Проблеме обучения детей с расстройствами аутистического спектра в последние годы уделяется очень большое внимание. Регулярно проводятся конференции, изучается международный опыт, разрабатываются специальные программы для детей, создаются особые условия. Как это выглядит на практике, можно увидеть на примере ряда образовательных организаций Липецка.
– В нашей школе порядка 1000 детей, из них ребят с аутизмом – 8, – рассказывает заместитель директора школы №60 Ирина Беседина. – Конечно же, есть и другие дети с ОВЗ, но они обучаются в обычных классах или на дому. А для аутистов в рамках областного проекта мы открыли отдельный (ресурсный) класс. Он у нас, правда, всего год, но в Липецке мы первопроходцы в этом деле. В других городах такие классы есть уже несколько лет, мы туда ездим обмениваться опытом.
Как известно, следствием расстройства аутистического спектра является социальная дезадаптация ребенка. В этих условиях ресурсный класс можно считать оптимальным вариантом, чтобы грамотно ввести его в социум. Обычная инклюзия тут не помогает, так как по поведению дети бывают очень разными и нужна серьезная подготовительная работа.
– В ресурсном классе обучаются дети 1‑2‑х классов в возрасте от 8 до 12 лет, из них двое оставлены на пролонгированное обучение, – говорит учитель ресурсного класса, логопед Елена Кулигина. – К нам специально направили ребят именно такого возраста, чтобы им было легче обучаться вместе. В принципе, если у ребенка минимальные отклонения в поведении и он не создает проблем для остальных детей, его вполне можно обучать вместе с обычными детьми, но посадив за отдельную парту рядом с тьютором. А здесь собраны дети с особым поведением, которые не могут сразу пойти в обычный класс, так как без предварительной подготовки это для них будет сильнейшим стрессом, они, скорее всего, будут кричать, падать на пол, срывать уроки. И вот как раз наша задача – сделать так, чтобы и такие дети в итоге тоже могли влиться в коллектив, не быть изгоями. Поэтому мы выстраиваем для каждого такого ребенка индивидуальную программу социализации. Сначала занятия проходят только в ресурсном классе, затем осторожно, на 10 минут, мы приводим их в обычный класс вместе с тьютором, потом время совместного обучения увеличивается, а после этого ребята не только сидят вместе на одном занятии, но и выходят на перемену в коридор. Напомню, у аутистов большие проблемы именно в плане социализации, они боятся людей, но в конце года наши воспитанники начинают свободно общаться со сверстниками, посещать массовые мероприятия.
Урок поделен на две части: фронтальная – подача информации – и индивидуальная – выполнение задания вместе с тьютором. Работа идет по определенным протоколам, педагог учит школьника правильно сидеть, задавать вопрос, отпрашиваться с урока, обучает поведению в столовой и так далее.
– Все это занимает много времени, а ведь надо еще учить по программе, – констатирует тьютор ресурсного класса Светлана Татарникова. – Поэтому неудивительно, что процесс обучения в ряде случаев предполагает пролонгацию, когда ребенок в одном классе может учиться два года. Но главное – результат. Наши дети обучаются по адаптированным программам и индивидуальным траекториям в зависимости от того, кто и как успевает. В идеале мы всех особых детей должны вывести к 5‑му классу на тот же уровень, что и обычных. Тем более что на выходе к ним будут предъявляться те же требования, что и ко всем.
Согласно принятой классификации существует четыре типа расстройств аутистического спектра. Дети с расстройствами 8.1 и 8.2 не должны ничем отличаться от обычных детей. В школе №60 работают пока только с этой категорией ребят. А вот у детей с расстройствами 8.3 и 8.4 проблем куда больше. Как правило, они общаются с окружающими только при помощи жестов, да и конечные достижения у них совсем иные.
– По поводу причин возникновения аутизма однозначного мнения у ученых до сих пор нет, – поясняет психолог ресурсного класса Ольга Ризаева. – Увы, этот недуг неизлечим, однако всегда есть возможность коррекции. Несмотря на особенности, которые мешают полноценному общению с людьми, аутисты все равно могут найти себя в жизни и профессии, поскольку обладают порой весьма нестандартным мышлением и уникальными способностями. Поэтому задача педагогов – попытаться выявить эти способности и развить их.
Конечно же, работать с такими детьми может только специально подготовленный учитель. Да и чтобы стать тьютором, надо иметь не только педагогическое образование, но и пройти специальное обучение, которое позволит глубоко разбираться в тонкостях поведенческого анализа.
– Всему этому нас учили на курсах по зарубежным методикам и под чутким руководством кураторов, – говорит тьютор Анастасия Буштец. – Остальные учителя школы также проходят постоянное обучение для работы с такими детьми. Очень большую помощь оказывает нам родительская общественная организация «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке». На самом деле без тесного сотрудничества с семьей ничего не получится, позитивного эффекта можно добиться лишь общими усилиями. Мы проводим совместные мероприятия, на базе школы открыта инновационная площадка по теме «Социокультурная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра». Также работаем со многими организациями, в том числе с конным клубом «Донские кони», проводим занятия по иппотерапии, это показано аутистам. К нам регулярно приезжает Воронежский детский театр с постановками, актеры проводят мастер-классы, рассказывают, как лучше понимать таких детей.
По словам педагогов, работающих в ресурсном классе, все они ведут листы коммуникации, куда вместе с психологом записывают все, что произошло с ребенком за день, – его успехи, примеры негативного поведения. Родители, получив этот лист, анализируют его содержание и в свою очередь тоже вписывают туда информацию о том, в каком состоянии ребенок идет в школу, какое у него настроение, хорошо ли себя чувствует. Такая коммуникация помогает лучше организовать процесс обучения и воспитания.
Комментарии