Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Аттестация – новые возможности или серьезные испытания? Как правильно оценить работу учителя

Учительская газета, №42 от 18 октября 2011. Читать номер
Автор:

​Одно из серьезных испытаний в жизни каждого учителя – прохождение аттестации. Долгое время она оставалась неизменной, в то время как и школа, и жизнь подвергались стремительным и подчас радикальным переменам. C 1 января 2011 года стал действовать новый порядок аттестации педагогов. Правда, вскоре выяснилось, что он далек от совершенства. Более того, многие учителя были возмущены этим нововведением, а некоторые даже подали заявление об уходе. Это было в самом начале года, со временем многие недоразумения были сняты, однако тем не менее нерешенные вопросы остались. Все это стало поводом для проведения «круглого стола» в редакции «Учительской газеты», на котором мы собрали директоров и учителей московских школ, представителей Московского центра образовательного права.

Ольга МАКСИМОВИЧ, заместитель главного редактора «Учительской газеты»:- В нашей газете не первый год работает дискуссионный клуб, в рамках которого мы  обсуждаем самые злободневные темы, волнующие российских учителей. Новый порядок аттестации относится к числу таких тем и активно обсуждается в учительской среде. Весной педагоги Подмосковья обратились с открытым письмом к Президенту России Дмитрию Медведеву, в котором высказали свою озабоченность и сомнения  в том, что нововведение может быть эффективным и полезным для педагогов. По их мнению, новая система аттестации не учитывает педагогического опыта и мастерства и сведена к простому набиранию баллов за публикации и использование технических средств. Прошло время. Появились педагоги, которые уже прошли эту процедуру. Еще больше тех, кому это предстоит. Сегодня хотелось бы посмотреть на новый порядок с разных сторон, объективно и непредвзято. Ирина ОРЛЕНКО, директор московской школы №1103 имени Героя Российской Федерации А.В.Соломатина:- Помимо того что я директор школы, я  являюсь также экспертом по аттестации и могу сказать, что во время  этой процедуры никаких проблем не возникало. В целом, на мой взгляд, аттестация осталась в том же ракурсе, что и была. Видимо, существенную роль играет так называемый человеческий фактор. Разумеется, педагоги относятся к новому порядку аттестации пока с осторожностью, но ведь  так воспринимается все новое. В этом сущность человеческой личности. Возможно, там, где были проблемы, не совсем профессиональными оказались эксперты.Дмитрий ЗЕРНОВ, заместитель директора Московского центра образовательного права:- Я хочу разъяснить, в чем принципиальная особенность нового порядка аттестации. Дело в том, что с 1 января 2011 года, по сути, действует два вида аттестации. Одна обязательная, на соответствие занимаемой должности, она касается тех педагогов, которые не имели квалификационной категории, и оплата их труда шла по разрядам ЕТС. И добровольная аттестация на первую и высшую категорию. Аттестация на соответствие занимаемой должности происходит на основании представления, подаваемого директором школы, на квалификационную категорию, заявления, подаваемого самим педагогом, так было и раньше.  Впрочем, никогда ранее не было аттестации на соответствие занимаемой должности. Именно этот вид аттестации и вызвал наибольшее количество вопросов. Кроме того, нужно учитывать, что учительская среда консервативная и что все новое в ней воспринимается настороженно. В документе сказано, что аттестация на соответствие занимаемой должности проходит в форме письменного квалификационного испытания. Педагоги спрашивали: в чем  его суть, каково содержание вопросов? В Москв это компьютерное тестирование, задания содержат в себе вопросы по психологии и физиологии ребенка, разумеется,  проверяется знание предметной области, законодательной и информативной базы. Все эти вопросы разбиты по блокам. Поначалу педагоги очень волновались, но мы старались сделать все, чтобы процедура аттестации проходила в комфортной обстановке. К сожалению, оказалось, что есть еще те, кто не владеет компьютерными технологиями. Как правило, это касается работников детских садов, за них на кнопочки нажимали другие люди. Мы пытались максимально облегчить процедуру, чтобы люди уходили от нас не в стрессе, кстати, у некоторых сама аттестация занимала не более 15 минут, они отвечали на вопросы  и спокойно уходили.Ирина ОРЛЕНКО:- Все новое зачастую поначалу воспринимается в штыки. У меня, к примеру, в прошлом году аттестовались по новому положению социальные педагоги, и все прошло нормально, без эксцессов.Ольга Максимович:- И  все-таки какие проблемы, связанные с порядком аттестации, стоят, на ваш взгляд, наиболее остро? Андрей СЕБЕНЦОВ, директор  Московского центра образовательного права:- Первая проблема, на мой взгляд, неясность дальнейшей судьбы аттестации. Не надо забывать, что у нее две функции, кроме морального стимулирования профессионального роста, это еще и повод прибавки к зарплате. Пока неясно, как будет оцениваться качество работы педагогов в соответствии с новой системой финансирования. Не исключено, что присвоение в результате аттестации первой или высшей категории останется лишь вариантом почетной оценки. Это не опасение, а констатация сегодняшней ситуации. Кроме того, трудовым законодательством аттестация не предусмотрена как нечто обязательное. Аттестация прописана в законе об образовании. Для аттестации на соответствие категориям в Москве создана главная аттестационная комиссия. В год через эту комиссию проходит до 15 тысяч педагогов. Сегодня в Москве возможны две формы прохождения аттестации на выбор педагогического работника: портфолио или экспертное заключение образовательного учреждения. В первом случае педагог сам собирает на себя портфолио. В него входят документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации, участие в конкурсах, олимпиадах, информация об опубликованных статьях. Во втором случае представители администрации учреждения, председатель первичной профсоюзной организации оценивают деятельность педагогического работника по определенным параметрам. Все эти материалы передаются в наш центр. Наша организация проводит их проверку и анализ полученных документов,  а аттестационная комиссия делает окончательный вывод – о соответствии или несоответствии требованиям, предъявляемым к соответствующей квалификационной  категории. В результате оформляется аттестационный лист, его педагог предъявляет по месту работы.Дмитрий Зернов:- Если на первую категорию учитель может подать заявление сразу после педвуза, то на соответствие занимаемой должности руководитель образовательного учреждение имеет право подать представление, после того как педагог отработал  не менее двух лет.Татьяна ОВЧАРОВА, учитель русского языка и литературы  московской  школы №789:- У нас аттестовался директор, по его словам, процедура прошла в спокойной обстановке, ничего страшного не было, все вопросы были разбиты на четыре блока.У нас достаточно пожилой коллектив, раньше аттестация проходила на автомате, а сейчас люди испугались того, что необходимо владеть компьютерными технологиями. Но со временем они и к этой форме привыкнут.Леонид БЕРМАН, координатор сообщества «Юридическая консультация для учителя» интернет-проекта «Сеть творческих учителей», учитель экономики московской гимназии №1516, методист кафедры экономики МИОО:- Могу сказать о своем личном отношении. На мой взгляд, новый порядок аттестации ничего не изменил кардинально в положении учителя. Думаю, что формулировка «аттестация педагога на соответствие занимаемой должности» звучит для учителя унизительно. Или, возможно, такая аттестация необходима лишь для тех, кто не имеет профессионального педагогического образования. Тогда это обоснованно. Возникает и другой вопрос – о подготовке педагогов к аттестации, в первую очередь о прохождении курсов. Если в Москве эти вопросы решаются просто, то для того, чтобы учителя из глубинки повысили свою квалификацию, нужны немалые деньги. Кстати, им самим приходится зачастую эти  курсы и оплачивать.Татьяна ЧЕРКАШИНА, учитель истории и обществознания московской гимназии №1520 им. Капцовых:- У нас оба вида аттестации проходили на базе школы, к нам приезжали методисты из МИОО. Мне придется проходить аттестацию в ноябре 2012 года, поэтому этот вопрос меня очень волнует. Думаю, что сама процедура аттестации слишком формализована, за тестами и баллами мы теряем личность учителя. И потом, школы разные, и классы тоже, у одних педагогов есть ребята, участвующие в олимпиадах и международных конкурсах, а у других их нет, значит,  они теряют баллы. Ирина ОРЛЕНКО:- Кстати, представление о том, что в регионах школы плохо оснащены компьютерной техникой, абсолютно неверное. Да и институты повышения квалификации во многих субъектах РФ предлагают продвинутые курсы  с использованием новейших педагогических технологий.Ольга МАКСИМОВИЧ:- Давайте суммируем плюсы и минусы нового порядка аттестации. И главное, попытаемся ответить на вопрос: что должен знать педагог, готовящийся к прохождению аттестации?Дмитрий ЗЕРНОВ:- Если говорить об обязательной аттестации, учителю необходимо освежить знания в области психологии и детской физиологии, изучить нормативные документы.Леонид БЕРМАН:- Я боюсь, что начнут превалировать формальные вещи, к примеру участие  в международных олимпиадах, где один человек из Украины, два из Беларуси и три из России. Опасения возникают и по поводу заявления, что каждый учитель должен иметь свое информационное пространство, а ведь не все к этому готовы. Когда речь идет о размещении персональных данных учеников на личном сайте, не надо забывать, что могут возникнуть проблемы с прокуратурой. Я думаю, этим должны заниматься профессионалы. Информационное пространство, где можно узнать об успехах учащихся, должно организовываться не каждым учителем в отдельности, а по крайней мере на уровне школы. Ведь даже конспекты и планы уроков защищены законом об авторском праве. Поэтому, вводя новый порядок аттестации учителей, руководители системы образования должны были лучше продумать механизмы защиты и поддержки педагогов.Андрей СЕБЕНЦОВ:- Думаю, что сегодня больше открытости, проще со сбором и оформлением документов. Все дело в том, что у каждого свои представления о критериях качества работы. Проблема заключается в том, что некоторые педагоги могут посчитать не вполне справедливыми критерии, заложенные в методике оценивания, применяемой во время процедуры аттестации.Ирина ОРЛЕНКО:- Прежде всего необходимо учить наших педагогов в совершенстве владеть компьютерными технологиями,  сама процедура аттестации их к этому подталкивает.Если учитель работает хорошо, думаю, что он пройдет аттестацию без проблем. Жизнь ведь не стоит на месте, мы все время движемся вперед, а значит, меняемся. Качественно работающему учителю не страшны никакие перемены, и новый порядок аттестации в том числе.«Круглый стол» подготовили и провели Ольга МАКСИМОВИЧ и Светлана РУДЕНКО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту