С первого сентября этого года российские первоклашки начнут учиться по новому стандарту. Многие регионы уже успели поучаствовать в апробации нового ФГОС по начальной школе, причем весьма успешно. Особенно интересен в этом плане опыт столицы, впрочем, и удаленным от Москвы регионам есть чем поделиться. Однако нерешенные проблемы остались, самая острая среди них, как всегда, – нехватка финансирования.
Не знаю, думали ли авторы нового образовательного стандарта для начальной школы, что его апробация произведет истинно революционный переворот в нынешней школе, но именно так оно и произошло.
Сегодня трудно представить, что родители тех московских ребят, что окончили первый класс и перешли во второй, устраивали целые бунты, не желая, чтобы те участвовали в эксперименте. Между прочим, правильно бунтовали, ведь им пришлось в течение года учиться вместе с детьми. Это теперь, получая от детей каждый день видео- и фоторепортажи об уроках, они гордятся и даже вступают в переписку с собственными чадами. А тогда, год назад, многие из мам и пап не владели компьютерной грамотностью, не умели пользоваться электронной почтой, некоторые даже специально не покупали в дом компьютер, чтобы ребенок не приобщался к нему раньше времени. Но пришлось всему учиться, ведь не скажешь ребенку, имеющему свой сайт или личную страничку в Интернете: «Я не умею!» – он же может подумать, что родители плохо учились в школе.
Однако определенный бунт был и среди учителей. Если молодых не нужно было уговаривать, что необходимо учиться, чтобы работать по новым стандартам, то учителя среднего и старшего возраста, честно говоря, роптали. А как не роптать, все вроде бы придумано и освоено, из года в год повторяемо, дети, слава богу, выходят из начальной школы грамотными, умеют читать, считать и даже решать трудные задачи. И зачем учителю все эти компьютерные премудрости, о которых он слышал, но осваивать не спешил? Правда, с 1 сентября 2011 года стандарт начальной школы будет обязателен для всех, и не скажешь родителям учеников и коллегам – не хочу, мол, осваивать все новое, без него обойдусь. В таком случае могут и без тебя обойтись, ведь нынче выпускники педвузов уже дышат в затылок ветеранам. Словом, учиться в Москве в МИОО пошли все учителя начальных классов 186 школ – участниц пилотного проекта по апробации нового стандарта начальной школы. Пришлось им удивляться тому, что, оказывается, таблицу умножения ребенок может не только учить наизусть, но и создавать самостоятельно при поддержке педагога. Впрочем, удивления хватало, ведь ребенка нужно было учить таким необычным предметам, как, например, клавиатурное письмо, вводить немало элементов творчества и конструирования в, казалось бы, обычные уроки. Кстати, наиболее умные директора школ послали на учебу не только учителей, но и завучей начальных школ. Так поступил, например, директор центра образования №109 Евгений Ямбург.
Вот тут самое время сказать, что новые стандарты каким-то непостижимым (или, наоборот, постижимым?) образом по духу и букве модернизации образования совпали с устремлениями тех, кто когда-то в Москве создавал авторские школы. Такие директора-авторы не только не противились апробации, не только не отодвигали их на потом, но самым активным образом старались войти в число 186 пилотных школ. Например, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург, уже привыкший учить других и делающий это виртуозно, практически весь год просидел в первом классе, наслаждаясь тем, как учат малышей.
Нельзя не сказать о еще одном важном обстоятельстве. Когда говорят о новом стандарте начальной школы, то противники и критики выдвигают весьма разумный аргумент: дескать, что это мы будем ломать наши традиции, создававшиеся веками, нам есть что сохранять, давайте и будем этим заниматься, впуская новое в начальную школу небольшими дозами, дескать, зачем идти к новому таким широким фронтом. Однако тут можно возразить. Во-первых, все создается не на пустом месте, а, в частности, например, в соответствии с педагогикой уважаемого француза Селестена Френе, считавшего, что всех детей можно эффективно обучать, предлагая им деятельностную учебу. Не случайно, приезжая в Россию, Френе встречался с Макаренко, им было что обсудить и передать друг другу. Это только один пример, но есть и другие. Когда-то Анатолий Пинский создал в Москве свою школу, где шло обучение по вальдорфской педагогике. Сегодня школу возглавляет учитель года России-2010
Михаил Случ, успешно продолжающий дело Анатолия Аркадьевича. Посетив уроки в первом классе школы №1060, можно на практике убедиться: новый стандарт не только не отменяет вальдорфскую педагогику, а, напротив, развивает и обогащает ее, в то же время заимствуя из этой педагогики нечто чрезвычайно ценное и полезное.
Кто не бунтовал и не протестовал, так это дети, пришедшие в прошлом году первый раз в первый класс. Заботы взрослых, пытавшихся сравнивать собственную историю обучения с современными моделями и формами, им были неизвестны. Дети думали, что в школе всегда учили так, и они осваивали клавиатуру ноутбуков, мастерили из кубиков мосты, разбирались, чем отличается вес и масса, снимали видеофильмы и мультфильмы, делали фоторепортажи, переписывались с родителями, получали по электронной почте письма от первой учительницы и постигали многое другое, очень интересное. Эти дети осуществили, может быть, самую большую мечту нескольких поколений педагогов: информационные технологии из предмета непонятного и отдельно изучаемого вдруг стали инструментом для изучения всех других школьных предметов.
Тут, конечно, надо сказать об очень важном обстоятельстве, без которого никакой апробации новых стандартов не произошло, – о создании обучающей среды. Несколько лет назад учитель технологии Сергей Ловягин предложил тогдашнему руководителю Департамента образования Москвы Любови Кезиной создавать в холлах и коридорах школ своеобразные лаборатории, выставляя туда физические приборы, чтобы дети могли удовлетворить свое любопытство и в свободной форме постигать различные физические законы. Любовь Петровна тогда сочла Ловягина мечтателем, но в Москве так повелось, что мечты педагогов сбываются. Такие лаборатории в холлах появились в «Школе будущего» – центре образования №2030, а теперь и в некоторых школах – участниках пилотного проекта. Изменился посыл – если раньше речь шла о том, чтобы перенести приборы из классов в холлы, то теперь речь идет о том, чтобы такие приборы были во всех классах. Мечта Ловягина воплотилась в своеобразных обучающих и развивающих комплексах, которые учителя используют на уроках для первоклассников. Кстати, будучи научным руководителем разработки новых стандартов вместе с членом-корреспондентом РАО Александром Кондаковым, академик Кезина, конечно, не случайно отстаивала как один из важных постулатов стандартов создание среды обучения, может быть, мечты Ловягина ей тоже не давали жить спокойно.
Так вот про оборудование. Чтобы создать среду, такое оборудование нужно купить, а для этого, как вы догадываетесь, требуются деньги, и немалые. В Москве на 186 школ дали чуть меньше полумиллиарда рублей, и Елена Булин-Соколова, которая руководит в столице Центром информационных технологий и оборудования, немало потрудилась для того, чтобы не купить абы какое оборудование, а создать модель такой обучающей среды. Не случайно сегодня московскую команду Елены Игоревны так часто приглашают в регионы – этот опыт на вес золота. Но если 186 школ такое оборудование имеют, что будет с остальными, ведь в столице более полутора тысяч образовательных учреждений, набравших первые классы. Тут речь опять о деньгах, причем огромных – чтобы сделать все по уму, их нужно столько, сколько даже у богатой Москвы не найдется сразу, что же говорить о дотационных регионах. Выход в столице нашли, его предложил руководитель Департамента образования, министр образования столицы Исаак Калина. Теперь 186 школ станут стажировочными площадками, то есть знаменитый лозунг «Делиться надо!» в этом случае сработает так, как нужно, позволит рационально распорядиться тем, что уже приобретено, а дальше постепенно оснастить новым оборудованием все остальные школы, правда, часть из них к 1 сентября это оборудование уже получат.
Вообще апробация – это опробование, похожее на примерку нового костюма, которая нужна для того, чтобы пригнать его по фигуре. Новый стандарт начальной школы весь прошлый учебный год московские педагоги вроде бы тоже пригоняли по уже существующей фигуре столичного образования. Но вот что интересно: пристраивая уже созданный образовательный стандарт к уже давно созданной и эффективно работающей системе образования, педагоги так творчески и новаторски подошли к работе, что создали огромный портфель всяческих методик, разработок, форм и методов обучения, так как не в стороне от этой большой работы были методисты. Например, методцентр Центрального округа Москвы во главе с Марианной Лебедевой, соавтором практически всех побед столичных учителей во Всероссийском конкурсе «Учитель года», стал мозговым центром для школ – участников пилотного проекта. Кто там сказал, что методисты нынче не нужны? Методцентр, как показал эксперимент, может быть и тылом, и интеллектуальным штабом, помогающим продвигаться вперед. То, что это продвижение будет в Москве успешным, думаю, мы убедимся очень скоро, ведь 1 сентября эксперимент плавно перейдет в реальную учебную деятельность.
Комментарии