search
Топ 10

Аргументы “против” перевешивают

В Ярославской центральной городской библиотеке имени М.Ю.Лермонтова недавно прошел “круглый стол” по теме “Единый государственный экзамен для выпускников средних школ: “за” и “против”. Откликнувшись на инициативу ректора Ярославского государственного педагогического университета В.В.Афанасьева, в библиотеке собрались около 80 человек: учителя и руководители школ, вузовские преподаватели, старшеклассники и их родители. Вела “круглый стол” профессор кафедры культурологии ЯГПУ Т.С.Злотникова.
Во время обсуждения были рассмотрены аргументы “за” и “против” экзаменационного эксперимента, идущего уже в нескольких регионах и ожидаемого в Ярославской области.
Аргументы “за”:
При тестировании снимается субъективность оценок школьных преподавателей.
Единый экзамен может стать щитом против коррупции в тех вузах, в которых, как предполагается, она существует.
Многие полагают, что при такой системе уменьшится количество экзаменационных стрессов: сдав выпускные экзамены в школе, ученик с полученными баллами идет в вуз и там уже вступительные экзамены не сдает.
Аргументы “против”:
У нас пока отсутствует такой опыт тестирования, который позволял бы действительно безошибочно определять уровень знаний учащихся.
Для хорошего вуза важно разглядеть личность будущего студента и не упустить действительно талантливого. При тестировании личностный подход невозможен.
Единый государственный экзамен при окончании школы фактически предопределяет всю дальнейшую судьбу человека.
Несмотря на то, что предусматривается возможность пересдачи тестирования через год и далее, реально – чем дальше школа будет “уходить в прошлое”, тем меньше будет шансов у выпускников пересдать ЕГЭ на более высокий балл. Особенно это касается юношей, которые не смогут ждать год, потому что пойдут в армию, а после службы реальная возможность пересдачи для них и вовсе будет очень мала.
Поскольку дальнейшая судьба человека будет в огромной степени определяться результатом выпускных экзаменов в школе, то это создаст для добросовестных старшеклассников ситуацию более стрессовую, чем при прежней системе. Ведь когда после экзаменов в школе сдаются вступительные в вуз, можно выбирать учебные заведения с разным перечнем сдаваемых предметов, с разным временем поступления, что дает больше шансов абитуриентам.
Усилится не только экзаменационный стресс. Увеличится и учебная перегрузка школьников (и так уже почти нетерпимая). Ведь если сейчас, до начала эксперимента, старшеклассник может уделять больше внимания тем приметам, которые для него приоритетны и необходимы для поступления в выбранный вуз, то введение ЕГЭ по всем предметам заставит его дополнительно тратить силы, нервы и время для получения общего более высокого балла.
Система ГИФО даст возможность бесплатного обучения только тем, кто получит при тестировании в школе высший балл. Остальным придется платить в зависимости от своего балла – вплоть до 100% от стоимости учебы (что составляет очень большую сумму). Причем это положение нельзя будет изменить за все время обучения в вузе, даже если, предположим, студент будет учиться блестяще. Все будет определено раз и навсегда при сдаче выпускных экзаменов в школе.
Ясно, что введение ГИФО сразу же отсечет от возможности получения высшего образования огромное количество юношей и девушек – не тех, кто неспособен, а тех, кто закончит обыкновенные, “непродвинутые”, школы (каких у нас большинство, особенно на селе). И тех, чьи родители не смогут нанять репетиторов. Такое положение наверняка станет причиной многих личных человеческих трагедий и еще более обострит общественные противоречия.
Обсуждение за нашим “круглым столом” показало: перемены в таком ранимом социальном организме, как система образования, возможны только при очень бережном подходе. Необходимо широкое и ответственное обсуждение как вопроса о едином государственном экзамене в школах, так и предложения о введении ГИФО в вузах.

Участники “круглого стола”,
16 подписей
Ярославль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте