Дух азарта, творчества, новых открытий витал в галереях и залах Дворца на Воробьевых горах. Юные таланты съехались в Москву из разных регионов страны, но даже радость приезда в столицу не заслонила от них главной цели – победы, которая дает «пропуск» в лучший лагерь на свете.
В мае в Москве завершился Всероссийский конкурс-фестиваль обучающихся организаций общего и дополнительного образования детей «Арктур» (Артистизм. Культура. Творчество. Увлечение. Реализация). В финале конкурса-фестиваля, прошедшего в Московском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, приняли участие 750 детей и подростков из 54 регионов России. Его победители, занявшие первое и второе места, отправятся в Международный детский центр «Артек» на сентябрьскую, десятую смену.По сравнению с прошлым годом конкурс-фестиваль расширил свою географию на 21 регион, а общее количество участников увеличилось на 250 человек. Такая популярность связана не только с его редким форматом (в конкурсе представлены практически все направления дополнительного образования), но и с уникальной наградой за победу.В прошлом сентябре мне посчастливилось провести несколько дней в «Артеке», пообщаться с ребятами, приехавшими в лагерь после победы на фестивале, и убедиться в том, что все ожидания, связанные с этим местом – практически идеальным миром детства, оправданны и награда стоит усилий.В этом году за путевку в «Артек» на конкурсе-фестивале шли более напряженные состязания: число участников выросло на треть, а вот путевок выделено в призовой фонд всего 140, значительно меньше, чем год назад. Что делать, «Артек» набирает популярность, и количество желающих в него попасть только увеличивается.На конкурс в Москву приехали театральные, музыкальные, танцевальные коллективы, представители научно-технического и художественного направления, мастера фото- и видеосъемки, юные экологи и туристы.Свои впечатления от увиденного и услышанного я постаралась подкрепить авторитетным мнением членов жюри.О родниках начистоту…В Год экологии конкурс-фестиваль не остался в стороне от его генеральной линии. Первая номинация так и называлась – эколого-биологический проект «Сохраним природу вместе». В составе жюри конкурсантов оценивала главный хранитель зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова Анна Тихомирова.По словам Анны Викторовны, победители в экологической номинации показали действительно большую практическую работу на местности. Воспитанники ДЮЦ «Турист» из подмосковных Мытищ, занявшие первое место, исследовали химический состав воды родников в окрестностях своего города и степень их загрязнения. По итогам исследований в районной администрации пообещали установить у родников указатели, какие из них пригодны для использования, а какие нет.Жюри по достоинству оценило исследовательскую составляющую проекта и его практическое значение для охраны природы и жизнедеятельности людей.Второе место заняли ребята из Мурманской области, которые решили облагородить среду своего поселка, предложили проект по обустройству территории с привлечением жителей и даже местной власти. Авторы хорошо представили свой проект, в том числе его экономическую составляющую и условия реализации.Тропами родного краяНа смену участникам эколого-биологической номинации в Локтевском классе Дворца собрались конкурсанты номинации «Туристско-краеведческая деятельность «Под открытым небом».Ребята представили на конкурс отчеты о проведенных походах и экскурсиях по родному краю, а более опытные туристы – по России.Главными критериями оценки были познавательная ценность маршрута и грамотность его построения, полнота описания, правильность составления картографического материала, возможность его использования другими группами. И, конечно, само выступление, ведь дети должны уметь говорить свободно, без шпаргалки.Дмитрий Киселев из Пермского края увлек жюри не только отчетом о походе, но и рассказом о лозоплетении, одном из народных промыслов, не забытом еще в наше время. Дмитрий, кстати, вошел в число победителей.Несколько слов о будущемВ Гостином зале Дворца научно-техническое творчество соседствовало с художественным. Сначала я прогулялась вдоль стендов и столов, на которых расположились макеты и модели юных изобретателей. Каждый участник этого направления был готов рассказать о своей работе и объяснить ее пользу для человечества.- Я Вячеслав Коновалов, приехал из Самары, занимаюсь в центре детского творчества «Ирвис». Мой проект называется «Городской автомобиль будущего», – бодро объясняет рыжеволосый мальчуган. – Это модель маневренного концепт-кара, его особенность заключается в том, что он может ехать боком, за счет особого поворачивания колес. Это очень важно при парковке в условиях мегаполиса.Модель автомобиля пока существует без корпуса и салона, зато было видно, как он устроен изнутри. По мнению Вячеслава, лет через 20 таких концепт-каров в России будет много. Прототип такого автомобиля уже существует, первый концепт-кар создали в Германии, а Вячеслав изготовил модель своего российского аналога.Потом я обратила внимание на макеты планеров, а вслед за ними на картонный макет дирижабля. Его создатель, который учится в 4‑м классе и занимается в Центре творчества города Советска Калининградской области, в кружке картонного макетирования, считает, что именно дирижабль может стать подходящим средством для транспортировки так называемого обедненного урана – урана-238. Идея не с неба упала, а имеет под собой реальную почву:- У нас в Калининградской области начали строить Балтийскую АЭС, поэтому у меня возникла идея сделать что-нибудь связанное с атомной электростанцией, покопался в Интернете и решил сделать проект по доставке топлива с места производства на место складирования. Уран-238 слаборадиоактивен, поэтому его хранят под открытым небом в специальных контейнерах. Мне захотелось вспомнить о дирижаблях, они слишком редко используются.Почетный работник общего образования РФ, куратор жюри номинации «Детско-юношеское техническое и научно-техническое творчество» Анатолий Кучерявых заметил, что в этом году по сравнению с предыдущим увеличилось не только количество самих работ, но и количество представленных направлений технического творчества.Много хороших работ по программированию, робототехнике, представлено даже спортивно-техническое направление, которого не было в прошлом году.- Особенно порадовало, что многие ребята понимают и знают, зачем и для чего делают изобретения, – пояснил Анатолий Алексеевич. – Я иногда специально задавал уточняющие вопросы, и они продолжали с упоением рассказывать о своих работах. Мне понравилась эта детская непосредственность. Дистанция между жюри и конкурсантами во время их презентаций была потеряна. Надо было видеть глаза детей, как они горят!От ковроткачества до дизайна одеждыНоминация «Художественное творчество» была представлена во всем многообразии жанров – от живописи до скульптуры, макраме и бисероплетения. А о презентациях работ хочется сказать отдельно: многие художники сопровождали их музыкой и стихами.Одними из самых ярких на выставке были работы семиклассницы Геляны Олишевой из поселка Аргакын Республики Калмыкия. Ее картины выполнены в технике ковроткачества, особенно девочке удаются лошади. У калмыков они главные друзья и помощники.- Я калмычка, люблю изображать лошадей, тюльпаны, степь, – эти слова Геляна произносит напевно, с особой протяжностью.У следующего стенда белокурый подросток протянул мне в подарок одно из своих творений – собачку из обожженной глины, играющую на гармошке. На конкурс он привез несколько десятков глиняных миниатюр. О своих творениях Глеб Васильев из поселка Добринка Липецкой области может рассказывать бесконечно, этой увлеченностью и умением представить свои работы он покорил жюри и вошел в число победителей.Ноу-хау номинации стала коллекция дизайнерской одежды Татьяны Брызгаловой, девятиклассницы нижнетагильского лицея. Модельер выбрала свежие цвета для коллекции: лимонный, голубой и базовый – серый.- Я решила показать свой взгляд на интеллектуальную моду XXI века для школьников, – рассказывает Татьяна. – Создавала эту коллекцию для совета старшеклассников, чтобы они в этой одежде выступали на презентациях и достойно представляли наш лицей.А Олеся Матюхина из Рязани привезла на конкурс серию работ, посвященных женщинам мира.- В этих работах мне захотелось раскрыть всю красоту и уникальность женщин разных стран, – делится художница.Олеся и Татьяна тоже получили путевки в «Артек».Что наша жизнь? Театр…В театральной номинации я успела увидеть лишь небольшую часть конкурсных постановок. Мне запомнилась одна: в круге света четыре молоденькие девушки в белых косынках и халатах – сестры милосердия? ангелы? Не только – жертвы войны. Они обращаются к нам из прошлого, трагические события которого перечеркнули четыре молодые жизни. «Не надо рвать приросшие бинты, когда их можно снять почти без боли», – это цитата из спектакля, который привез на фестиваль театральный коллектив из Сочи, он о судьбе четырех медсестер времен Великой Отечественной войны.Театральный критик Ирина Кайгородова, член жюри номинации «Театральное искусство», расставила все точки над «i»:- Тут палка о двух концах, – считает Ирина Владимировна. – Представлена история, которая трогает практически безотказно. Но было видно, что девочки дистанцированы от произошедших событий, для них война – это факт, вычитанный из книги. Ощущалось непонимание живой истории.Хотя отмечу, каждый коллектив старался, ребята играли на пределе. Общее впечатление все-таки потрясающее, дети дают такой заряд!В итоге по праву победила московская Театральная студия Ирины Феофановой «Бабочки», представившая вполне законченный отрывок по сказке Пушкина «Золотой Петушок», поразившая стилем, выдержанностью, умением юных актеров чувствовать друг друга, талантливой режиссурой.В число призеров попала и театральная студия города Дзержинский, которая представила литературную композицию о Пушкине.Сила художественного словаВ номинации «Художественное слово» я увидела только завершающее выступление: маленькая длинноволосая девочка в красном читала Цветаеву, молитвенно протянув руки к залу. Куратор жюри номинации Татьяна Селезнева, директор ДДТ «Эврика» городского округа Домодедово, поделилась своим мнением об увиденном и услышанном.- Общее впечатление о конкурсе очень хорошее. Мне посчастливилось познакомиться с коллегами, которые близки мне по духу и роду деятельности. Замечательно, что эти контакты выходят далеко за рамки Московской области и распространяются на всю Россию.По словам Татьяны Ивановны, конкурсанты продемонстрировали достаточно высокий исполнительский уровень. Тематика выступлений порадовала разнообразием.- Зачастую на конкурсах можно услышать одно и то же произведение 5‑7 раз, и уже начинаешь уставать. А здесь очень хорошо был подобран детский репертуар. Широкая география участников позволила понять, чем живет и дышит художественное слово в разных уголках России.От соло до хораКуратор жюри номинации «Музыкально-исполнительское искусство. Вокал» заместитель директора Федерального детского эколого-биологического центра, хормейстер Ирина Викторовна Калиш согласна, что конкурс набирает обороты:- Вырос профессиональный уровень участников, и жанры представлены гораздо шире. Мы слушали и академический, и народный вокал, были даже представлены хоровые коллективы, а это сегодня редкость. Ну и, конечно, как всегда, много эстрады.Сегодня мало таких профессиональных конкурсов. Между тем любой конкурс – это не только возможность представить себя, но и поучиться, пообщаться с мастерами, которые работают в жюри.Особенно меня поразила участница из Кабардино-Балкарской республики, которая блестяще выступила и заняла первое место. Все оказалось хорошо – профессионализм, вокальная техника, целостность художественного образа. Порадовали эстрадные и народные ансамбли в этом году, они очень подтянулись.Конечно, хочется побольше таких конкурсов, спасибо за фестиваль нашему профсоюзу!Главное – харизмаКогда я вошла в Большой концертный зал Дворца на Воробьевых горах, за рояль села девочка в воздушном розовом платье. Я ждала от нее какого-то легкого, детского репертуара. Но на меня обрушился Шопен во всей своей силе, мощи и красоте. Будущая победительница в инструментальной номинации Мария Журавлева из Подмосковья поразила не только меня.Лауреат международных и всероссийских конкурсов, хормейстер, певица Татьяна Зильперт работала в составе жюри номинации «Музыкально-исполнительское искусство. Инструменты»:- Впечатления самые положительные, хотя были ребята разного уровня. С некоторыми номерами, может быть, не стоило и выходить на конкурс. Но были и настоящие открытия! Это и оркестр баянистов и аккордеонистов из Подмосковья, и оркестр ложкарей из Самарской области, и потрясающая юная пианистка, которая исполняла Шопена.Хочется пожелать педагогам в дальнейшем при подборе конкурсного репертуара учитывать, чем силен именно ваш ребенок, как раскрывается его внутренний мир через музыку. Видно было, что некоторые исполнители не чувствовали произведения. Самое главное, все-таки, эмоции, харизма, за это прощаются даже какие-то огрехи.Мир через объективФотографов в этом году, как и в прошлом, было мало, всего трое, зато среди них в процентном отношении больше всего победителей – двое из трех отправятся в «Артек». А в разделе видео на этот раз царствовал телерепортаж. Мультфильмы в этом году на конкурс не привезли.Как отметила руководитель объединения «Юный журналист» Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы» Наталия Грохольская, член жюри в номинации «Фотография, видеоролик, анимация», представленные на конкурсе видеосюжеты очень интересны и разнообразны. Чувствуется, как ребята любят свою Родину, хотят ее сберечь, сберечь природу своего края. Две основные темы – экология и любовь к Родине – проходили во всех работах. Конечно, Год экологии обязывает, но ребята смогли пропустить этот материал через сердце.О Лебеде и КарменЗа танцовщиками интересно наблюдать еще за кулисами, они прихорашивались у зеркал, поправляли затейливые костюмы, разминались. Уже тогда было видно, насколько разнообразная программа будет представлена на суд жюри.Заместитель руководителя Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», заслуженный работник культуры России Лидия Виноградова работала в составе жюри номинации «Танцевальное искусство». Она отметила хорошую организацию конкурса и достойную сцену.Коллективы из разных уголков России представили на конкурс богатое жанровое разнообразие: народный танец, балет, эстрадный и современный танцы. В итоге среди солистов самым ярким оказался Александр Лебедев из Санкт-Петербурга. Он не только великолепно танцевал, но и читал стихи во время своего номера.- Это был современный танец, в нем было столько экспрессии, столько эмоций, желания донести до зрителя образ – образ Лебедя. Это, подчеркну, не Лебедь из известного балета, а совершенно другой, мальчишеский образ, который нас ошеломил, – поделилась Лидия Ивановна.Еще одно первое место получили «Шуйские задоринки» из Ивановской области. Коллектив, где очень много мальчиков, порадовал народным танцем с хорошей хореографией, множеством индивидуальных выходов, как и полагается в народном танце.Второе место занял коллектив из Твери – танцоры театра «Романтики» с замечательным балетом «Коппелия». Легкие, в розово-белых костюмах, они будто растворились в музыке, прекрасно использовали сцен и продемонстрировали настоящий профессионализм.Третье место разделили два коллектива. Московский хореографический ансамбль «Ритм-балет» из центра «На Сумском» представил балет «Кармен». Ансамбль «Искорки» из Шебекино Белгородской области порадовал современным танцем «В ритме джунглей».- Очень часто современные танцы отличаются излишней откровенностью, – замечает Лидия Виноградова. – А это был действительно пластичный танец, но не вульгарный, с гимнастическими элементами, изысканными костюмами.Подводя итог, в помощь будущим конкурсантам хореограф дала несколько советов.- Нельзя ехать на конкурс с пошлым репертуаром, кричащими костюмами. И никогда в настоящей хореографии не танцуют под музыку со словами. На конкурсах профессиональные хореографы сразу снимают за это несколько баллов, получается не танец, а инсценированная песня.Терра инкогнитаСамой невостребованной оказалась десятая, свободная номинация, хотя она дает практически неограниченные возможности для самореализации. Об этом упомянула по завершении конкурса-фестиваля председатель Большого жюри, секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина:- Были работы, которые могли победить, будь они представлены в десятой номинации, жаль, что этой возможностью многие не воспользовались. Мне, например, запомнилась работа участницы из Нижневартовска «Сестры милосердия» – очень интересный социальный проект. Куклы из фетра в исторических костюмах, иллюстрирующие проект, были тоже достаточно хороши, но он был заявлен не в ту номинацию. Этот проект имеет, скорее, образовательное значение. А в декоративно-прикладном искусстве он не подходил по критериям оценки.Говоря об итогах конкурса и планах на будущее, Елена Станиславовна с особенной теплотой отметила бескорыстную работу членов жюри.- Хочу сказать большое спасибо членам жюри за их волонтерское подвижничество. Работа у них была непростая, в том числе эмоционально, потому что всегда сложно оценивать детей. И за каждого победителя, и за каждого проигравшего члены жюри переживают, как родные люди. Надеюсь, что они и в последующие годы будут с нами.Этот конкурс-фестиваль, где свое творчество представляют дети, обучающиеся в сфере дополнительного образования, очень важен. Без нее воспитать человека, личность невозможно.Мы надеемся, что конкурс и наше сотрудничество с «Артеком» будет продолжаться. Благодаря ему победители не только приезжают в этот замечательный лагерь, но и участвуют в проекте «Другая школа». Свои достижения и таланты они смогут продемонстрировать ребятам со всей России.
Комментарии