search
main
+1

Аутизм и неравномерность развития

Ребенок, играющий в полном одиночестве

Аутизм – одна из самых загадочных психических патологий. При этом людей, в том числе детей, страдающих аутизмом, довольно много, и некоторые из них даже обладают интеллектом куда выше среднего.

Для детей-аутистов характерно расставлять игрушки
в строгом порядке

 

Недавно сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) провели исследование относительно особенностей понимания речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) и пришли к выводу, что наиболее общей характеристикой аутизма является так называемая несогласованность развития. Результаты работы опубликованы в журнале «Клиническая и специальная психология».

Термин «аутизм» был впервые упомянут в 1912 году швейцарским психиатром Юджином Блойлером. В большинстве случаев аутичные дети рождаются в результате тяжелой беременности и родов. При рождении они обычно признаются нормальными, первые признаки аутизма проявляются в возрасте от 3-4 месяцев до двух с половиной лет. У мальчиков он встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Каковы основные признаки патологии? Ребенок-аутист не улыбается, не проявляет положительных эмоций в возрасте полугода и более. Не повторяет за взрослыми звуки, не лепечет в возрасте одного года. Не совершает обычных жестов – в годик не указывает пальцем, не машет ручкой на прощание. Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев и не произносит осмысленных фраз в возрасте двух лет. Бывает, что аутизм проявляется несколько позже, когда ребенок внезапно перестает разговаривать и реагировать на окружающих.

Такой ребенок может играть только в полном одиночестве, при этом он всегда расставляет игрушки в одном и том же порядке, например по цвету. Внешние симптомы: у малыша неподвижное выражение лица, он не смотрит в глаза, вы не понимаете его жестов… Речь детей-аутистов, если они умеют говорить, обычно монотонна, словно они повторяют заученный текст. Часто такие дети склонны как эхо повторять чужие слова, не вдумываясь в их смысл. Они могут многократно повторять одно и то же действие. Одним словом, ребенок-аутист напоминает маленького робота… При этом аутисты часто обладают необыкновенными способностями и талантами: феноменальной памятью, способностями к математике, к программированию.

По теории швейцарских нейробиологов Камиллы и Генри Маркрам, аутизм развивается из-за переизбытка информации, которую ребенок не в состоянии переварить. В результате «уход в ракушку» становится своеобразной защитной реакцией. Даже характерная для детей-аутистов манера поведения – однообразие движений – может быть не чем иным, как попыткой стабилизировать окружающий мир.

На самом деле далеко не каждый ребенок, у которого возникают трудности в общении и адаптации, является аутистом. Очень часто никакой патологии нет, просто в силу каких-то психологических причин ребенок ведет себя замкнуто, не вписывается в коллектив. При этом он может абсолютно нормально развиваться.

Существует и легкая форма аутиз­ма, когда можно говорить не о патологии, а скорее о психической особенности. Такой ребенок в раннем детстве может вести себя замкнуто, застенчиво, но, попав в детский коллектив, постепенно приспосабливается к нему и становится более коммуникабельным. Истинные же аутисты не чувствуют потребности в адаптации. Они не могут ни нормально общаться с другими детьми, ни учиться. Некоторые даже не в состоянии обслуживать себя и пережевывать пищу. Тут, безусловно, речь идет об умственной отсталости. Ребенку-аути­с­ту необходимы индивидуальные коррекционные занятия со специалистами.

В исследовании, которое входит в серию проектов, посвященных изучению речи при РАС, проводимом совместно Центром языка и мозга ВШЭ и Центром нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центром) МГППУ, участвовали 50 детей с РАС в возрасте от 7 до 11 лет.

«Мы применяли три методики. Первая – план диагностического обследования при аутизме (ADOS) для оценки профиля аутистических проявлений и их тяжести, – рассказывает старший научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ Дарья Переверзева. – Вторая – КОРАБЛИК, она позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка. Третья – тестирование на интеллект».

Ученые выяснили, что у детей младшего школьного возраста, страдающих РАС, отмечается неравномерное развитие понимания речи. При этом спектр связанных с этим нарушений очень широк – от полного мутизма (то есть полной неспособности освоить речевые навыки) до опережающего развития. Во втором случае речевые навыки, напротив, могут даже соответствовать уровню взрослого человека.

По словам авторов исследования, ранее уже было многократно доказано, что для аутизма характерна также неравномерность интеллектуального развития. Например, одни навыки и способности недотягивают до нормы, а другие, напротив, значительно ее превышают. Скажем, человек гений в математике, но при этом не может даже самостоятельно сходить в магазин или приготовить себе пищу.

«Результаты представленной работы указывают на то, что несогласованность развития, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома», – отмечает Переверзева.

Кроме того, эксперты пришли к заключению, что чем тяжелее степень аутизма, тем сильнее выражена неоднородность результатов тестов по различным языковым уровням (фонологическому, лексическому, морфосинтаксическому и дискурсивному). Однако связи с уровнем интеллекта тут не наблюдается.

Специалисты выражают надежду, что данные, полученные в процессе исследования, позволят лучше понять закономерности развития при аутиз­ме, что, в свою очередь, поможет более эффективно диагностировать и корректировать нарушения аутистического спектра.

Ирина ШЛИОНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте