Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Арзамасская весна. Преодолевая барьеры непонимания

Учительская газета, №32 от 12 августа 2014. Читать номер
Автор:

«Учительская газета» уже писала в №47 за 2013 г. и №18 за 2014 г. о положительном опыте по установлению межнационального согласия в Березовской средней школе Арзамасского района Нижегородской области. Но межнациональные конфликты в средней полосе России повторяются с пугающей регулярностью. Это ставит перед учителем задачу воспитывать в детях межнациональное согласие. Хотелось бы рассказать об опыте школ Арзамаса по реализации положений федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

Население Арзамаса, как и большинство населенных пунктов Нижегородской области, интернациональное. Помимо русских в городе живут украинцы, мордва, марийцы, башкиры, татары, цыгане. Практически все они коренные жители области, так как живут в регионе десятилетиями. После распада СССР в Арзамасе появились переселенцы из Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, Белоруссии, Украины. В основном это были русские, имеющие родственников в Арзамасе. Разумеется, никаких трений между коренным населением и такими вынужденными мигрантами не было и не могло быть. Но определенная напряженность в отношениях была с цыганами из-за их торговли наркотиками, а также выходцами с Кавказа, торговавшими фруктами и цветами на рынках и в киосках.Интернациональное воспитание в городе осуществляется многие годы. Традиционно вот уже 58 лет ежегодно проводится фестиваль «Арзамасская весна», на котором выступают коллективы самодеятельности из Арзамаса, других городов области, а также республик Поволжья. В последние годы проводится также фестиваль «Арзамасские купола», в котором участвуют коллективы из Татарстана, Чувашии, Башкирии, Удмуртии, Марий Эл, Ямало-Ненецкого АО, Томской и Свердловской областей. В 2013 году участвовали и коллективы из Белоруссии.В школах города сведения о многонациональном составе России, о ценности многонационального состава граждан России изучаются в соответствии с теми программами и учебниками, которые были приняты в этих школах.После принятия федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» в городе был создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям, разработана муниципальная программа по гармонизации этих отношений. Трудно перечислить все мероприятия, вошедшие в городской план, которые должны пробудить интерес к культуре, как своей, так и других народов. Это и уже упомянутые фестивали, и празднование Дня национального единства, Дня Конституции, Международного дня толерантности, тематические лекции городского музея и городской библиотеки, этнографические выставки и круглые столы по межнациональным отношениям.Но все это может не дать нужного эффекта, как в свое время в течение более чем 20 лет не давали эффекта федеральные целевые программы по патриотическому воспитанию. Так может получиться и сейчас. Поэтому необходима планомерная, внешне почти незаметная, но упорная работа даже не по укреплению, а по возрождению единства народа. И эта работа должна проводиться именно в школах: как известно, легче воспитывать, чем перевоспитывать. Что и как уже делается, покажем на примере трех школ города Арзамаса, в которых состав обучающихся полиэтничен.Наиболее разнообразен состав средней школы №14. Из 903 обучающихся 54 человека – нерусские: курды-езиды, цыгане, армяне, таджики, азербайджанцы, киргизы и по одному узбеку и татарину. В основном это дети мигрантов, кроме цыган, которые давно осели на окраинах Арзамаса и в близлежащих селах. В течение последних лет в школе проводится большая работа по отвлечению детей от влияния улицы, от праздного времяпровождения. За 2013 год было проведено 112 культурно-просветительских, досуговых и спортивных мероприятий, в которых участвовали и дети мигрантов. Многонациональный характер обучающихся обусловил и выбор мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, плакатов «Мы разные, но мы вместе», концерт «Поем на разных языках».Особый упор в воспитательной работе школы был сделан на профилактике экстремизма: проведен единый классный час «20 шагов к толерантности», для учащихся 1-4-х классов – «Учимся жить без тревоги и страха», для 5-8-х – «Ты и я – такие разные», для 9-11-х классов – «Барьеры непонимания».В средней школе №17 Арзамаса 18% нерусских детей: цыгане, курды-езиды, азербайджанцы, украинцы, армяне, узбеки. Особенностью школы является ее окраинный характер. Она была выстроена при создании нового микрорайона. Этот новый микрорайон граничит с селом Кирилловка, в котором традиционно среди русского населения в течение нескольких десятилетий существует небольшая диаспора оседлых цыган. Поэтому среди школьников 13% детей цыган, переведенных в новую школу из закрытой школы села Кирилловка. В результате в школе обучаются дети из семей разного социального статуса, уровня образования и менталитета. Обстановку в новой школе можно было назвать взрывоопасной. Поэтому в школе была разработана программа по воспитанию толерантного сознания «Мы вместе», которая объединила усилия педагогов, психологов, родителей и самих учащихся-волонтеров. Для коллектива учащихся был разработан коммуникативный тренинг «Школа общения», для родителей – «Диалог в семье», для педагогов – игра-метафора. Многолетняя работа по сплочению коллектива школы (круглые столы, фестивали семейного творчества, лидер-старты, тренинги, соцопросы) не могла не дать результатов: в школе отсутствуют конфликты на национальной почве, дети цыган успешно обучаются, оканчивают основную школу и продолжают обучение в других средних образовательных учреждениях города.В средней школе №12 детей, не относящихся к титульной нации, всего 19. В основном это цыгане, но есть и дети мигрантов. Появились они в школе недавно, после того как была расформирована соседняя школа, здание которой было передано Арзамасской епархии под православную гимназию. В 12-ю школу дети переводились целыми классами вместе с учителями. Были опасения, что дети «принимающей стороны» будут отторгать «чужаков». Но адаптационный период прошел довольно спокойно, и воспитательная работа с детьми мигрантов ведется в общем направлении формирования гражданской идентичности: все – граждане России и все должны соблюдать Конституцию и законодательство страны. Этот вопрос, к сожалению, не праздный и, как нам кажется, достаточно трудный для тех школ страны, в которых обучаются дети мигрантов-южан. Дело в том, что половое созревание на юге начинается раньше, чем у детей из средней полосы России, поэтому даже в советские времена в кавказских республиках разрешалось вступать в брак на год-два раньше, чем в целом по стране. В результате возникают конфликты между директорами школ, требующими выполнения закона об образовании, и родителями-мигрантами. Обычно выход из ситуации находится в виде перевода в вечернюю среднюю школу невесты или обоих брачующихся. Но были случаи отъезда в другой регион или даже на родину, на Кавказ.Хотелось бы надеяться, что опыт этих школ будет подхвачен другими школами и будет наконец достигнута гармония в межнациональных отношениях, которую в последние 20 лет мы, к сожалению, утратили.​Наталья БЕЛЯНКОВА, директор Научно-методического центра, к. п. н., доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (Национальный исследовательский университет), Арзамасский филиал


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту