search
main
0

Аптека для души. Российская школьная библиотечная ассоциация: проекты, программы, инициативы

Одно из главных направлений деятельности Российской школьной библиотечной ассоциации – создание современного пакета нормативных документов, стержнем которого должны стать дополнения к федеральным законам «Об образовании в Российской Федерации» и «О библиотечном деле».

Когда разрабатывалась концепция ассоциации, то ее миссия понималась так: через укрепление российских школьных библиотек создать оптимальные условия для взращивания творческих, конкурентоспособных юных граждан как будущего стратегического ресурса страны. Поэтому одной из главных мы считаем программу по развитию и поддержке чтения как залога будущего жизненного успеха в глобальном обществе знаний, в котором главным будет интеллектуальный и творческий потенциал личности. В связи с этим и сегодня актуально выражение Н.А. Рубакина «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель», которое тоже стало девизом нашей ассоциации. Эту программу в ассоциации возглавляет один из лучших в России специалистов по чтению – И.И. Тихомирова.

Новое мировоззренческое содержание дает и программа «Информационная культура личности в библиотеках и образовательных учреждениях», которую возглавила вице-президент ассоциации, проректор по научной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендина. Ее подход к понятию «информационная культура» (не информационная грамотность) принят на последней, 3-й сессии Межправительственного совета программы «Информация для всех» ЮНЕСКО (Париж, 4-6 мая 2004 г.) для распространения в мире. И я рада, что в этом мы становимся участниками создания международного опыта. Важно этот опыт кемеровских ученых внедрить и в российских школах. Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в состав которого я вошла как президент ассоциации, стал стратегическим партнером ассоциации. И наши совместные проекты, мы надеемся, позволят оперативно транслировать через школьных библиотекарей в российские школы идеи ЮНЕСКО по подготовке подрастающего поколения к новым условиям глобального общества.

Учитывая масштаб кадровой проблемы школьных библиотек, мы считаем важнейшим образовательный проект «Заочная школа библиотекаря», осуществляемый учебным центром Российской государственной библиотеки и ассоциацией, – государственный вид повышения квалификации с получением документа государственного образца для школьных библиотекарей России. В рамках проекта планируется издание учебных пособий, хрестоматий, практических руководств. Предполагаются создание тренинг-центра и организация очных курсов на базе учебного центра Российской государственной библиотеки, другие мероприятия по обеспечению потребности школьных библиотекарей в непрерывном образовании.

Для создания эффективного информационного ресурса в помощь качественному комплектованию школьных библиотек ассоциация совместно с Российской книжной палатой инициирует разработку отраслевой системы «Букс ин принт» по литературе, идущей за «страницами школьного учебника», то есть детской, справочной, научно-популярной.

Год назад, в апреле 2003 года, еще в качестве начальника отдела Минобразования России я провела в Грозном семинар для школьных библиотекарей Чечни. Люди, на долю которых выпало столько страданий, меня потрясли своей преданностью профессии и мужественной работой ради будущего детей. Именно поэтому одной из важных программ ассоциации мы считаем программу социальной и профессиональной реабилитации школьных библиотекарей Чеченской Республики и помощь в комплектовании основных фондов школьных библиотек. Совсем недавно мы с издательством «Детская литература» отправили около 100 комплектов по 50 книг из серии «Школьная библиотека» в школы Чеченской Республики.

В октябре 2004 года мы планируем проведение первого съезда школьных библиотекарей России.

В библиотечном сообществе проходит множество профессиональных конференций. Крупнейшие из них – Международная крымская конференция «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире» и ежегодная конференция РБА. Но школьному библиотекарю они практически недоступны с финансовой точки зрения.

Поэтому мы с учредителями ассоциации приняли предложение одного из наших учредителей – Государственного управления образования и науки Псковской области и лично Веры Васильевны Емельяновой, теперь вице-президента нашей ассоциации, – собрать представителей школьных библиотек из всех регионов на святой пушкинской земле – в Пушкиногорье. Этот съезд даст старт всем нашим программам и проектам. Надеемся, что он станет ежегодным. А, учитывая время проведения – октябрь, – в дальнейшем станет и международным, так как именно в октябре празднуется Международный день школьных библиотекарей. Сейчас идет подготовка к этому важному событию.

Своеобразным катализатором и стимулом инновационных процессов в сообществе российских школьных библиотек стал фестиваль «БиблиОбраз». Время еще расставит свои акценты, и общество осознает поистине прорывные для России последствия этого события. Впервые за многие годы российские школьные библиотекари ощутили себя ценными специалистами, почувствовали свою защищенность. Необходимо отметить, что финалисты не просто стали победителями конкурса, но и победителями в жизни. Они показали ПУТЬ всем остальным. Общаясь с зарубежными коллегами, мы знаем и о международном резонансе «БиблиОбраза».

Наталья Дмитриевна Гальскова, руководитель проектов Регионального общественного фонда «Центр развития русского языка», сказала: «…Этот проект решал несколько важных задач. Среди них – популяризация в профессиональном сообществе и в обществе опыта работы школьных библиотек – финалистов всероссийского конкурса, а также поиск дополнительных ресурсов их развития. «БиблиОбраз» призван также инициировать в образовательной сфере конкурсную деятельность (это и было одной из задач). Очень хотелось бы, чтобы конкурсы на лучшего читателя книги, лучшую школьную библиотеку и, конечно, профессиональный конкурс на лучшего библиотекаря не относились в нашей стране к разряду экзотических».

«Центр развития русского языка» при поддержке Людмилы Александровны Путиной и Фонда Владимира Потанина показали пример социального партнерства общественных, государственных и бизнес-структур для решения нашей общей задачи – будущего наших детей.

Теперь наша задача – помочь в регионах привлечь административный ресурс для развития школьных библиотек.

В этих целях за последние месяцы ассоциация провела много выездных региональных семинаров для школьных библиотекарей по библиотечному маркетингу и PR-технологиям.

Глядя в будущее, мы понимаем, что перед нами стоит прежде всего задача мировоззренческого характера – изменить взгляд педагогической общественности и родителей на библиотеку как ресурс высокого качества образования через чтение, преодоление функциональной неграмотности и развитие информационной культуры. Библиотека – это и эффективный инструмент воспитательной работы. Система образования сейчас находится в поиске различных форм духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. А ведь библиотека по своей многовековой сути – зона толерантности, так, она собирает книги на разных языках, о людях разного вероисповедания, разных наций и социального происхождения. Тем самым учит терпимости. Библиотека всегда была местом, позволяющим любому духовно сосредоточиться. Не случайно с древности ее называют «аптекой для души». Библиотекарь через книгу и традиционные библиотечные технологии помогает растить из детей граждан, а не людей с потребительскими ценностями, лишенных исторической памяти и патриотического сознания. Только имея корни, можно расти. Необходимо рассматривать эту работу библиотекаря как серьезную педагогическую деятельность.

Многие педагогические задачи сможет реализовать профессионально, на современном уровне подготовленный, социально защищенный, уверенный в себе библиотекарь-педагог.

Важно сегодня развернуть к школьной библиотеке руководителей образовательных учреждений и их учредителей, то есть муниципальную власть. Многие из представителей власти считают, что, тратя средства на школьные библиотеки и библиотекарей, они теряют свой капитал. И не понимают, что, вкладываясь в это дело, способствуют многократному приумножению добра и разума.

Профессиональная защита библиотекаря напрямую связана с его социальным статусом. Это как сообщающиеся сосуды. Непрофессионализм ведет к низкому статусу и в педагогическом, и в библиотечном сообществе. Но, предоставляя условия для повышения профессионализма, нельзя задачу повышения своего статуса «взваливать» только на плечи библиотекаря. Важно, привлекая все ресурсы, в том числе СМИ, менять отношение всего общества к месту и роли школьной библиотеки как первой библиотеки в жизни ребенка.

Татьяна ЖУКОВА, президент Российской школьной библиотечной ассоциации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте