search
main
0

Архив

“Посторонние” дети

Уже сам перевод с латыни термина “externus” – “внешний, наружный, посторонний” – определил круг и специфику учеников, которые назывались экстернами. В XVIII – первой половине XIX века это были ученики, которые не жили при учебном заведении в пансионатах, а приходили туда на время уроков. Однако уже с середины XIX века закрепляется более привычная нам трактовка экстернов как молодых людей, получивших домашнее образование и “подвергающихся испытанию на свидетельство о зрелости в правительственных гимназиях”. Такое положение было закреплено в пункте 34 “Устава гимназий и прогимназий” (1864 г.), где оговаривалось, что при сдаче экзамена экстерн платит “10 рублей в пользу экзаменаторов”. Принципиальным являлось равенство аттестатов, получаемых экстернами, по отношению к обычным.

Более подробно и обстоятельно процедура экстерната определялась “Правилами об испытаниях учеников гимназий и прогимназий” (1891 г.), где существенно сузился круг лиц, допускавшихся к таким экзаменам. Их не могли сдавать те, кто когда-либо учился в гимназиях или не достиг 17 лет, а также те, кто “на основании собственного жизнеописания не может быть признан зрелым”.

Но, несмотря на ограничения, в начале XX века экстернаты становятся головной болью руководства гимназий и Министерства просвещения. Дело в том, что значительное число молодых людей, не получивших в силу различных причин среднего образования, стремились получить его путем сдачи экзаменов экстерном. Дело доходило до того, что число таких желающих превышало число обычных выпускников гимназий. Хотя сдача экзаменов была платной, руководители гимназий всячески стремились уклониться от приема экстернов или по крайней мере максимально сократить их число. Случалось, что желающие проэкзаменоваться дежурили по нескольку ночей перед зданием гимназии, лишь бы попасть в заветный список. А сдавать экзамены экстернам было намного сложнее, чем выпускникам гимназий, ведь они не знали привычек и излюбленных вопросов экзаменаторов. Ответы экстернов на экзаменах (в особенности письменные работы) не могли быть оценены в связи и в соответствии с прежними работами и успехами.

Возможность сдачи экзаменов экстерном существовала до революции и в высшей школе. Достаточно вспомнить хрестоматийный пример – именно таким образом получил диплом Владимир Ульянов. После Октября 17-го года экстернат сохранился прежде всего в среднем специальном и высшем образовании. Распоряжениями Наркомпроса от марта и мая 1925 года регламентировалась сдача экзаменов экстерном. Но к ним допускались только те, кто имел большой производственный опыт в соответствующей области. В духе времени наряду с испытаниями в теоретических знаниях и практических умениях экстерны должны были продемонстрировать познания в общественно-политической сфере. В 1930-е годы экстернат в вузах был запрещен и возобновлен только в 1988 году. Что касается средней школы, то число сдающих экзамены экстерном было крайне ограничено и допускалось в порядке исключения. Такое право предоставлялось юным спортсменам – членам сборных команд, а также тем ученикам, кто в силу каких-то причин долгое время жил за границей. Перелом наступил после издания приказа Министерства образования России “Об утверждении примерных положений о получении общего образования в форме экстерната” (27 июня 1994 г.). Этот документ снимал все ограничения на сдачу экзаменов экстерном. Их, причем на бесплатной основе, могли сдавать все “желающие получить общее образование в форме экстерната”.

Такое положение привело к тому, что в некоторых московских школах до трети старшеклассников уходят в экстернат, экономя благодаря этому полгода или даже год для целенаправленной подготовки к вступительным экзаменам в вузы.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,

доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте