search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Ирина Димова: конкурс «Учитель года» открыл много прекрасных преподавателей, «моцартов» в педагогике В Карачаево-Черкесии назвали 15 лауреатов конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023» Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Финал конкурса «Учитель года России - 2023» стартует 22 сентября Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Школьнику в помощь: полезные советы для успешной учебы В Белгородской области состоялось открытие первого центра одаренных детей Глава Минпросвещения предложил законодательно закрепить проведение демонстрационного экзамена
0

Архитектура – это не про здания, это про жизнь

Екатеринбургский образовательно-коммуникационный проект «Школа главного архитектора» выходит на новый уровень

Импульсом к созданию Школы главного архитектора послужила, как ни странно, не обеспокоенность Тимура Абдуллаева уровнем архитектурного образования в стране (хотя мысли об этом не покидали его со времен окончания вуза), а… зашоренность застройщиков. Приходя к Абдуллаеву, главному архитектору Екатеринбурга, согласовывать свои проекты, они в массе своей и мысли не допускали о том, что их градостроительные предложения несовершенны, что могут быть найдены варианты, куда более органичные для городской среды…

Как нет альтернативы?! Да вам студенты в два счета накидают вагон концепций!
Ну не в два счета, конечно. Сначала надо было собрать группу творческой молодежи. Затем лекционный курс. Не повторение университетских предметов, а эксклюзив от маститых профессионалов из Высшей школы экономики, Британской высшей школы дизайна, других престижных вузов, мастер-классы ведущих российских и зарубежных архитекторов, градостроителей, урбанистов…
И сразу вслед за этим предметное общение с девелоперами, ставшими партнерами и спонсорами проекта. Их тоже увлекла идея главного архитектора: на стадии, предшествующей собственно проектированию, привлечь молодые дарования к поиску свежих, нетривиальных решений.
Совместные выезды на площадки, беседы с жителями взятых в разработку территорий, знакомство с планировочными материалами, историей местности.
Устраивать что-то вроде производственной практики для студентов Абдуллаев не стал бы, он видит смысл своей школы шире:
– Наше классическое образование не дает понимания миссии архитектора. Часто молодые специалисты выходят из стен вуза с твердым убеждением, что их задача – строить дома. Но это только часть задачи, причем не первостепенная. А основа работы архитектора состоит в проектировании жизни. Надо погрузиться во все окружающие процессы, впитать в себя множество знаний о жизни города, чтобы понять, для кого и для чего ты строишь, и дальше уже через свою профессиональную компетентность и навыки реализовать это в каких-то материальных вещах – домах, планировочных решениях, малых архитектурных формах, которыми люди будут пользоваться. Архитектору надо быть немножко социологом, немножко психологом, а также экономистом, маркетологом, урбанистом и так далее. Этому не учат в вузах.
И только после такой «прокачки» недельное затворничество в воркшопах (рабочих группах-студиях), поиск концепций трансформации конкретных площадок, на которые застройщики планируют выйти в ближайшем будущем, но пока не знают, с чем.
Разбирая, над чем трудились студенты на протяжении четырех сессий ШГА, уложившихся в неполные три года (три сессии прошли в Екатеринбурге, одна в Перми по приглашению краевых властей), можно вспомнить, например, их предложения по обустройству центральной части нового екатеринбургского микрорайона Солнечный, микрорайона вблизи аэропорта Кольцово, благоустройству береговой линии речки Ольховки в месте ее впадения в Исеть. Оригинальность идей, разноцветье вариантов присутствуют на каждом из планшетов, предъявляемых конкурсантами экспертам и главным интересантам ШГА – девелоперам. У них теперь есть из чего выбирать, от чего отталкиваться в дальнейшей работе, глаза разбегаются.
В работе школы участвуют не только студенты-архитекторы, но и студенты других специальностей. Группы смешанные по составу, и генератором идей в какой-то из них может выступить, например, магистрант-социолог, а ребята с дизайнерского факультета архитектурного университета – критиками и визуализаторами его предложений.
География участников тоже широкая. Изначально были представлены разные регионы России, третья сессия стала международной: конкурсанты из 10 стран, два официальных языка – английский и русский. По оценке Тимура Абдуллаева, взаимодействие российских и зарубежных студентов в одной творческой группе дает чрезвычайно интересные результаты благодаря перекрестному влиянию различных систем обучения.
Ну а группа экспертов, кураторов традиционно интернациональна. У Абдуллаева наработан весьма широкий круг контактов, который постоянно расширяется благодаря росту известности его школы. И, как показала практика, огромное количество специалистов мирового уровня готовы участвовать в образовательных проектах (в том числе и в России) без особых выгод для себя, при том лишь условии, что им обеспечат проезд и проживание.
Средства на решение подобных оргвопросов ШГА получает за счет спонсорского участия. Партнерами выступают как компании-застройщики, которые прямо заинтересованы в результате, так и предприятия, продвигающие новые технологии и материалы.
Но главные выгодоприобретатели здесь, безусловно, сами студенты. Школа – это, по сути, стартап, который дает им возможность поработать напрямую с заказчиком, пообщаться с коллегами, повысить компетенцию и, возможно, найти хорошего работодателя.
У школы сложились дружественные отношения с головным профильным вузом региона – Уральским государственным архитектурно-художественным университетом (УрГАХУ). Ни с ним, ни с другими образовательными учреждениями ШГА в конкуренцию не вступает. Здесь не закладывают базу, здесь прививают навыки практической работы архитектора. Это, как выражается Тимур Абдуллаев, прикладная учебно-проектная институция.
От массы разнообразных курсов и семинаров, где тоже можно пополнять знания, ШГА (помимо своих содержательных характеристик) отличается тем, что она бесплатна для участников. Зато есть конкурсный отбор, до 8 человек на место доходило. Критерии – наличие творческой жилки, склонности к импровизации, к командной работе…
Покинув административную должность в мэрии Екатеринбурга и вернувшись к руководству собственным архитектурным бюро, Тимур Насырович не бросил свое детище. И даже название не стал менять, ведь для школы он остался главным архитектором, отцом-основателем. А со временем проявился и новый смысл: в стенах ШГА в роли главного архитектора может попробовать себя каждый участник.
Со временем также стало понятно, что два ежегодных сбора – это хорошо, но мало. Поскольку существует большой спрос на дополнительное образование, стоило подумать о перманентной активности на той же идеологической базе. В итоге запустили архитектурную лабораторию SCA Lab (School of Chief Architect Laboratory) на постоянной площадке в интерьерном центре «Архитектор», и теперь там несколько раз в неделю проходят лекции, мастер-классы, встречи со специалистами разных сфер.
– Это один большой проект, внутри которого начинают формироваться поднаправления, работающие по разным схемам, – рассказывает Тимур Абдуллаев. – ШГА – это фестиваль, праздник, имеющий свою кульминацию, свое послевкусие, а работа лаборатории – это своего рода рутина, которая призвана приучить всех, что в городе есть площадка, где можно постоянно пополнять знания по разным направлениям. Была, например, учебная программа по английскому языку для архитекторов, сейчас идет Top Skills (высшая квалификация), программа, призванная привить новые навыки, которые касаются экономики, работы в соцсетях, умения продвигать свой продукт, это как раз то, что отличает зарубежных архитекторов от наших.
Новая страница в работе лаборатории – занятия с подростками. Сейчас идет набор школьников 8‑10‑х классов в летнюю (бесплатную для участников) школу. В течение июня и июля они смогут, как написано в программе, «получить базовые знания в области архитектуры, дизайна и градостроительства, а также выявить свой творческий потенциал и сделать первый шаг к будущей профессии».
Для Тимура Абдуллаева, успешного архитектора, удостоенного множества дипломов, премий, обеспеченного заказами, руководство школой не в тягость. Это составная часть той миссии архитектора, которую он определил для себя. Надеется, что и другие проникнутся, подхватят.

Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте