В средней школе №27 города Йошкар-Олы я работаю с сентября 1992 года. За это время как классный руководитель два раза выпускала 9-е классы и один раз 11-й класс. Во всех своих классах я работала от и до (с 5-го класса и до 11-го).
Впервые с технологией работы в микрогруппах я познакомилась еще в студенческие годы и уже много лет применяю ее.
Как классный руководитель все свои классы я разбиваю на микрогруппы по 5-7 человек. Класс выбирает несколько лидеров (командиров групп), которые на добровольной основе формируют себе группы (рекомендую ребятам, чтобы в составе групп были ученики, примерно равные по успеваемости).
Вся воспитательная и учебная деятельность далее строится на основе работы микрогрупп:
работа в парах взаимопомощи (сильные ученики консультируют более слабых по тем или иным предметам);
тренаж учебных навыков (скорость счета, чтения, письма; отработка трудных правил; обобщение тем);
подготовка классных часов и других мероприятий;
«трудовой десант» (каждую неделю одна группа дежурит – поддерживает порядок и т.д.);
самостоятельное планирование и обсуждение текущих вопросов жизни групп при моем участии как консультанта (так как группы сформированы по принципу личных симпатий, очень велика роль коллектива как воспитывающего фактора);
для руководства работой микрогрупп из числа учеников класса выбираем двух заместителей классного руководителя и создаем совет класса, в который входят заместители и командиры микрогрупп;
все вопросы стараемся решить сообща; стараюсь, не навязывая своего мнения, привести совет к наиболее эффективному пути решения того или иного вопроса;
в классном кабинете создаем уголок, где фиксируем все текущие дела недели, а также личные достижения микрогрупп и каждого ученика. Например, в этом году в 5-м «А» классе у нас работает классный уголок «Архимедики 5-го «А».
Опыт предыдущих выпусков показывает, что даже агрессивные или выключенные из общения дети к выпускным классам становятся единым коллективом, комфортно себя чувствуют, стремятся помочь друг другу, внимательно, заботливо и даже трепетно друг к другу относятся; они становятся аккуратнее и организованнее. И даже уйдя из школы (а первые мои ученики уже окончили институты), поддерживают и помогают друг другу, приходят на совместные мероприятия и т.д.
В 5-м «А» классе по данной схеме я работаю первый год, но уже можно проанализировать некоторые результаты (указано количество учеников, соответствующих выбранным критериям, в процентах):
Как учитель математики применяю микрогруппы для работы в парах сменного состава – группы-консультации. Использую их для тренажа знаний, умений и навыков, проверки домашнего задания, отработки правил и т.д. Результаты работы в 5-м «А» классе:
Е.А.ВОРОБЬЕВА, учитель 5-го «А» класса средней школы №27, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Комментарии