Среди условий Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» есть одно прямо-таки трагическое: в состязании участвуют только ученики шестых классов, а значит, попробовать свои силы здесь можно лишь однажды. Поэтому так важно еще на самом первом, школьном, этапе дать каждому маленькому книгочею возможность высказаться и блеснуть. Ведь другого шанса не будет. Победа в школьном туре даст ребенку возможность показать себя на районном и муниципальном этапах, а там, глядишь, до регионального и всероссийского уже рукой подать. А это новые встречи, знакомства, путешествия, но главное – долгая, прочная и неформальная дружба с книгой. Дружба, бог даст, на всю оставшуюся жизнь. В московской школе №2034 сделали все, чтобы праздник «Живой классики» не прошел мимо ни одного шестиклассника.
За организацию конкурса взялось методическое объединение учителей русского языка и литературы: Галина Николаевна Рогач и Елена Николаевна Путято. Это их шестиклассники вступили в борьбу за три призовых места и право представлять школу на финале Восточного округа столицы. По правилам конкурса прозаический отрывок дети должны выбрать сами, причем из произведения, которое не входит в школьную программу. На деле задача оказалась трудновыполнимой.- Ребята с радостью бросились искать отрывки, – рассказывает Елена Путято. – Но найти что-то на душу ложащееся – это полдела, а вот выбрать один-единственный отрывок, самый яркий, выигрышный – этого шестиклассники еще пока не могут. Им и одно хочется читать, и другое. В результате разочарования чуть ли ни слезы, поэтому без совета взрослого в таком возрасте обойтись еще сложно. Но мы с Галиной Николаевной ни на чем не настаивали, только подсказывали, да и то если ребята сами спрашивали.- А бывает и так, – продолжает Галина Рогач, глава школьного методобъединения учителей-словесников, – приходит ко мне, например, Оля Романова и говорит, мол, буду читать отрывок из «Капитанской дочки», где Гринев объясняется Маше в любви. Я ей говорю, что «Капитанская дочка» – это школьная программа, не положено ведь по правилам. Но Оля ни в какую: либо «Капитанскую дочку», либо ничего. Что ж, мне ей отказывать из-за такой мелочи, раз Пушкин ребенку в самое сердце запал? Нет, конечно. Решили, что раз произведение в шестом классе не изучается, значит, читать его можно.После долгих волнений и репетиций на сцену актового зала 2034-й поднялись 14 шестиклассников. Репертуар самый разнообразный – от «Собаки Баскервилей» Артура Конан Дойла и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо до «Жизни Пи» молодого букеровского лауреата Яна Мартела, ставшей особенно популярной после выхода одноименного американского фильма, и лирических миниатюр анонимных интернет-писателей. И ни одного «Толстого и тонкого» или «Бежина луга», от обилия которых на любом этапе прошлогоднего конкурса в какой-то момент уже просто скулы сводило. Свой фаворит, правда, обозначился и на сей раз: «Алые паруса» Александра Грина выбрали сразу трое ребят, причем и Дарину Юрканову, и Дарью Котельникову, и Артема Данилюка до глубины души поразил один и тот же эпизод – встреча Ассоль со сказочником Эглем.- Артем, «Алые паруса» считаются книгой девчачьей. Почему остановился именно на ней?- Нет, ну что же это такое! Только и слышу – девчачья да девчачья! Вот кто вам сказал такую глупость?! Я прочитал и ничего девчачьего в ней не нашел. Очень интересно было. До конца не знал – приплывет Грэй за Ассоль или нет. Но, конечно, надеялся, что все хорошо закончится. Вообще я читаю не очень много. Времени не хватает. Я же еще боевыми искусствами занимаюсь. Но хорошие приключения люблю, чтобы тайны были, погони.Приятель Артема, Иван Барсуков, читал эпизод из «Белого парохода» Чингиза Айтматова.- Ваня, неужели сам такое сложное произведение выбрал?- Елена Николаевна подсказала. Я прочитал – понравилось.- До конца дочитал?- До конца пока не успел, но обязательно дочитаю, хотя повесть такая грустная, аж до слез.- Какие книги любишь?- «Гарри Поттера», конечно. Но его все любят. Только времени у меня нет совсем. Учусь в художественной школе, несколько раз в неделю езжу на другой конец города. Но если книга интересная, могу читать не отрываясь.К сожалению, в этот раз мальчишкам не повезло. Удача в лице жюри под руководством заместителя директора по УВР Надежды Гребенкиной была благосклоннее к юным представительницам прекрасного пола. Третье место поделили Дарья Котельникова, читавшая Грина, и Марина Сушенцова. Марина, если честно, заслужила в этот день не только диплом призера, но и горячую благодарность остальных участников: она помогала ребятам готовить музыкальные презентации, сопровождавшие каждое выступление, и сама запускала их с пульта. На втором месте Дарья Федотова, выбравшая нежную и немного печальную зарисовку Ульяны Шляпиной «Детство». Максимальное количество баллов набрала Диана Чернышова. В ее исполнении «Дары волхвов» О.Генри прозвучали с какой-то особенной нежной и зимней грустью.Впереди окружной этап, готовиться к которому надо начинать уже сейчас. Кто-то, возможно, решит поменять отрывок, у других будет время проработать интонации и ударения, чтобы эти досадные ошибки не испортили общего впечатления.
Комментарии