В Пряжинской средней школе несколько лет назад был создан компьютерный центр. Жители Пряжи вне зависимости от возраста приходят сюда учиться компьютерной грамоте. Программа, рассчитанная на 72 часа, позволяет любому стать продвинутым пользователем.
Школа открыта для всех. В ее столовую ходят обедать представители местной администрации. Выпускники вместе с аттестатом получают водительские удостоверения. В школе есть свой автобус, три легковые машины, два трактора с прицепом и с полным набором сельскохозяйственной техники. В теплице ребята выращивают рассаду и овощи не только для своей столовой, но и на продажу. Они получают навыки и знания для ведения личного приусадебного хозяйства и создания фермерского предприятия. Пряжинские педагоги включились в проект «Формирование качеств жизнеспособной личности сельского школьника». Была разработана его концепция, благодаря которой школьники учатся сотрудничать с социумом, исследовать его проблемы и по возможности помогать в их решении. Я попросила директора школы Олега Юрьевича СТЕПАНОВА рассказать о том, как реализуется этот проект.Сельские школы во многом отличаются от городских. Скажем, в селе трудно, часто невозможно поменять место учебы в случае какой-то конфликтной ситуации. В условиях города это значительно проще. Поэтому у нас любой ребенок, любой взрослый вынужден жить в таком окружении, которое есть. В городе легко найти себе новых друзей, на селе это только те, кто рядом. Вот почему сельский ребенок должен обладать навыками общения с теми, кто живет рядом и кто может его в чем-то не устраивать. Для этого необходимо обладать определенными нравственными, моральными качествами. Они принципиально отличаются от городских. Это мы учитываем и учим детей взаимодействовать с социумом. Им жить в нем, значит, нужно уметь с ним сотрудничать и не конфликтовать.Я стараюсь, чтобы у будущих выпускников было желание вернуться после учебы в поселок. Опыт показывает: чем лучше работает школа, тем больше детей уезжают и устраиваются в больших городах. Но мы не хотим плохо учить, мы хотим учить лучше. И тем не менее делать все, чтобы наши выпускники возвращались. Чтобы поселок рос, был чистым, красивым, чтобы в нем жила творчески активная молодежь. Для этого используются разные методы. Проведенное анкетирование показало, что основная причина, по которой ребята не хотят возвращаться в свой поселок, связана не с работой, не с жильем, а с досугом. И тогда мы провели большую конференцию, где обсудили наши проблемы и обратились к поселковой администрации. Попросили освободить подходящее помещение, где можно было бы открыть молодежный центр. Нам выделили здание рядом со школой, и мы туда полностью перевели дополнительное образование и открыли центр, где проходят вечера, балы, встречи и дискуссии.Многие проекты, подготовленные ребятами, направлены на решение социальных проблем. Как-то к нам обратился глава поселения и предложил рассказать людям о памятниках района, потому что о них мало кто знает. Был подготовлен общешкольный проект, над которым работали ученики 5-11-х классов. За три дня нужно было описать каждый памятник и привести его в порядок, что и было сделано. Весной подвели итоги. Предложения ребят и результаты работы вынесли на поселковое обсуждение, а также на обсуждение жителей маленьких деревушек, где тоже есть памятники. Это началось два года назад и продолжается сегодня. А в конце учебного года мы заняли второе место в конкурсе «Природа и культура».Об одном памятнике вообще никто ничего не знал. Это старинный дом в деревне. Дети нашли ученого, который объяснил им, как должен выглядеть этот дом. Пятиклассники подготовили интересный проект и о доме, и о тех, кто в нем живет, и о том, как его строили. Изучили все детали. Устройство дверей, окон, оформление. Теперь этот дом взяли на учет в отделе культуры.А вот другой проект. Традиционно в школах бывает день дублера. Мы его назвали «Лидерская проба». И здесь мы расширили рамки: место действия – весь поселок. В этот день рядом с мэром сидит ученик, рядом с директором школы – тоже, а также с главврачом, с начальником милиции и другими руководителями. Всего за один день ребята многое постигают таким образом. Теперь в этом деле участвует весь район, в том числе и маленькие школы. Дети пишут резюме, а конкурсная комиссия их оценивает. Так мы их знакомим с конкретными обязанностями того или иного руководителя.5 сентября в Пряжинском районе объявлено Днем памяти 312-й стрелковой дивизии – это тоже результат работы наших учеников.Один класс выпустил сборник «Моя родословная», другой оформил школьный музей. Есть проект, посвященный рекламе нашего дополнительного образования…К чему мы готовим наших выпускников? Они умеют работать на земле. Выпускникам выдаем удостоверения: мальчикам – водительские, девочкам – швеи или продавца. Кстати, больше половины продавцов поселка – наши выпускницы.В школе на втором этаже вывешен список тех профессий, которые востребованы сегодня. Ребята его видят каждый день, и это невольно заставляет их задуматься, что выбрать. В результате они еще в школе определяются с будущей профессией. Я не согласен с теми, кто говорит, что надо поднимать статус учителя. Он достаточно высок. Другое дело – зарплата. Она недостаточна. Но это не имеет отношения к социальной значимости. В деревне, если ты не умеешь ладить с людьми, каким бы ты прекрасным специалистом ни был, тебя не будут считать хорошим педагогом. Школа наша открыта с 8 утра до 10 вечера. Учителя уходят после уроков пообедать и возвращаются обратно. Они вместе с детьми занимаются проектной деятельностью, разными исследованиями.Мы несколько лет дружим с Карельской педагогической академией. Заключили с ней договор, и наши дети вместе со студентами геофака ездят на практику. Эта совместная работа полезна и студентам, и подросткам. Будущие педагоги учатся взаимодействовать с детьми, а ребята перенимают у старших умение познавать, исследовать. Вот такое взаимообогащающее сотрудничество.КомментарийЗинаида ЕФЛОВА, кандидат педагогических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией теории и практики развития сельской школы Карельской государственной педагогической академии:- Формирование жизнеспособности личности школьника – это идея профессора Института социальной педагогики РАО Марины Гурьяновой, а идея интеграции ресурсов социума принадлежит Пряжинской школе. Она находится в самом крупном поселении района, где сосредоточены его ресурсы – экономические, культурные. И школа не могла не воспользоваться этой ситуацией. Она наладила партнерские отношения с социумом. Когда надо, она может что-то возглавить и объединить усилия всех, то есть стать лидером, в других случаях готова отдать лидерство какому-нибудь другому сообществу, структуре социума. Школа старается создать условия для того, чтобы социум принимал активное участие в воспитании молодежи.Пряжинскую школу отличают социальная активность, мобильность, самостоятельность. Каждый год здесь проходит аукцион идей. Классы предлагают свои проекты. Но какие? Не те, что просто пришли в голову. Чтобы их приняли, нужно доказать, что они социально значимы. И доказать еще на старте. На этом этапе борьбы идей на аукционе главным аргументом становится: а что это даст школе, что это даст поселку, его жителям? Если этих моментов класс не учитывает, то его проект снимается и он начинает искать другую идею. На этапе задания и на этапе реализации очень четко прослеживаются все элементы технологии проекта, которые характеризуют делового человека. То есть проект просчитывается с точки зрения бюджета, с точки зрения ресурсов, с точки зрения результатов. И подается все это еще до реализации.Когда идея принята, представитель класса подписывает договор с директором школы. Это не игра во взрослую жизнь, это модель взрослой жизни.Со многими структурами и организациями у пряжинцев сложились хорошие отношения. Скажем, первый урок в пряжинской школе проводит загс. Так ребята готовятся к семейной жизни. Они беседуют с работниками этого учреждения, с молодоженами, которые в этот день решили вступить в брак.Еще в школе дети определяются с профессией. Хочу подчеркнуть: многие охотно выбирают учительскую стезю. Прежде всего потому, что она им очень хорошо знакома. Дети хотят сами, а не по призыву взрослых быть социально активными. И часто не от учителя исходит инициатива, а от учеников, они просят помочь разработать какой-либо проект, который они выбрали сами. А потом, когда проект реализован, они с удовольствием отчитываются, как и что им удалось сделать. В школе бывает так называемая линейка успеха. Многим из нас запомнились школьные линейки, которые проходили в виде «разбора полетов». Эти же устраиваются только для того, чтобы продемонстрировать достижения всех и каждого. Идет подведение итогов, которые становятся показателем успешности. Должна заметить, что у Пряжинской школы, ее учителей немало интересных достижений. За много лет накоплен богатый опыт, которым они охотно делятся со своими коллегами и из других районов Карелии. Например, в школе пройдут курсы повышения квалификации, которые проведут пряжинские педагоги. Программа курсов посвящена воспитанию социально значимой личности. пос. Пряжа, Карелия
Комментарии