Казалось бы, после смены руководства прославленного «Артека» – когда-то Всесоюзного пионерского лагеря, а теперь Международного детского центра – судьба ежегодного 18-го Международного детского кинофестиваля, проходящего на его территории, как правило, в июле, надолго зависнет в неопределенности. Но и новый генеральный директор МДЦ «Артек» – энергичная Елена ПОДДУБНАЯ, и многолетняя глава фестиваля – умная и твердая характером Виктория ЛУКИНА решили, что административные пертурбации вовсе не повод, чтобы лишать детей праздника. И фестиваль состоялся.
Итак, в течение недели дети «Артека» смотрели конкурсное и внеконкурсное кино, участвовали во встречах с украинскими и русскими актерами, посещали различные мастер-классы и имели возможность определить лучшие фильмы и лучших исполнителей главных ролей. Надо сказать, что конкурсная программа этого года была ориентирована на ребят старшего школьного возраста, ведь качественного кино для детей у нас почти нет. Как ни странно, именно ограниченность выбора игрового кино для подростков позволила отборочной команде фестиваля расширить его жанровое разнообразие.
Так, наряду с игровыми лентами в конкурс были включены документальный французский фильм «Малыши» и первый российско-японский анимационный фильм «Первый отряд». «Малыши» – это фильм-наблюдение за детьми разных стран и континентов с момента их рождения. Трогательная и интересная лента, с большим общегуманистическим пафосом… «Первый отряд» – пока фильм уникальный, поскольку японцы очень трепетно относятся к стилистике модного сейчас в мире японского аниме и иностранцев на эту «территорию» почти не допускают. Фильм отчасти мистический, отчасти может быть отнесен к жанру фэнтези. Действие происходит во время Великой Отечественной войны – ведутся битвы между немцами-фашистами и отрядами советских солдат. Каждая из противоборствующих сторон использует оккультные силы. Немцы взывают к силам рыцаря-крестоносца Вульфа, погибшего во время Ледового побоища, а русские – к девочке Наде, потерявшей память, но способной повести за собой на смертный бой погибших от фашистов пионеров-героев… Наши победили…
Так или иначе большинство игровых конкурсных лент фестиваля о первой любви, которая всегда ранима и беззащитна. Хорошо была принята артековскими зрителями российско-польская лента Валерия Пендраковского и Юрия Рогозина «Только не сейчас». Кстати, этот фильм открывал Международный петербургский «Кинофорум», посвященный Великой Отечественной войне. История о любви молоденького русского солдата и польской девушки. Девушке нелегко, ведь многие окружающие осуждают ее, да и ему, солдату-освободителю, негоже любить иностранку и домой приказано возвращаться… Разве они знали, что «сейчас» никогда не наступит, и не дали себе возможности переступить платоническую грань своих отношений… Любопытно, что роль молодого героя играет Александр Домогаров-младший, сын актера Александра Домогарова, который очень популярен в Польше не только как киногерой, но и как драматический актер. Был ли у режиссеров какой-либо расчет, когда они взяли актера-дебютанта, мы вряд ли узнаем.
В рамках целомудренных, платонических отношений осталась и любовь героев другой конкурсной ленты – «С черного входа» режиссера Станислава Митина. Время действия этого фильма в стиле ретро относится к середине 50-х годов прошлого века. На черной лестнице постоянно встречаются, разговаривают и постепенно влюбляются старшеклассник и молоденькая учительница. Но она вынуждена оставить его, она же советская учительница и не станет усложнять жизнь своего любимого.
О нежном возрасте был и фильм Сергея Соловьева «Одноклассники», его представляла Соня Карпунина, она выступила и как сосценаристка, и как исполнительница главной роли. Лента о любовном треугольнике, который перестает быть трагичным, когда герои внутренне взрослеют. В стилистике фильма есть отголоски ранних работ Соловьева – «Сто дней после детства», «Асса», «Черная роза – эмблема печали…», но это уже сюжет для другой статьи.
Думаю, что не зря составители конкурсной программы включили в нее жесткую казахскую ленту Марины Кунаровой «999». Девушка Айя отчаянно борется за жизнь любимого парня, страдающего от наркомании. Не рановато ли говорить об этом с артековской публикой? Хуже, когда поздно. Кстати, детским жюри фестиваля «999» отмечен наградой «Самый мудрый фильм», а Камила Ермекова, сыгравшая в ней роли Айи и Линды, была названа лучшей актрисой кинофестиваля.
К так называемому проблемному кино можно отнести германо-российский фильм «Переселенец» совсем молодого режиссера Евгения Сергеева-Эпштейна о русском немце, который вместе с родителями в 90-е годы уезжает в Германию. Мальчику сложно адаптироваться в новой среде, он мечется, пытается самоутвердиться, но в итоге оказывается за решеткой.
Так что для юношей, «обдумывающих житье», фестиваль дал много пищи.
Стоит напомнить, что фильмы поочередно показывают во всех лагерях «Артека» («Лазурный», «Кипарисный», «Озерный», «Хрустальный» и т. д.). Таким образом, в большом детском жюри принимают участие около четырех тысяч ребят. А малое жюри – представители этих лагерей – подводит итоги и отмечает ленты по тем или иным их особым качествам специальными призами.
Итак, о победителях.
Самым урожайным на награды кинофестиваль стал для картины польского режиссера Андрея Малешки «Волшебное дерево». Она была признана лучшей в номинациях «Самый увлекательный фильм» и «Самый добрый фильм». Исполнители главных ролей Адам Щегула (роль Куки) и Мария Томавска (роль Тоси) названы детским жюри лучшим мальчиком-актером кинофестиваля и лучшей девочкой-актрисой кинофестиваля. Уверен, что режиссер Андрей Малешка уже давно полюбил «Артек», ведь в прошлом году главный приз «Лучший мальчик-актер» получил Дамиан Уль в его ленте «Штучки».
И, наконец, «Самым-самым» фильмом, то есть победителем фестиваля, был назван фильм Гарика Сукачева «Дом Солнца», а Александр Роднянский, сыгравший в этой ленте одну из главных ролей, получил приз за лучшую мужскую роль.
Фильм снят по повести Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца» о советских хиппи 70-х годов. Героиня этой ленты – девушка из хорошей семьи номенклатурных работников, за которую уже все решено ее родителями – и институт, и профессия, и даже то, за кого она выйдет замуж. И вот умница-красавица неожиданно взбунтовалась и связалась с хиппи. Влюбившись в хиппаря по прозвищу Солнце, уезжает с ним и его компанией в Крым, чтобы пропитаться свободой и вольностью чувств и мышления, и просто чтобы узнать: а ведь люди бывают искренними и бескорыстными… Кстати, в одном из эпизодов сам Гарик Сукачев сыграл Владимира Высоцкого, а сын Андрея Макаревича Иван сыграл своего именитого папу.
Кинонаграды артековского фестиваля – вещь важная, но не главная. Интересно то, что фестиваль в «Артеке» со временем становится и своеобразной киношколой, школой общения, школой вкуса, знаний о кинопрофессиях, об актерском мастерстве. Так, во время нынешнего фестиваля многие ребята сами пробовали себя в кино, снимаясь в сериале «Сваты», озвучивая мультфильмы и участвуя в проекте вице-президента кинофестиваля актрисы Екатерины Волковой «СемьЯ-Артек», за семь фестивальных дней 7 съемочных детских групп из 7 лагерей «Артека» написали 7 киносценариев и сняли 7 короткометражных игровых фильмов.
Как всегда, одним из самых веселых событий на фестивале стало соревнование в артековском аквапарке трех команд – детей, вожатых и актеров. Были гонки на лодках и надувных матрацах, кругах, «крокодилах». Признаться, команда ребят смекалкой и умением намного превзошла и актерскую команду, и своих вожатых. Зато актерскую команду отважно, уморительно смешно зажигала киноактриса и телеведущая Оксана Писанка, получая в ответ аплодисменты и восторженные крики зрителей.
Да и где еще, кроме «Артека», ребятам выпадет шанс пообщаться с такими актерами, как Александр Михайлов или знаменитая Роксалана – Ольга Сумская, с Оксаной Писанкой, Владимиром Талашко или легендарной Раисой Недашковской.
Я был свидетелем, с каким восторгом подростки, возглавлявшие жюри, слушали Александра Михайлова (на фестивале был показан и знаменитый фильм «Мужики», где он сыграл отца-одиночку, опекающего двоих детей). А говорил он не только о кино и о том, как важно не отрываться от своих народных корней, но и вообще о жизни, каких-то впечатлениях молодости, которые позволили ему стать большим актером и человеком. Да и мне, взрослому человеку, было чему удивиться в этих рассказах. Вспоминая годы молодости, когда ему пришлось работать рыбаком на океанском сейнере, он рассказывал и о качке, и о чайках, следующих за кораблем, и о том, что такое настоящий океанский девятый вал. Но больше всего меня поразило: оказывается, океанские альбатросы, улавливая воздушные потоки, могут пролететь над водой шесть дней, ни разу не взмахнув крыльями. Потрясающе. Я даже проверять не буду. Верю Михайлову.
А сегодняшним артековцам и их фестивалю можно лишь пожелать не только хорошего кино, но и уверенности, что их полет будет таким же беспосадочным и долгим.
Комментарии