Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования – такая цель обозначена в новом майском указе Президента России. Известно, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Очевидно, что необходимо переосмыслить подходы и механизмы к оценке качества учителей.
независимая оценка квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) по четырем профессиональным компетенциям;анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности;анализ образовательных результатов деятельности учителя;учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.дать качественную оценку и высказать предложения по структуре самой модели;предложить свое видение содержания элементов модели и методик по переводу их в баллы;дать качественную оценку и высказать предложения по методике сбора и учета мнения выпускников об аттестуемых учителях;разработать перечень категорий учителей, имеющих право/возможность прохождения аттестации в упрощенном виде;высказать предложения по внесению изменений и дополнений в процедуру работы аттестационных комиссий.
Как говорили в Древнем Риме: «Vox pоpuli – vox Dеi» – «голос народа – голос Бога». Какая бы идея ни была предложена, если рядовым гражданам это неинтересно и непонятно, они вряд ли ее примут. А если спросить их, а еще лучше пригласить к разработке и реализации идеи?
Такой подход в свое время с успехом использовал академик Курчатов, когда встал вопрос о благоустройстве территории вокруг Института атомной энергии. Как утверждают очевидцы, он предложил не спешить асфальтировать ведущие к корпусам дорожки, а подождать, пока сотрудники протопчут тропинки там, где им удобно, и только после этого приглашать рабочих. При чем тут аттестация педагогов? Минобрнауки России решило пойти именно по этому пути, реализуя проект создания и внедрения новой модели аттестации учителей.
С чего все начиналось?
По итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации Президент Российской Федерации дал поручение «…обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций…».
Иными словами, была определена задача – гарантировать возможность каждому желающему педагогу расти и развиваться в своей профессии. Выражаясь словами учителя физики и информатики липецкой гимназии №12 – победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Аллы Волковой, «национальная система учительского роста – это государственная гарантия развития и поддержки педагога, которой он доверяет».
Минобрнауки России разработало план мероприятий («дорожную карту») по формированию и введению национальной системы учительского роста, в котором детально прописаны действия, направленные на достижение упомянутых президентом задач.
В рамках этого плана реализуется проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования».
Главное образовательное ведомство страны предложило самому педагогическому сообществу проверить эту модель на практике, чтобы получился оптимальный вариант, учитывающий высказанные замечания и предложения. Учителя выступают экспертами и проверяют модель, а не модель проверяет их.
Проведение апробации организовано Минобрнауки России. Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Общероссийским профсоюзом образования, ассоциацией «Педагог XXI века», Федеральным институтом оценки качества образования.
Есть ли недостатки у действующей системы аттестации?
МГППУ по заданию министерства провел исследование существующих содержательных подходов и механизмов оценки квалификации педагогических работников во всех 85 субъектах РФ и 20 странах ближнего и дальнего зарубежья, чьи образовательные системы занимают высшие строчки международных рейтингов.
Как показало исследование, практически в каждом субъекте Российской Федерации свой механизм реализации действующего Порядка аттестации.
В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом – 600. Где-то учитывается динамика результатов обучающихся, где-то упор сделан на количество представленных педагогом материалов и сертификатов. Такая ситуация фактически создает риски для единого понимания образцов лучшей профессиональной практики учителей.
Основанием для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя выступает профессиональный стандарт педагога, в том числе в части соответствия квалификационных категорий конкретному уровню трудовых действий учителя.
В этой связи эксперты пришли к выводу, что и новая система аттестации призвана строиться в соответствии с требованиями профстандарта педагога и ФГОС общего образования на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
Также новая модель по сравнению с действующим Порядком аттестации должна снизить нагрузки на педагога по сбору подтверждающей его профессиональный уровень документации.
Что такое ЕФОМ и какие компетенции позволяет оценивать новая модель аттестации?
ЕФОМ представляют собой различные инструменты оценки трудовых действий учителя в рамках выполнения профессиональных задач, совершаемых на основе его профессиональных знаний, умений и суждений. ЕФОМ различаются в соответствии с уровнем квалификации учителя.
ЕФОМ позволяют оценить уровень профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных.
Предусматривает ли новая модель возможность роста педагога?
Профессиональный рост учителя зависит от качества выполнения им определенных трудовых действий, и новая модель аттестации фиксирует приращение его профессионализма по уровням владения компетенциями, соответствующим конкретным квалификационным категориям, помогает определить направления дальнейшего развития учителя.
Также учитель может выполнять дополнительные функции – методическую работу (методическое сопровождение в рамках конкретного учебного предмета в образовательной организации) и наставничество (продуктивное взаимодействие с коллегами, студентами, молодыми педагогами).
В дальнейшем новая модель аттестации может быть использована для оценки готовности учителя к выполнению и таких функций.
Кто участвует в апробации?
Для апробации приглашены учителя (как имеющие первую или высшую квалификационные категории, так и без таковой), педагогические коллективы образовательных организаций, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, куда входят представители Общероссийского профсоюза образования, а также общественно-профессиональные объединения (ассоциации) педагогических работников.
На нынешнем этапе апробации именно эти люди «проверяют» модель, проводя своего рода профессиональный педагогический тест-драйв новых подходов к аттестации, чтобы «наметить дорожки», по которым в дальнейшем пройдут их коллеги.
Принципами проведения апробации заявлены добровольность, конфиденциальность и соблюдение прав и социальных гарантий педагогических работников. Все участники апробации заняты в проекте исключительно на добровольных началах и при условии конфиденциальности. При регистрации каждый педагог придумывает пятизначный уникальный код и в дальнейшем участвует в апробации только под этим цифровым именем. Важно, что никаких последствий по поводу возможного «неудачного прохождения аттестации» ждать не следует. Потому что организаторов апробации интересует прежде всего отработка подходов к оценке этапов аттестации.
В какие сроки и как будет проходить апробация новой модели?
Апробация стартовала 21 мая и продлится до 22 июня.
Новая модель аттестации включает следующие элементы:
Учителя, давшие согласие на участие в апробации, регистрируются на портале http://ефом.рф/.
В ходе прохождения ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативным компетенциям нужно представить образцы профессиональной деятельности учителя, которые включают в себя:
– план (конспект) урока, изложенный в свободной форме;
– видеоурок (с указанием фрагментов, иллюстрирующих проверяемые компетенции);
– образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем);
– рефлексивный самоотчет.
Помимо этого каждому участнику апробации предложено решить два кейса (представить свое решение тех или иных педагогических задач и ситуаций для демонстрации владения психолого-педагогических и коммуникационных компетенций), а также принять участие в прохождении апробационных прототипов ЕФОМ по предметной и методической компетенциям в письменной форме.
Новая модель аттестации предполагает также получение от работодателя информации об условиях работы педагога (например, об условиях работы самой школы, о социокультурном и социально-экономическом контексте школы, характеристике контингента классов, в которых работает учитель), анализ образовательных результатов его деятельности, учет отзывов выпускников учителя (речь идет только о тех, кто окончил школу не менее четырех лет назад).
В каких регионах проходит апробация новой модели аттестации?
Апробация проходит во всех федеральных округах страны. В ней принимают участие более 100 школ и 11 вузов из 19 регионов – Рязанской, Ярославской, Ленинградской, Калининградской, Нижегородской, Волгоградской, Ульяновской, Свердловской, Томской, Омской, Новосибирской областей, республик Татарстан, Адыгея и Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской и Чеченской республик, Краснодарского, Красноярского и Хабаровского краев.
Для чего в апробации принимают участие выпускники педагогических вузов?
Для тех, кто только стоит в начале педагогического пути, предусмотрен особый и очень важный этап – так называемый вход в профессию. Это своего рода профессиональный экзамен (ЕФОМ по четырем упомянутым компетенциям), который проходят выпускники педвузов или педагогических факультетов университетов (независимо от госэкзаменов и защиты дипломного проекта), а также лица без педагогического образования, не работавшие учителями, или учителя с большим перерывом в педстаже.
Подобное испытание призвано выявить наличие или отсутствие профессиональных дефицитов. Данная информация очень полезна для директоров школ и наставников молодых учителей, а также для самих начинающих педагогов. Стоит отметить, что подобные испытания при добровольном согласии участников уже не первый год проводятся в ряде регионов (например, в Республике Татарстан), и те выпускники, которые его успешно сдали, получают от местных властей материальную поддержку.
Какие экспертные задачи поставлены перед участниками апробации?
Участникам предлагается:
Свои экспертные заключения участники апробации размещают в личных кабинетах на портале http://ефом.рф/.
Как будут подводиться итоги апробации?
Все полученные результаты будут изучаться членами специально созданной Апробационной экспертной аттестационной комиссии (АЭАК), куда входят в том числе представители Общероссийского профсоюза образования, педагогических ассоциаций, победители и лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России» и другие эксперты.
АЭАК проанализирует представленные в ходе апробации предложения, с их учетом будет проведена доработка модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ, которую представят на общественно-профессиональное обсуждение в сентябре 2018 года.
Кроме того, в результате работы по обсуждению нового проекта модели аттестации станет возможным обсуждение вопроса установления так называемых бонусов для учителей, уже признанных профессиональным сообществом, к которым в том числе можно отнести народных и заслуженных учителей России, победителей конкурсов профессионального мастерства и др. Все эти вопросы требуют серьезного обсуждения, которое будет организовано министерством. Итоги общественно-профессионального обсуждения будут подведены на всероссийской конференции в ноябре 2018 года.
Читайте также:
Более 600 педагогов принимают участие в апробации новой модели аттестации учителя http://www.ug.ru/news/25368
Об авторах:
Андрей МИЛЁХИН — проректор МГППУ, кандидат психологических наук
Вадим МЕЛЕШКО — редактор отдела политики и экономики образования
Фото Вадима Мелешко
Комментарии