“В студии Лебедева мужчины, женщины, кошки и менеджеры имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”, – гласит Основной закон.
“Студия Артемия Лебедева” успешно работает с 1995 года. Сейчас это самая известная в стране профессиональная команда, создающая сайты, странички и технологии в Интернете. За это время они успели создать более 150 сайтов, придумать и разработать серию технологий и готовых программных продуктов, ввести в эксплуатацию несколько рекламных сетей, завести кошку и превратить российский Интернет в то, что вы видите на экране своего компьютера. Люди, работающие в студии, стремятся к высочайшему качеству во всем, что делают. Они не позволяют себе выпускать то, что сами не считают лучшим. Интернет-продукты студии во многом определяют моду на дизайн. Такой класс работы привлекает внимание крупнейших российских компаний и организаций, а также представительств зарубежных корпораций. Студия продает идеи, и на этом рынке они, наверное, пионеры. Уникальная команда программистов и дизайнеров делает такие проекты, которые позволяют забыть пользователю о том, что он работает с технологическим продуктом, – для него все решения студии удобны, понятны и предсказуемы в работе. Для достижения такого уровня используется самая современная техника (компьютеры) и новейшие технологии (программы). На рабочих местах стоят такие же компьютеры, как и у вас. Программы тоже ничем не отличаются. Но эта команда во главе с артдиректором знает, как выжать из техники такие результаты, которые переживут все наши принтеры и мониторы на много лет. Для самого главного их инструмента – головы – инструкции вы не найдете.
– Веб-дизайн Артемия Лебедева сегодня является эталоном профессионализма для русского Интернета (Рунета). Что послужило подготовкой для такого рода работы, ведь познакомились вы с сетью году в 1995-м, верно?
– Для Интернета 1995 год – это каменный век. Популярность он начал приобретать только в 94-м, так что я не к шапочному разбору пришел туда. К этому моменту я успел уже бросить журналистский факультет МГУ, создать вторую студию дизайна, и сделать много разных проектов. Таким образом, я до сих пор являюсь студентом.
А профессиональный опыт пришел не из художественного вуза (где не учился), а от общения с умными людьми, настоящими профессионалами книжного дела и дизайна. Больше всех я благодарен Аркадию Троянкеру (час общения с которым стоит года обучения в полиграфическом институте), давшему мне много бесценных советов.
– Судьба забросила вас с родителями в Америку. Почему вы переселились обратно в Россию, как было принято такое решение?
– Никакой интриги в моих отношениях с Америкой нет. Просто я не могу жить в США больше месяца ни при каких условиях. Поскольку жить в других странах не пробовал, то вернулся к родному и знакомому, где все друзья, родственники и любимый город.
Что касается взаимоотношений с родителями, то никогда не стремился порвать с ними связь. Они остались в Штатах, а я больше не мог. Мне было 16 лет, самая пора начинать самостоятельную жизнь. Я и уехал. У нас оставалась квартира в Москве. Так что всю эту историю воспринимаю не как “бегство из Америки”, а как невозможность там жить. Вырос в Москве, здесь и остался.
В течение первого года самостоятельной жизни я доучивался в школе, поступал в университет. Мне помогали родители – в то время на 50 долларов в месяц можно было жить припеваючи. Будущая профессия была для меня самого плохо понятна, но слово “дизайн” я знал. А с 17 лет уже начал зарабатывать, в 18 – стал финансово автономным.
– Когда и при каких обстоятельствах вы впервые увидели Интернет и решили связать с ним свою жизнь?
– Я увлекся Интернетом не с бухты-барахты. Развитие было естественным. С 1988 года работал на компьютере, был главным художником в компьютерной фирме “МакЦентр”. Потом одним из основателей BBS с графическим интерфейсом на компьютерах “Макинтош”. То есть, и модем у меня уже стоял на столе, и о телекоммуникациях представление было. Сам Интернет увидел в сентябре 1995-го. Был в гостях у своего брата, ходил вместе с ним в университет Принстона. Сидел за компьютером Silicon Graphics, изучал “Мозаику” – тогда это было верхом достижения человеческой мысли. Потом три дня подряд ходил в компьютерный класс и просто смотрел, что такое WWW, как с ним люди работают, что можно, чего нельзя. Посмотрев, я все переварил и понял, что у меня есть силы работать в новом формате, в своем стиле, делать новые вещи. Так родилась моя страница. Она открылась 3 октября 1995 года. Сделав эту страницу, я отправился в Россию, где, наконец, купил себе доступ в Интернет. Буквально через пару недель сделал “Н.Ж.М.Д.”. Я понял, что дизайном на WWW можно зарабатывать еще до того, как сделал себе самую первую домашнюю страницу.
– В чем непосредственно заключается работа артдиректора студии? Расскажите о людях, которые у вас работают? Взаимоотношения с коллегами из других студий?
– Задача артдиректора в моем понимании – это задача главного режиссера. Я обсуждаю с дизайнерами задачи, проверяю работу, слежу за качеством, даю советы, выступаю борцом за грамотность, корректирую, придумываю сценарии, решаю, кто чем будет заниматься, увольняю за непрофессионализм, придумываю занятия себе и еще три тысячи дел. Но наивно полагать, что я в студии самый умный и самый главный. Основной принцип при приеме нового человека на работу – чтобы он был умнее, талантливее и лучше меня. Иначе зачем он нужен? Если он окажется глупее, я с ним попрощаюсь. Очень приятно работать в такой нетипичной компании, где трудятся суперпрофессионалы и где нет “выслуги лет” и иерархии по признакам, далеким от профессиональных. Работа дизайнера заключается не в рисовании. Я, например, рисовать не умею. И компенсирую это фотографией. Хотя не считаю, что картинку “нарисует каждый”, а труд дизайнера тяжелее, чем художника, более разнообразен и состоит не только из умения работать с цветом и инструментом.
В творчестве же я – просвещенный монарх. Проявляется это только в рамках моей студии, специально повлиять на способ работы или мышления конкурентов никак не пытаюсь. Никогда не скрываю своего мнения и делюсь профессиональными секретами в своем регулярном сетевом издании “ру/ководство”. Но, к сожалению, должен признать, что уровень дизайна в нашей стране совершенно первобытен. Очаги цивилизации редки.
– Бизнес для вас имеет самостоятельное значение, интерес или способ заработка для занятия веб-технологиями?
– Студия никогда не прекращала рост и прожила кризис, не потеряв никого из людей. Когда-то все начиналось с меня одного, а теперь нас почти 50 человек. Дальше будет больше, но я рассчитываю, что проектов мы как раз будем делать меньше. Зато на каждое новое произведение будем тратить больше времени и сил. А бизнес – это неизбежное клеймо, такое же, как скажем, приставка “ООО” перед названием компании. Я не люблю говорить о студии как о бизнесе. Студия – это команда молодых талантливых людей. Нужно выдерживать качество, для этого людей надо учить. Это, конечно же, отнимает много времени. Но не так много, чтобы я превратился в няньку, у меня куча своих собственных проектов.
– По каким критериям происходит отбор заказчиков? Как строится работа с клиентами?
– Я занимаюсь производством идей и качественного дизайна. И воспитываю дизайнеров, которые со мной работают в студии, чтобы их работы были на мировом уровне. Всем остальным, в том числе и поиском клиентов, занимаются менеджеры, я в этом процессе участия не принимаю. Но помимо всего этого, мы и бесплатно что-то делаем. Помогаем тем, кто нам интересен, или тем, кому нужна наша помощь. Студия сделала страницу для детского онкологического центра, страницу московского метро, был создан сервер литературного общества “Вавилон”, журнал “Знание – сила” тоже с нашей помощью недавно переехал в Интернет.
– Нужен ли Интернет России, не останется ли он лишь игрушкой московских и питерских разработчиков?
– История появления всего нового была связана с изначально узким кругом пользователей. Что ни возьми – хоть книгопечатание, хоть телефон, хоть телевизор. Все это поначалу было экзотикой и со временем стало неотъемлемой частью нашей жизни. Такая же судьба ждет и Интернет. Скоро сеть в России начнет потихоньку локализовываться. В каждом городе появится свой собственный информационный ресурс. Ведь сейчас все стараются создать серверы, интересные всем, кто читает по-русски. Мало реалий, понятных жителям одного города. Это пройдет. На мой взгляд, будущее – в большом количестве узколокализованных ресурсов. Когда каждый край и область будут иметь самим себе интересные серверы, тогда в сети людям будет интереснее. Все сказанное, однако, никак не отменяет транснациональных информационных гигантов. Что же касается развития самого Интернета в нашей стране, то поле еще не пахано и конь еще не валялся. Нет еще самостоятельных ресурсов, которые могли бы каждый день выдавать большое количество “непереводной” информации. Настоящий рост российского Интернета начнется, когда появится большое количество сайтов, которые по информационной силе не будут уступать силе редакций больших ежедневных газет.
– Есть мнение, что Интернет вреден как для здоровья (в плане работы за компьютером), так и для ума (в плане психического здоровья). Ваше мнение?
– Обсуждай, не обсуждай – опасности есть, и они мало чем отличаются от разговоров, связанных с появлением всего нового. Про телевидение говорили, что оно отупляет. Про Интернет можно сказать то же самое. Как любой информационный поток, не требующий шевеления извилинами для его восприятия, он отупляет. Но в отличие от ТВ, Интернет таит в себе гораздо большую опасность – он создает видимость отдельного мира. На эту-то удочку многие и попадаются, прекращая контакт с реальным, физическим миром. Преимущество же Интернета в том, что в нем в сто раз больше способов передать индивидуальность на расстояние, гораздо больше, чем на письме.
– Существует точка зрения, что информация должна быть бесплатной. Ваш взгляд на проблему авторского права во всемирной компьютерной сети “Интернет”?
– Мне кажется неуместным сомнение в том, что авторские права надо соблюдать. Если автор не получает деньги за свое произведение, то он не творит и не живет. Быстрота доступа к информации в сети не должна отменять основных элементарных правил приличного поведения в обществе. Разумеется, каждый автор волен сам решать, каким образом его творение достигнет ценителя – за деньги или задаром. Но никто другой не может за него принять такое решение.
– Возможна ли связь между российской школой (а 70% – это сельские школы) и всемирной паутиной?
– Это все равно что спросить, нужны ли людям книги и телефон. Интернет – прекрасный и недорогой способ связи и распространения информации. Любой школе пригодится все прекрасное, если оно недорого. И Интернету должны учить еще в начальной школе так же, как учат азбуке. Хотя бы потому, что он пригодится человеку во взрослой жизни так же, как и умение читать.
Роман КУПЦОВ
При подготовке материала была использована информация, вывешенная на:
www.tema.ru/rrr/
www.design.ru
www.kulichki.com
www.samiznaetekto.ru
Комментарии