юрий Бобринев продолжал развивать музыкальную тему, потому что, по его словам, музыка есть явление, которое сопровождает нас всю жизнь – с самого рождения и до самой смерти. Она звучит и в радостные, и печальные дни. Юрий Владимирович предложил это явление рассмотреть с разных точек зрения. И снова неожиданные вопросы, которые заставляют думать, размышлять, искать нестандартные ответы. Как мы воспринимаем музыку? Почему она управляет нашим настроением? Не всякое музыкальное произведение можно понять сразу.Музыка и физика Почему звучат инструменты, как звучит человеческий голос? Что происходит с источником звука? Что объединяет все источники звука? Аудитория посчитала, что это колебания, вибрация инструмента или связок, вызывающая волновое явление. Для опыта взяли камертон и маленький шарик. Удар по шарику, происходит колебание, камертон начинает звучать. Почему, когда звучит камертон, шарик начинает двигаться? Рожденные колебанием камертона воздушные волны проводят шарик в движение. Следующий прибор – два маятника разной длины. Они колеблются неодинаково, замечает аудитория (причем физиков в это время попросили воздержаться от комментариев). Колебания различны, потому что у маятников разная длина, а значит, и разная частота. Таким образом, что представляет собой звук? Это движение волны. Замечательно, что ученики на уроках также самостоятельно приходят к правильному выводу.Следующий предмет исследования – обычный шнурок. Один его конец в руке у учителя, другой привязан к стене. Учитель дергает шнур таким образом, что по нему бежит волна, и спрашивает: «Что движется от меня к стене, хотя шнур остается на месте?» По шнуру идут колебания, волны. Суть в том, что они и возникают не сразу по всей длине шнура, не одновременно, а следуют друг за другом. Волны возникают одна за одной, они могут двигаться быстрее или медленнее, в зависимости от того, какой задается импульс. В физике есть понятия скорости движения частиц, скорости возникновения волны, скорости движения волны. И снова вопрос присутствующим на мастер-классе: «Существует ли связь между скоростью возникновения волны и ее движением?» Отвечать нефизикам помогают чаще не знания по предмету, нередко забытые, а их активная мыслительная деятельность, в которую включил их Юрий Бобринев.От чистой физики – переход к музыкальным реминисценциям: «Представьте струны гитары. Чтобы извлечь из них звуки, нужно любую из них тронуть за середину, а если продолжать их трогать попеременно в определенном нотами порядке, зазвучит мелодия. Магия музыки возникает от колебания струн, причем эти колебания будут иметь разную частоту, поскольку струны имеют разную толщину и длину. Эти на первый взгляд простейшие физические свойства струн, их колебания делают музыку волшебной. Образ звука – это игра на обертонах, придающих чистому тону тембр, позволяющий отличать один инструмент от другого. Можно представить себе образ звука гитары, фортепиано, духового инструмента».Прелюдия Баха и «Аве Мария»На следующей части мастер-класса заговорили уже об образе музыки. В самом начале учитель музыки Артур Заруба заметил, что проводит его не для музыкантов, а для тех, кто хочет приобщиться к музыкальной культуре. Игра на фортепиано, объяснил он, – это движение рук и пальцев, а само исполнение произведения – движение души. Это справедливо для талантливого музыканта, но не каждый исполнитель постигает замысел автора музыки, не каждый может вложить в игру свою душу. Но без этого слушатели не смогут понять, что хотел сказать композитор.Звучит музыка Антона Рубинштейна. Нужно ответить на вопрос, чему посвящено произведение и какие чувства оно вызывает у слушателей – участников мастер-класса. Артур Викторович предлагает нарисовать образ или же, закрыв глаза, представить его, сказать, с чем он ассоциируется. У многих, по их словам, возникали самые необычные образы, «мимолетные виденья», но вполне запомнившиеся. Вот их ощущения: «как будто ангел спустился с небес», «это движение ручейка», «игра волн в океане». Образы, как оказалось, близки к тому, что хотел сказать композитор.И снова звучит музыка. Это уже испытание на элементарное музыкальное знание, каким обладает каждый культурный человек. Что это за произведение? Кто его автор? Слушатели ответили, что эта вещь, скорее всего, написана в XVIII веке, предполагаемые авторы: Бах, Вивальди, Бетховен, Моцарт. «Эту пьесу, названную «Прелюдией», написал Бах, – сообщает Артур Викторович. – Ее и в наше время исполняют многие органисты. Кстати, орган – очень сложный инструмент, в нем несколько тысяч труб. Каждая издает особое колебание, что соответствует определенному звуку».С «Прелюдией» Баха, как оказалось, связана одна изумительная история. Шарль Гуно сочинил пьесу, которая всем понравилась. Что общего в пьесах Гуно и Баха? Они написаны в одной тональности – мажоре. Гуно любил Баха, играл его «Прелюдию», а затем присоединил к ней свою мелодию, написанную в той же тональности. Получилось новое произведение, которое стали воспринимать как романс. Кто-то взял слова молитвы и положил их на эту музыку. Так появилось известное во всем мире произведение «Аве Мария». Говорили также об особенностях клавесина, клавира, фортепиано. Артур Викторович играл на инструментах, читал стихи и даже пел – и соло, и вместе с аудиторией.Продолжая разговор об образах как основе познания, Артур Заруба подчеркнул, что в центре образования всегда должен находиться образ ребенка. Учитель должен создавать и образ предмета, который он преподает, и образ учителя, каким он должен быть.История и музыкаТретью часть мастер-класса вел учитель истории Владимир Кружалов. Ее тему «Можно ли изучить историю России за один урок?» можно было принять за не очень остроумную шутку; если бы присутствующих педагогов попросили сразу ответить на вопрос, они бы ответили отрицательно.Каждый исторической эпохе, историческим рубежам, победам соответствует своя музыка, услышав ее, человек может представить то время. Многие музыкальные произведения воспринимаются как образы, символы времени (таковы «Прощание славянки», песни времен Великой Отечественной войны). Есть свои музыкальные образы у многих городов, областей или, скажем, у профессиональных сообществ, у студенчества, у выпускников школ. Так что музыка имеет прямое отношение к истории, и ее соединение с учебным материалом полезно для его запоминания учениками.Символом истории может быть назван и физический прибор. Какой именно? Участники мастер-класса называют метроном, карту, компас, шагомер. Правильный ответ, уточняет Владимир Владимирович, карта и компас.Как удобнее изучать историю? Может быть, разделить ее на равные части и изучать по частям? Если разделить материал на много частей, это будет неудобно, потому что дробятся разделы, которые нужно изучать целиком. Тут могут быть разные варианты. Например, за точку отсчета следует взять Крещение Руси. По какому критерию следует делить историю на части? Предлагаются три варианта:    По правителям – от Рюрика до Петра I. Всего правили Россией сто человек.    По династиям: Рюриковичи, Годуновы, Романовы. Тоже неудобно.    По эпохам – общественным формациям. Здесь могут быть разногласия. Нет четкого определения формации.Писатель Сергей Аксаков предложил делить историю на периоды, которые связаны с той или иной столицей. Сначала центром политической власти был Киев – Киевская Русь. К тому времени, когда его разорила Орда, город потерял свое значение. Затем центром стала Москва – Московское государство. С XVIII века – Санкт-Петербург – центр Российской империи. С 1917 года – второй московский период, или история советского государства. Получилось пять периодов. Это удобно для запоминания.Можно ли за один урок изучить историю многовекового развития России? Конечно, нельзя. Однако одно занятие, специально посвященное общему взгляду на исторический процесс, очень полезно. Оно позволяет создать некий образ истории как предмета, понять его значение. Такой урок может создать хорошее настроение у учеников на уроках истории.Мастер-класс показал, что нашим учителям многое можно усовершенствовать в своей работе. Всем трем мастерам-преподавателям удалось держать внимание, активность аудитории до конца. Они обращались не только к разуму, но и к чувствам присутствовавших, показали, как изгнать с уроков рутину, которая в школе вообще противопоказана, хотя и очень живуча. Но образ школы с рутиной не вяжется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте