search
main
0

Ася ГОРШКОВА, председатель Донецкой областной организации Профсоюза работников образования: Мы пойдем за вами!

​Любое новое – хорошо или плохо забытое старое, потому что все, о чем мы сегодня говорим, в свое время апробировалось в системе образования и всего Союза, и каждой республики. В одном из положений об аттестации педагогов Украины предусматривалась обязательная оценка труда учителя родителями, обязательная оценка учащимися, тестирование или анкетирование для той или другой категории. Это привело к очень неоднозначным оценкам со стороны тех, кто это делал, поэтому в следующем Положении об аттестации эти два момента были сняты.

Есть три аспекта по поводу критериев оценки труда работников образования. Первый аспект – это, конечно, аттестация. В прошлом году у нас в Украине принято новое Положение об аттестации, профсоюз принял активное участие в подготовке этого документа, мы изучали проекты, готовили свои предложения, создавали рабочие группы, кое-какие наши предложения были учтены. Однако сейчас мы находимся в очень сложной ситуации, потому что Положение об аттестации было подано на рассмотрение Центральному комитету профсоюза образования и науки, который не поставил своей визы согласования, но тем не менее органы юстиции Украины зарегистрировали этот документ. Он появился 29 декабря, когда сам процесс аттестации уже шел полным ходом, а обратного хода процесс иметь не может. В этой ситуации мы вынуждены были активно доказывать Министерству образования Украины, что, во-первых, нарушено отраслевое соглашение, заключенное с министерством. Министерство кое в чем согласилось, подготовило два официальных письма о том, что до конца года мы все-таки будем работать по старому Положению об аттестации, а новый год начнем с нового, если не убедим друг друга, что в него нужно вносить изменения.Наше новое Положение об аттестации влияет на мотивацию обучаемости и повышения квалификации работников образования. Аттестация у нас не право, а обязанность, педагог раз в пять лет должен пройти аттестацию, написав свое заявление, что он эту аттестацию хочет пройти, а если не хочет, то все равно должен пройти ее, потому что в новом Положении об аттестации четко записано: педагог не имеет права отказаться от аттестации. Если в старом Положении у педагога еще была какая-то возможность рассмотреть варианты, то в новом вообще таких вариантов нет. Но для того, чтобы учитель прошел аттестацию, он обязан пройти курсы переподготовки.Что такое курсы переподготовки в Украине? В бюджеты – городские, районные, областной – заложены определенные суммы на проведение аттестации педагогических работников, есть определенный план, который «спускается» по вертикали на каждое городское и районное управление. Используя возможности института повышения квалификации педагогических кадров, раз в пять лет все учителя проходят переподготовку. Мы активно сотрудничаем с этим институтом, в прошлом году в период кризиса мы убедили его, что нужны различные подходы к системе обучения и переподготовки с выездом их на место, потому что не были заложены командировочные средства для педагогов для выезда. (В Польше все несколько иначе, у них деньги ходят не за учеником, а за педагогом. Каждый педагог, который хочет пройти аттестацию, получает деньги, может пройти аттестацию в одной из трех возможных систем переподготовки. Кстати, в Польше есть уже зарекомендовавшая себя очень хорошо система подготовки педагогических кадров – профсоюзная. Профсоюзы имеют возможность выдать официальный сертификат.)Итак, учитель прошел эти курсы, готовится к проведению аттестации, ему выдают целый перечень того, что он должен сдать для того, чтобы пройти аттестацию. Категории у нас такие, какие были раньше: специалист, преподаватель второй категории, первой категории и высшей категории. Определенные категории утверждаются аттестационными комиссиями на уровне учреждения образования, а высшая категория – на уровне городской, районной и областной комиссии.Могу сказать, что не все однозначно по поводу оценки качества преподавания педагога, работающего в течение пяти лет в разных классах. Мы, учителя, работали в разных ипостасях. Допустим, в этом году у меня все хорошие классы, хороший подбор учеников – разумных, грамотных, участников олимпиад, получивших первые места, а на следующий год – совершенно другие классы и другие ученики. Как тут определить уровень качества моей работы как учителя, если ученики разные, если подбор разный, если классы разные? Я вижу тут эфемерность такого общего, унифицированного подхода к оценке качества преподавания.Я посмотрела, какие критерии в каждой из этих категорий, они почти ничем не отличаются друг от друга, ну разве что обобщение опыта работы, применение научных технологий, различные информационные компьютерные технологии в преподавании своего предмета. Разве можно с этих позиций определять качество работы учителя? Как одни из составных они могут быть, но стопроцентно, на мой взгляд, дискуссионно.Учитель получил наконец-то свою категорию, в течение пяти лет работает с этой категорией. У нас в отличие от России оплату труда устанавливает государство, то есть Кабинет министров. Не влияют на систему оплаты труда ни местные органы власти, ни администрация учреждения образования, то есть как Совмин спустил, так мы и работаем.А дальше идет определенное стимулирование работы учителя. В чем у нас в Украине выражается стимулирование? В соответствии с законом об образовании у нас выделяются в каждое учреждение образования (в бюджете соответственно) суммы, которые идут на вознаграждение педагога за результат его работы. Еще в 2000 году Кабинет министров подготовил Примерное положение, примерные критерии для отбора тех, кто может получить так называемые стимулирующие выплаты. Вот тут налицо субъективный фактор. Деньги отдают школе, вместе с профсоюзным комитетом директор (очень сочувствую директорам и профсоюзному комитету) по своим критериям, которые становятся приложением к коллективному договору, определяют, кому сколько дадут. В одной из школ я видела большую доску со списком всех педагогических работников, против фамилии каждого – плюс-минус 5, 8, 9, 10 баллов. При подведении итогов к Дню работников образования обычно у нас выдают эту стимулирующую выплату, которая в любом случае субъективна, потому что трудно выписать все критерии, предусмотреть все возможности.Следующая выплата стимулирующего характера у нас – это выплата за выслугу лет. Она унифицирована, утверждена в Кабинете министров, Министерством образования, ее получают все в зависимости от стажа работы. Тут никакой роли профсоюза, к сожалению, нет: достиг человек определенного стажа работы – получает свою оплату за выслугу лет. И никакого стимула тут нет.Третья выплата – премиальная. Премиальные идут как из двух процентов ФОТ, которые были и которых сейчас у нас почти нет, так и из экономии фонда оплаты труда. Что сделали мы? Мы подготовили информационный бюллетень, где выписали, какие приложения к коллективному договору должны быть, чтобы не смешивать вознаграждение за добросовестный труд и премирование из экономии фонда оплаты труда, кто и как может использовать те или другие деньги, за что педагогов можно награждать. К счастью, у нас есть постановление Кабинета министров №1298 (мы его часто используем), которое дает право распространить экономию фонда оплаты труда не только на педагогических, но и на других работников. Иначе откуда брать деньги для того, чтобы премировать своих работников? Конечно, мы используем моральные виды поощрения, скажем, победителю конкурса «Учитель года», но это мизер.Наша система оплаты труда – тарифная сетка (в Украине шутят – «тарифная клетка»). На протяжении последних пяти лет полностью произошло, я бы так сказала, смывание всех коэффициентов. В основе тарифной сетки должна лежать минимальная заработная плата, при перерасчете минимальной заработной платы повышается коэффициент квалификационных разрядов. С первого по седьмой разряд – минимальная заработная плата, то есть все, у кого с первого по седьмой, получают минимальную заработную плату, а вот те, у кого восьмой, девятый, десятый разряды (это уже молодые специалисты, допустим, музыкальный работник дошкольного учреждения или техник, работающий в вузе, первого или второго уровня аккредитации), в связи с тем, что у нас первый тарифный разряд меньше минимальной заработной платы, получают столько, сколько технический персонал.Невзирая на то, что президент Украины в сентябре издал указ о повышении престижа учительского труда (периодически каждый президент такой указ издает), к великому сожалению, результатов поднятия престижа педагогов мы пока не видим, поэтому в марте выходили на акции, ведем сейчас серьезную работу по увеличению оплаты труда наших работников.У нас, так же как и в России, в законодательном поле выписано: при оптимизации (это слово у нас ругательное, но тем не менее процесс происходит), при сокращении кадров на первое место выходит квалификация труда работников образования, это приводит к массовым судебным искам, потому что определить квалификацию педагогического работника и особенно производительность его труда сложно, нереально и, наверное, опять же субъективно.Дай бог, чтобы вы сумели четко определить критерии, а мы пойдем за вами, используя ваш опыт, то же будем делать, может быть, даже не повторяя тех ошибок, которые обычно бывают у первопроходцев.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте