search
main
0

Атланты педагогики

Именно так назвал победителей конкурса «Учитель года» академик Александр Асмолов

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования вместе с «Учительской газетой» провел очередной педагогический марафон. В этом году он был посвящен 30‑летию Всероссийского конкурса «Учитель года России», 95‑летию нашего издания, 75‑летию Тюменской области. Эту традицию 10 лет назад заложила Ольга Владимировна Ройтблат, народный учитель РФ, доктор педагогических наук, ректор ТОГИРРО. И она не ошиблась в том, что идеи живой и творческой педагогики, преодолевая расстояние, объединяют учителей из разных, в том числе самых отдаленных, уголков региона, а встречи с яркими и талантливыми педагогами вдохновляют коллег-единомышленников на новые проекты и инициативы. В целом в педагогическом марафоне приняли участие более 500 творчески работающих педагогов из разных уголков Тюменской и Свердловской областей, ЯНАО и ХМАО – Югры. Марафон стартовал в Тобольске, подарившем миру Менделеева, продолжился в Тюмени – столице региона и завершился в Ишиме – на родине автора сказки «Конек-Горбунок» Петра Ершова.

На родине Менделеева
В Тобольске, который считается первой столицей Сибири, мы стали свидетелями и участниками зарождения новой благородной традиции. По случаю завершения школьной поры лучшие выпускники посадили 16 рябин (по числу средних учебных заведений в городе), оставив после себя зеленый и, пожалуй, красный след. Помните цветаевское стихотворение, написанное в молодые годы: «Красною кистью // Рябина зажглась. // Падали листья. // Я родилась»? Полное бесконечным постижением тайников собственной души, поиском знаков и примет, оно по настроению и смыслам гармонизировало с происходящим на наших глазах действием. «Я родилась». Вневременное описание, рождение человека – личности… Вчерашние школьники, сегодня уже самостоятельные люди, отправляются в новую и большую жизнь.
«Когда сажаешь дерево, это символизирует начало нового. Вот и у вас сейчас тоже начинается совершенно новая жизнь, – обратился к молодым людям глава города Максим Афанасьев, автор идеи аллеи выпускников. – Помните, что в Тобольске есть дерево, за которое и вы в ответе. Большая ценность – сохранить его на долгие годы».
В этом городе встреча с учителями проходила в одном из лучших образовательных заведений, которое сегодня особенно выделяется среди других своими новаторскими технологиями в организации учебного процесса в корпоративных СИБУР-классах. Второй год школа №9 реализует новую модель – первую ступень в системе непрерывного образования «школа – вуз – предприятие». Все это напрямую связано с крупнейшей в России нефтехимической компанией «СИБУР», с которой она активно сотрудничает с момента ее появления на окраинах города Тобольска. Теперь в школе появились брендовые зоны – это кабинеты физики, химии и математики, особая лаборатория «Науколаб» – междисциплинарная площадка по изучению естественных и точных наук, а также своя химическая лаборатория на 24 рабочих места. Разрабатывается платформа «Информационная площадка для классов СИБУР», позволяющая осуществлять не только учебно-предметную деятельность, но и работу по созданию ученических портфолио. Здесь много новшеств. Например, урок на производстве – эффективный инструмент педагогической практики, который представляет собой симбиоз двух предметов – физики и химии. Школьники, приезжая на предприятие, подробно изучают протекающие нефтехимические процессы, от сотрудников компании узнают об особенностях работы промышленного оборудования. Таким образом, организовано углубленное изучение выбранной темы и одновременно – профориентация учащихся. Есть ощутимые результаты – 25 выпускников СИБУР-класса имеют качество обучения 96%: 8 медалистов, 2 стобалльника – по химии и физике.
На педагогические марафоны, напомню, приезжают учителя разных предметов, и публика в зале, как правило, неоднородная по составу. Здесь физики и лирики, педагоги и управленцы, работники детских дошкольных учреждений, психологи. В том и ценность, что на примере разных школьных дисциплин можно увидеть новые подходы, технологии, приемы работы, которые вызывают у детей интерес к процессу обучения независимо от того, кто перед вами – литератор или биолог, музыкант или математик.
Творческие встречи с абсолютными победителями и членами жюри конкурса «Учитель года России» Олегом Парамоновым, поэтическим голосом конкурса, и Артуром Зарубой, композитором, автором легендарного «Учительского вальса», также сложившаяся традиция. Как всегда, они удивляли и завораживали зрителей своим особым мастерством, творческими открытиями, полетом фантазии и глубиной размышлений о Пушкине и Рахманинове, Чайковском и Пастернаке, о непостижимых тайнах «Маленьких трагедий», «19октября» и «Вокализа».
Кстати, о синтезе музыки и слова размышляла на cвоем мастер-классе Полина Владиславовна Глазунова, учитель русского языка и литературы школы №48города Тюмени, которая в этом году победила на конкурсе «Учитель года Тюменской области» в номинации «Педагогический дебют».
Как научить человека мыслить, говорить? Педагог убеждена: слово должно идти от сердца, быть прочувствованным, тогда оно звучит наполненно и имеет вес. Поэтому в основе ее педагогической деятельности лежит прием визуально-эмоционального мотивирования речевой активности. Во-первых, это музыка, которая дополняет прочитанное слово, раскрывает созданные поэтом/писателем образы: треск костра, шум ветра, пение соловья, а порой это не звук, а… его отсутствие. Участники мастер-класса увидели, как в «Соловушке» П.И.Чайковского музыка движется словом, как слово образует темп, определяет паузы и громкость. Когда дети понимают, что огромные паузы (обычно несколько раздражающие) возникают как следствие подражания соловьиным трелям и призваны создать образ покидающего родную сторонку соловья, который все же обещает вернуться (эффект эха), сюжет для них становится практически осязаемым. Во-вторых, это изобразительное искусство, не просто иллюстрация, а произведение, через которое художник выражает свое видение творчества, биографии писателя (например, циклы картин Игоря Шаймарданова, посвященные А.С.Пушкину). А иногда это просто вопрос, касающийся проблемы, с которой сталкивался каждый. Все это позволяет оказаться в ситуации, когда ученику самому хочется размышлять и как итог высказаться.
На профессиональных конкурсах нередки случаи рождения новых семейных пар. Есть и другое любопытное явление – часто участие одного из супругов становится мотивом для другого пройти этот нелегкий путь к новым вершинам в профессии. Так случилось и с семейной парой Саранчиных.
Вначале Евгений Павлович, учитель биологии Тюменского президентского кадетского училища, одержал в 2016году победу на конкурсе «Учитель года Тюменской области». А через три года его жена Наталья Валерьевна, учитель химии из этого же образовательного учреждения, стала призером II степени на конкурсе-2019.
На марафоне Евгений Павлович представил мастер-класс, посвященный большому терминологическому словарю курса биологии в школе. По его данным, для успешного окончания и сдачи ЕГЭ по этому предмету ученик должен знать около 700 терминов. На примере одной из сложнейших тем восьмого класса «Обмен веществ и превращение энергии» педагог показал, как можно, используя элементы технологии УДЕ (укрупнения дидактических единиц), а именно составление блок-схемы, создать из 15 терминов дидактическую единицу. В ней удачно сочетаются логические связи, взаимодействие и последовательность событий в процессах обмена веществ и энергии. А на мастер-классе Натальи Валерьевны Саранчиной речь шла о реализации метапредметного подхода на уроках химии. Для того чтобы передать универсальный способ работы с понятием, необходимо, считает педагог, выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания. На примере формирования понятия «период» она показала, как можно из предметного материала совершить прорыв в метапредметность.
С этим понятием учащиеся встречаются на самых разных уроках: истории (исторический период), биологии (период развития), химии (периодическая таблица), русского языка (период как языковая единица), физики (период колебания математического маятника). Но что делает во всех случаях период периодом? Участники мастер-класса пришли к выводу, что это не просто отрезок времени, или кусок текста, или ряд в таблице Менделеева, любой период имеет инвариантные свойства: нарастание каких-то признаков от начала к концу, а затем скачкообразное качественное их изменение. Так, изу­чая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Мастер-класс о современных образовательных цифровых ресурсах, платформах провел победитель нынешнего конкурса в области Виталий Викторович Ерохин, учитель физики школы №88г. Тюмени. В интерактивном режиме за 20 минут он научил пользоваться всех присутствовавших двумя цифровыми платформами: «ЯКласс» – дистанционный тренинг для школьников, полезный для самопроверки и подготовки детей к контрольным работам и экзаменам, и Kahoot – сервис для создания и проведения учебных тестов, викторин и опросов. Педагог сам разрабатывает предметное содержание, вариативное и дифференцированное, и процесс обучения, контроля и оценки знаний становится занимательным и интересным для детей.

С образовательным туризмом и региональными социокультурными ресурсами – одним из трендов Тюменской области – ознакомила на своем мастер-классе Марина Алексеевна Тимофеева, учитель физической культуры школы села Борки Тюменского района. Лауреат конкурса «Учитель года России»-2017 вместе с участниками мастер-класса прокладывала физкультурно-образовательный маршрут страны Тюмении. Путешествуя по местам, где начиналась страна Тюмения, двигаясь тропами легендарного Ермака по направлению к городу Тобольску, педагоги знакомились с историко-культурными достопримечательностями многонационального региона и изучали этноигры («Кучтем-куч», игра в камешки, «Талтыюх»), научились создавать паспорт физкультурно-образовательного маршрута и убедились в правоте их великого земляка Д.И.Менделеева, уроженца Тобольска, который пророчески предсказал: «В Сибири широко расцветут промышленность и культура. В крае и Тобольске будет лучше. Он должен сыграть большую роль в освоении Севера».

«Человековедческие инструменты»
Атлант согласно древнегреческой мифологии – это могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Истории об этом персонаже в произведениях античной литературы противоречивы и содержат взаимоисключающие утверждения. И хотя официальная наука не признает существования в прошлом этой загадочной, может быть, действительно только мифической цивилизации, которая, по легенде, ушла под воду, это не помешало академику РАН, доктору наук, ученому-геофизику, а также известному поэту, барду Александру Городницкому написать песню, которая стала гимном Санкт-Петербурга: «Когда на сердце тяжесть // И холодно в груди, // К ступенькам Эрмитажа // Ты в сумерках приди, // Где без питья и хлеба, // Забытые в веках, // Атланты держат небо // На каменных руках». В Тюмени, где продолжился наш педмарафон, об этом гимне вспомнил академик Александр Асмолов и предложил сделать его вторым символом профессионального состязания педагогов после главного конкурсного «Учительского вальса». Он сравнил учителей, прошедших через конкурс, с атлантами, заметив, что иногда лучше понимаешь, кто такие учителя года, когда слышишь песню Александра Городницкого. «В России есть атланты, – сказал академик. – Учителя года – это атланты России!» Зал поддержал его и спел эту песню под аккомпанемент талантливого педагога, музыканта, виртуозного пианиста, автора «Учительского вальса», учителя музыки из Москвы Артура Зарубы.

Академик Асмолов хорошо известен не только как ученый в области психологии, но и как мастер метафор, ассоциаций, аналогий, необычных, но часто очень точных, емких и метких формулировок и определений, которые отражают суть происходящих в мире образования процессов. Еще в 1992 году, будучи заместителем министра образования России, он увидел глубинный смысл «Учителя года» в «преодолении той колоссальной драмы невнимания к учителю, которое существует в нашей культуре». Ведь грустно, когда люди, творящие и созидающие этот мир, остаются незамеченными. Это то, о чем в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» говорит Воланд: «Будьте к ним невнимательны, и все они вымрут сами», имея в виду мастеров, одаренных людей. Тогда же Александр Григорьевич дал такое определение конкурсу – «праздник культуры, образования, человеческого достоинства» и выразил надежду, что он будет жить («УГ» №18 от 26 мая 1992 года). Сказано в 1992 году, в другом веке. Предсказания сбылись! Конкурс живет! В окружении его победителей – атлантов, в среде присутствующего в зале педагогического сообщества, Александр Асмолов называет конкурс гимном человеческо-учительского достоинства. Здесь и сейчас. В 2019 году, в Тюмени! «Это такое… придумать!» – с вдохновением продолжает говорить о конкурсе Александр Григорьевич и поздравляет наше издание с предстоящим 95‑летием, с особым его успешным проектом – конкурсом, придуманным «Учительской газетой» 30 лет назад. По его мнению, в мире изменчивости есть константы – ценностные, непреходящие, в числе которых «юная такая газета!» и профессиональный учительский конкурс заняли свое особое место. В российском образовании они стали, как образно выразился академик Асмолов, «человековедческими инструментами настройки на души, талант, любовь».
На этом этапе к педагогическому марафону также присоединился заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн. Виктор Александрович – человек творческий и весьма одаренный во многих сферах. Ведь не случайно в молодые годы он был ударником всех студенческих отрядов, выпускал в институте газету, выступал в студенческом театре миниатюр, активно занимался спортом, сочинял стихи и песни, писал сценарии. Талантливому человеку с различными способностями и дарованиями близки по духу талантливые учителя – атланты, которые держат на своих плечах школу, образование, культуру. Давно заметила, что все происходящее во время марафонов имеет для этого депутата особый смысл и значение. Статусным приветствием, ритуальным и важным для депутатской деятельности, не заканчивается его участие в марафоне, он остается в зале и после своей речи, чтобы посмотреть мастер-классы лучших педагогов, услышать и увидеть других, сделать свои выводы и умозаключения. И просто испытать радость общения с яркими представителями педагогического сообщества.
Среди участников педагогического марафона были и те педагоги, которые обучаются сегодня в Тюменской области по двум федеральным грантам, реализуемым на базе ТОГИРРО в рамках национального проекта «Образование». На дискуссионных площадках активно обсуждались стратегия модернизации содержания образования, технологии формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, актуальные вопросы изучения русского языка.

В Тюменском Дворце культуры и искусства лучшие педагоги Тюменской области, победители и лауреаты областных и всероссийских конкурсов разных лет снова, как и в Тобольске, делились со зрителями своими идеями, опытом, подходами. И здесь поведали, уже перед другой аудиторией, о поэтических мыслеформулах и тайне бессмертия Пушкина-языкотворца, рассказали о хаосе и порядке в биологии, об образовательном туризме и региональных социокультурных ресурсах, об игровых технологиях в обучении биологии, о человеке и тексте, о современных образовательных цифровых платформах, об истоках химической гармонии, о танцевальной культуре народов и стран при изучении географии, о синтезе музыки и слова, о том, как смастерить машину Голдберга…

Пушкин – наше все!
В старинном сибирском городе Ишиме, на родине Петра Павловича Ершова, поэта, прозаика, автора литературной сказки «Конек-Горбунок», где завершался нынешний педмарафон, не хватило времени пройтись, как в прошлый сюда приезд, по знаковым местам, связанным с этой удивительной личностью. Но вспомнила, когда смотрела и слушала выступления двух блистательных филологов – Олега Парамонова из Брянска и Елены Володиной из Тюмени – о том, что после появления на свет «Конька-Горбунка» Александр Сергеевич Пушкин произнес: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Обладатели главного приза конкурса – Хрустального пеликана (Большого и Малого), – учителя русской словесности, не могли обойти стороной особую для всех нас дату – 220‑летие великого поэта, отмеченную в стране, прямо скажем, скромно и тихо. Настоящие педагоги, хранители языка, понимающие значение и ценность художественного пушкинского слова, присоединившись к мнению Александра Трифоновича Твардовского, когда-то метко сказавшего: «Справляется ли дата рождения или смерти – это повод для новой встречи с его поэзией, с ним самим во всем обаянии и блеске его ума и характера, его личности», одухотворенно и суперпрофессионально рассказали нам о том, как сегодня они читают и воспринимают, чувствуют, понимают Александра Сергеевича Пушкина, как помогают ученикам открывать для себя его творчество. Посвятив мастер-класс трагическим событиям в жизни Пушкина, Олег Парамонов оттолкнулся от поэтических строк Булата Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство». Начал с того, что год 1825‑й стал переломным как в судьбе страны, так и в судьбе великого поэта. Вернувшись в столицу после событий 14 декабря, Пушкин столкнулся с новой моралью, где: «Все мое», – сказало злато; // «Все мое», – сказал булат. // «Все куплю», – сказало злато, // «Все возьму», – сказал булат». Все продается и все покупается в этом мире, где «где камни ходят в гости», где «пируют во время чумы», где «гений и злодейство оказываются вещами совместимыми», а рыцарство стало скупым. Словом, «Бесконечны, безобразны, // В мутной месяца игре // Закружились бесы разны, // Будто листья в ноябре…» Поэт задыхается, продолжает Олег Геннадьевич и, соглашаясь с Александром Блоком, делает заключение о том, что не пуля Дантеса, а отнятая «тайная свобода», нехватка воздуха убили 37‑летнего гения.

О живом Пушкине, о жизни после его смерти говорила на своем мастер-классе Елена Володина, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, победитель конкурса «Учитель года России»-2008, тонко и проникновенно напоминая нам: поэт не нуждается в почестях и славословии, мы в нем нуждаемся больше – в его жизнелюбии, прозрениях и мудрости. Пушкин и без того уже прожил по меньшей мере три человеческие жизни. Пережил времена, когда его ниспровергали и сбрасывали с парохода современности, поднимали на щит и причисляли к лику «несвятых святых», убили – второй раз! – в школе хрестоматийно-бездушным, формальным «прохождением» по школьной программе.
Что для каждого из нас Пушкин? Вступая в беседу, педагог поддерживает высказанное кем-то из зала: «Пушкин – наше все». И продолжила размышлять о том, что эта громкая и живучая формула Аполлона Григорьева трансформировалась сегодня в «Пушкин – наше. Все». И ничего одновременно… Почитаем, но не читаем. Мастер-класс Елены Володиной побуждает задуматься: мой Пушкин – кто он? Это попытка прикоснуться к тайне тайн, над которой размышляли Маяковский, Есенин, Ахматова, Блок, Евтушенко. Это возможность удивиться божественно прекрасному и непостижимому, вечному. И вечно живому… Тайна Пушкина – это… Елена Николаевна продолжила: «Для кого-то это тайна жизни, образа мысли, для других – тайна смерти и бессмертия, для третьих – тайна чарующей музыки пушкинского стиха, исторической прозорливости, Божьего дара. Для автора мастер-класса это прежде всего тайна Пушкина-языкотворца. Он, виртуоз языка, его творец и властелин, как фокусник, жонглирует самыми неожиданными сочетаниями и смыслами».

Действительно, «каждый пишет, как он дышит»! Пушкинская свобода языкового мышления безгранична, пушкинские поэтические мыслеформулы лаконичны, ювелирно отточены и искрятся смыслами («О, сколько нам открытий чудных // Готовят просвещенья дух, // И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг…», «Любовь к родному пепелищу, // Любовь к оте­ческим гробам», «Дела давно минувших дней, // Преданья старины глубокой», «На свете счастья нет, но есть покой и воля», «гений и злодейство – две вещи несовместные» и др.). Участникам мастер-класса было предложено поразмышлять над педагогическими ценностями и смыслами некоторых поэтических мыслеформул («Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь», «Не пропадет ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье», «Глаголом жги сердца людей»). А еще подумать над гоголевским предсказанием: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Прошло 220лет. Явился ли? Ответы были самые разные. И, пожалуй, самый парадоксальный и убедительный: если и явился, то языком своим, смыслами и прозрениями-истинами, увековеченными в слове! И чтобы воспитать языковой вкус, чувство слова у наших детей, детей цифрового поколения, которые часто говорят на «птичьем» языке, юзают, хайпят и спамят, надо, быть может, просто читать Пушкина… Читать много, читать разного Пушкина, читать вслух, осмысленно и сердцем… И тогда он явится нам. Чтобы задумались мы над вопросами, на которые ответить не может разум.

Послесловие
Три счастливых дня… Они были таковыми в самом деле, но пролетели быстро и искрометно! Снова и снова убедили нас в том, что живая педагогика, инновационная и развивающая лучшие традиции, творческая и окрыляющая, объединила и в этом году всех участников педагогического марафона – явления, ставшего заметным и плодотворным последствием конкурса «Учитель года». Педагоги искренне радовались тому, что праздник педагогического вдохновения, творчества, науки и искусства, музыки и поэзии состоялся, благодарили друг друга за особые часы и минуты общения – профессионального и человеческого. А значит, педагогическому марафону в Тюменской области быть, быть новым открытиям и встречам. И обязательно с атлантами педагогики, без них никак нельзя!

Ирина ДИМОВА, Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте