В этом году на национальном чемпионате «Абилимпикс»-2020 золотую награду в компетенции «Ремонт обуви» в копилку Москвы принесла восьмиклассница школы №904 Виктория Симакова. Она занимается у учителя технологии Елены ЮРЧИКОВОЙ. Вот уже более 25 лет педагог приходит в ставшие родными стены учебного корпуса №14 «Атмосфера», где обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не первое достижение ее учеников на чемпионатах профмастерства.
-Елена Алексеевна, чтобы обучать ребят на достойном уровне, требуется соответствующее оборудование. В школе №904 оно есть. Как удалось обустроить такой производственный класс?
– Здесь установлены промышленные швейные машины, сконструирована имитация конвейера и другое. Уют в нашем учебном корпусе создают сами учащиеся. На занятиях мы сшили шторы в кабинеты, кожаные чехлы для стульев с утеплителем, пуфики, чехлы на мебель в комнате отдыха, занавесы для сцены. Актовый зал у нас украшен работами ребят, кто у нас бывает, все обращают внимание на это.
– Как выстроена работа с учениками?
– Профиль моего обучения называется «Кожгалантерейное дело». Есть и другие направления: слесарное, швейное, столярное дело, озеленение. Обучаются ребята с различными ментальными нарушениями, в том числе с аутизмом и синдромом Дауна. Олигофренопедагогика – сложный раздел для преподавания, тем более в технологии. Необходимо в доступной форме и на примерах объяснить и научить применять физико-механические явления, которые пригодятся ученику в работе и в жизни.
На уроках трудового обучения учащиеся развиваются всесторонне, и преподаватель должен равномерно корригировать умственные, физические и нравственные способности ученика.
Работа с каждым ребенком во многом индивидуальная, несмотря на то что дети занимаются группами по 6‑8 человек.
Начинаем с изучения школьника, смотрим карту, характеристику, направление и «дорожную карту». Ведь даже если дети с одинаковым диагнозом, они по-разному себя ведут, по-разному проявляют на трудовом обучении. У нас таких занятий больше, чем всех остальных предметов, поэтому организация труда и порядок на рабочем месте, организация самого кабинета учат выполнять работу по плану, бережно относиться к мебели и ко всему, что есть в классе, приучают детей к занятиям в комфортных условиях.
Любовь к делу можно привить только собственным примером. Причем надо не заставлять, а, приучая к порядку и соблюдению правил и аккуратности во всем, прививать интерес к труду через успех. Нужно убеждать учащегося, что начатую работу необходимо завершить. Учитель на первых порах должен помочь это сделать, и когда в руках ребенка появится красивое изделие, выполненное им самим, то появятся и интерес, и трудолюбие, и любовь к делу. Особенно важно подходить по способностям к каждому ученику.
А еще обращаю внимание на то, как надо помогать друг другу. Ты умеешь одно, твой товарищ – другое. Если вы вместе, вы сделаете хорошую вещь.
– Какие формы обучения ребят вы еще используете?
– Неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса – экскурсионное направление работы. По программе предусмотрены предметно-тематические и профориентационные экскурсии, последние направлены на ознакомление с миром профессий. Для этого мы посещаем колледжи №4, 26, 30, 56, «Столица».
Для изучения организации промышленного производства мы ходим на предприятия. На такие как «Парижская коммуна», фабрика «Медведково», которая выпускает кожгалантерейную продукцию, и на фабрику обуви. Там знакомимся с производством и ассортиментом, а также с новейшим оборудованием, с машинами-автоматами и полуавтоматами, которых у нас в классе нет.
Зрительные и тактильные впечатления самые яркие. Не зря же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
– В этом году у вашей подопечной восьмиклассницы Виктории золотая медаль на чемпионате профмастерства «Абилимпикс». Как готовились?
– Готовились много, долго и тщательно! На «Абилимпиксе» участники были шестнадцатилетние, а Вике 14 лет. Школьники с ментальными нарушениями соревнуются вместе с детьми по общим заболеваниям. Их не выделяют в отдельную категорию, хотя считаю, что им во многом сложнее. Ранее мои ребята тоже участвовали, но до национального этапа не доходили.
В прошлые годы на московском этапе было второе место у моего ученика в компетенции «Малярное дело», и мои ученицы дважды занимали третье место в компетенции «Ремонт обуви».
В этом году на отборочных соревнованиях был очень сильный мальчик в компетенции «Ремонт обуви», в которой участвовала Вика. Но на московском этапе он, видимо, не собрался. И не прошел на национальный этап. Тут, конечно, самоорганизация играет большую роль.
Виктория трудолюбивая, внимательная девочка. Уже на региональном этапе на высокий уровень работы школьницы обратили внимание представители обувной фабрики «Парижская коммуна». Она занимается в моей группе на трудовом обучении и в кружке «Мир кожи». В этом году задание национального этапа выполняли дистанционно, но в этом был свой плюс. На мой взгляд, это помогло ей еще лучше сконцентрироваться.
Анастасия ХУДЯКОВА, педагог дополнительного образования школы №904, кандидат филологических наук
Комментарий
Галина РОМАНОВА, руководитель психолого-педагогической службы школы №904:
– Уже второй год у нас успешно реализуется городской проект «Ресурсная школа». Начали работу в этом направлении там с учеников первого класса. Учителя прошли специальное обучение.
Сейчас в школе №904 открыто два класса здоровья численностью до 15 человек каждый, таковы условия успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 1‑2‑й классы занимаются в учебном корпусе «Остров детства». Учителя, которые ведут эти классы, прошли специальное обучение и знают, как правильно работать с учениками, у которых есть ограничения по здоровью. На обучение к нам привозят детей из разных районов Москвы.
Чаще всего нам звонят родители, которых волнует успеваемость. По объективным причинам дети с ОВЗ нередко отстают от сверстников. В классе здоровья все ребята примерно на одном уровне, у детей должны быть равные стартовые возможности. Наша задача состоит в том, чтобы они усвоили школьную программу.
Мы считаем, что учиться вместе у специально подготовленных педагогов им будет более комфортно психологически. Это стоит учитывать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения в развитии, но если у малыша нарушения незначительные, то ему, вероятнее всего, будет правильнее учиться в инклюзивных классах школы №904. А что выбрать – инклюзивное обучение или занятия в рамках класса здоровья – в любом случае решают родители или законный представитель ребенка.
Создана доступная среда, учебные корпуса оборудованы пандусами и ступенькоходами, постоянно обновляется материально-техническая база. В классах здоровья дети ходят в школьной форме, в корпусе звучат звонки на урок и с урока – все, как в обычной школе. Из отличий – у ребят своя отдельная раздевалка, также для классов здоровья отдельно оборудована туалетная комната.
И в дошкольных группах созданы условия для малышей с ограниченными возможностями здоровья, закуплена специальная мебель по проекту «Дошкольное пространство без границ». Вся мебель соответствует ФГОС. Ее легко трансформировать, а это значит, ребенок может организовывать пространство вокруг себя, как он захочет.
Сейчас завершается обустройство сенсорной комнаты, где с ребятами с ОВЗ будут заниматься специально обученные педагоги-психологи. После того как нормализуется эпидемиологическая обстановка, мы приглашаем родителей к нам на экскурсию. Наши специалисты всегда готовы ответить на все волнующие вопросы.
Комментарии