Благоприятный климат в педагогическом коллективе – залог успеха школы. В этом едины участники сегодняшней беседы в «Директорском клубе». Но вот вопрос: как создать атмосферу сотрудничества и сотворчества?
Валентина МАСЛОВА, директор школы №20, Белгород: Идею нельзя навязывать
Коллектив, которым руководит директор, независимо от численности, очень сложный организм. В нем собраны представители разных поколений, социальных слоев, уровня образованности, квалификации, с различными жизненными ценностями. Среди нас есть активные и пассивные, эмоциональные, темпераментные и замкнутые, с крепким здоровьем и слабые, пессимисты и оптимисты.
Что общего у этих людей?
Первое – это любовь к своей профессии. И очень важно для каждого осознание собственной значимости как человека и профессионала.
Второе – очень важное условие – это необходимость «заразиться» идеей, целью. Для нас этой идеей стало непрерывное краеведческое образование – введение в педагогический процесс краеведения, в том числе на основе музейной педагогики, разработка и реализация комплексной программы «Люби, познавай и преобразуй свой край».
Главное – идею нельзя навязывать, у каждого члена коллектива должно возникнуть ощущение, что именно он родоначальник этой идеи. В нашей школе мы нашли такую идею, живем с ней, творим. Любовь к родному краю, патриотизм, чувство гордости за свою Родину – вот что сплотило множество индивидуальностей. Каждый уголок школы пропитан этим общим духом. И учитель не просто ведет урок, техничка не просто моет полы, повар не просто кормит детей, мы творим, растим гражданина своей страны, а вместе с ним развиваемся сами.
И еще одно условие, которое позволит привести коллектив к общей цели, – руководитель сам должен искренне верить в то, чем занимается весь коллектив, сам должен являть пример своего личностного потенциала, личностной заинтересованности.
Наталья ВАЩУК, директор школы №85, Екатеринбург: Разница в возрасте – не помеха
Наш педагогический коллектив – это 58 человек, почти все женщины, и большинство из них старше 45 лет. Так что я в свои 34 года считаюсь молодым руководителем. Когда мне предложили возглавить коллектив школы, были опасения, что разница в возрасте станет причиной дистанции между мной и другими. Но никаких конфликтов не возникло. Наоборот, могу сказать, что учителя в возрасте радовались «молодым силам», как они говорили.
В свое время я прошла обучение на факультете психологии Санкт-Петербургского педуниверситета и стараюсь теоретические знания использовать на практике. Незыблемое правило для меня – разговаривать с подчиненными без повышения голоса и уважительно относиться к людям любого возраста – и к детям, и к старшим сотрудникам.
У каждого могут быть какие-то проблемы, личные сложности. Женщины всегда эмоционально привязаны к своим домашним делам. Бывает, у них настроение не самое лучшее из-за того, что кто-то в семье заболел или проблемы с детьми. Постоянно держать это в себе, подавлять – ненужный героизм, это все равно рано или поздно скажется на здоровье и опять же на общении с учениками: раздражение и внутреннее напряжение перейдет на них.
Я за то, чтобы в школе было и неформальное общение, сложились теплые, человеческие отношения между сотрудниками. Отдыхать нужно всем. В учительской мы организовали мягкую зону, поставили столик для чаепития и в будущем хотим устроить специальный кабинет психологической разгрузки для педагогов.
Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, директор гимназии №10, Новосибирск: Любить надо…
Нашей гимназии 2 ноября исполнилось 95 лет, это старейшая школа города. У нас работают более сотни сотрудников, учатся более тысячи детей. Атмосфера в школе всегда царит дружелюбная, комфортная. Поделюсь нашими секретами.
1. Мы любим учеников, учителей, родителей. Это наше кредо.
2. Гимназия – это семья. Правильно в педагогической среде говорят: не несите школу в семью, а семью в школу. То есть не надо перегружать семейные вечера школьными проблемами, не надо и выливать семейные проблемы на головы коллег и тем более учеников.
95 лет – это ведь не одно поколение. 45 процентов детей, которые учатся в гимназии сегодня, – это дети и внуки тех, кто заканчивал ту же школу много лет назад. 20 учителей у нас тоже наши бывшие выпускники. Это создает особый дух гармонии и взаимопонимания. Родители и дети приходят к нам, как домой. Уважительное отношение к учителю передается из поколения в поколение.
От редакции
Конфликты в педагогическом коллективе – больная тема. Может быть, у вас есть свой безотказный способ выхода из конфликтной ситуации? Расскажите о нем.
Комментарии