Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Аутёнок из соседнего подъезда. Задачу создания образовательной среды для детей-инвалидов пора отнести к приоритетным

Учительская газета, №37 от 9 сентября 2003. Читать номер
Автор:

В соседнем подъезде нашего дома живет девятилетний мальчуган по имени Кирилл, страдающий аутизмом, болезнью, которая словно обрубает все возможные контакты человека с окружающим его миром. Кирилл живет в своем странном, каком-то параллельном мире, в котором кроме него еще могут быть только мама и бабушка, и более никто.

Приближение к нему любого другого человека может закончиться истерикой, поэтому, когда бабушка выходит с ним погулять, она тревожно следит за тем, чтобы к ее внуку никто не приставал. Дети называют его между собой «марсианином», взрослые сочувствуют, а Кирилл сидит на скамейке возле бабушки и перебирает календарики с животными, которые он собирает с удивительной страстностью.

Когда в семь лет родные захотели отдать Кирилла в какую-нибудь специализированную школу, выяснилось, что ничего подходящего в Москве для ребенка, страдающего аутизмом, попросту нет, поскольку, как объяснили врачи, это проблема не образовательная, а чисто медицинская. Семье был нанесен тяжелейший удар, поскольку медики фактически поставили на своем юном пациенте жирный крест – ваш ребенок необучаем.

С тех пор обучение Кирилла полностью пало на бабушку и маму, которые, несмотря на все приговоры врачей, так и не смирились с диагнозом и пытаются достучаться до его сознания, помогая освоить чтение и счет. Читать пока Кирилл так и не выучился, зато считает как Бог, и даже год назад самостоятельно придумал нечто, удивительным образом похожее на логарифмическую линейку. Может, в мир должен был прийти математический гений? К несчастью, таких, как Кирилл, детей-инвалидов, пораженных самыми разными серьезными недугами, в нашей стране становится все больше и больше.

Однако помочь нашим «особым» детям не только выжить, но и прожить достойную жизнь – проблема решаемая. Вот только озаботиться ею должно все общество, что, конечно, сложно, но не так уж невероятно и невозможно. И, прежде всего, дети-инвалиды должны получить образование, которое поможет им найти себя, реализовать те способности, которые, может, пока еще незаметны под бременем рухнувшего на их головки несчастья.

Собственно, об этом и шла речь на московском «круглом столе», который был посвящен проблемам создания комфортной и эффективной образовательной среды для детей-инвалидов. Дискуссия проходила в только что выстроенном Центре психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» Западного учебного округа. Кстати, сам Центр заслуживает того, чтобы о нем было сказано несколько слов. По сути, это уникальное учреждение, равного которому нет ни в Москве, ни в России, ни в странах СНГ.

Предназначен он главным образом для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Это не интернат и не стационарная клиника, это детский сад, объединенный с начальной школой, здесь будут воспитываться около 40 малышей в возрасте от двух до десяти лет – именно для них предназначены удобные красивые классы, бассейн со специальными пандусами, тренажеры, компьютерный кабинет. Помимо учителей-предметников и воспитателей здесь работают психологи, логопеды, дефектологи, ортопеды, терапевты. Вся работа Центра дневного пребывания будет направлена на коррекцию и социальную адаптацию ребенка, т.е. развитие памяти, речи, мышления, внимания, коммуникативности. Причем стоит отметить особо, что задача работников Центра – не только найти оптимальные пути для обучения «проблемного» ребенка, но и добиться динамики развития маленького воспитанника.

Словом, Центр «Раменки» стал более чем наглядным положительным примером того, о чем шел разговор на «круглом столе». А шел он преимущественно о том, что право на получение качественного образования – одно из фундаментальных для человека. Только не думайте, что это банально – ведь признание равных гражданских прав лиц с ограниченными возможностями во всех областях нашей жизни должно происходить не только на словах. Как известно, речи произносить мы все умеем, в том числе и очень прочувственные, а вот воплощать наши же собственные идеи способны далеко не всегда.

Может, именно поэтому дети-инвалиды не только в силу своей физической ослабленности, но и во многом из-за отсутствия в нашей стране широкой разветвленной сети образовательных учреждений, созданных специально для них, вынуждены получать знания, как правило, в условиях домашнего обучения. В связи с этим у них зачастую появляется множество психологических проблем: сужается круг общения, ребенок становится замкнутым, эгоцентричным, не уверенным в себе, тревожным. Педагоги и психологи убеждены, что необходимо как можно скорее приступать к совершенствованию существующей пока модели надомного обучения в целях расширения сферы интересов и коммуникативных возможностей ребенка. Тем более что таких детей-надомников только в Москве более четырех тысяч. И практически каждый из них чувствует себя глубоко одиноким. Ему элементарно скучно учиться в одиночку, когда рядом нет никого, с кем можно было бы разделить свои успехи и неудачи. Ребенок находится в психологической изоляции. Все это не может не сказываться на качестве обучения детей-надомников. Поэтому-то ученые (психологи,педагоги) и начали задумываться о внедрении в жизнь принципиально новой системы надомного обучения, в том числе и через создание единой информационной среды для детей-инвалидов.

Так, собственно говоря, и возник ряд проектов, один из которых – «Модернизация модели надомного обучения» – был разработан на базе Московского психолого-педагогического института. В этом проекте самое активное участие принимали студенты Московского психолого-педагогического института. В частности, студенты факультета «Информационные технологии» обучали детей навыкам работы на компьютере, а их однокашники с факультета «Специальная психология» осуществляли необходимое психологическое сопровождение обучения с целью его возможной корректировки для каждого школьника в отдельности. Кстати говоря, студенты, обучающие детей работе на компьютере, в силу своего, тоже довольно юного, возраста, обычно превращали процесс обучения в непосредственное общение, в непринужденную беседу, в игру. Это помогало детям, участвующим в эксперименте, быстрее усваивать материал, лучше его запоминать.

Благодаря этой и ряду других программ по альтернативному обучению детей-инвалидов, осуществляемых в Москве на базе различных научных школ и центров, сегодня уже можно с достаточной долей осторожности, но все же утверждать, что в столице началось создание единого образовательного пространства для детей-инвалидов. В это пространство смело можно включить и развитие реабилитационных мероприятий в специализированных детских учреждениях, а также происходящий буквально на наших глазах рост качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием.

Так, например, в Москве начали развиваться принципиально новые учреждения, например, школы-интернаты комбинированного вида, включающие в себя как группы для здоровых детей и подростков, так и для детей с тем или иным отклонением в развитии, а также «виртуальные» школы, где дети получают образование хоть и на дому, но с помощью дистанционного обучения, и таким образом связь между ребенком и миром уже не столь ограничена, как это было ранее.

– Именно сейчас, несмотря на все сложности, главным образом экономического характера, начала складываться достаточно эффективная система непрерывного специального образования как начального, так и среднего, и даже высшего, – убеждена начальник Западного окружного управления образования Валентина Бадил. – Учреждения специализированной сети развиваются с каждым годом, внедряя различные уникальные программы и новые педагогические технологии. Заработала, пусть пока и недостаточно совершенная, система по выявлению одаренных детей-инвалидов. Так, среди них все чаще и чаще стали проводиться олимпиады по математике, информатике и т.д. Не забываем мы и о работе по психологическому обеспечению образования детей-инвалидов, в котором они нуждаются куда сильнее остальных детей и подростков. Многое здесь, конечно, зависит от педагогического коллектива, от семьи, где растет ребенок с тяжелыми ограничениями, а также от поддержки, в том числе и финансовой, Департамента образования Москвы. И, надо сказать, что департамент не сбрасывает свои обязанности на чужие плечи.

Участники «круглого стола», высказали мнение, что для более серьезного подхода к проблемам детей с ограниченными возможностями, оказывающихся зачастую наедине со своими несчастьями, необходимо как можно серьезнее подойти к формированию окружных банков данных по всем маленьким инвалидам с полутора до 18 лет. Опираясь на информацию такого банка данных, окружным управлениям образования будет куда проще планировать свою работу по всем направлениям и позволит усилить внимание к работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту