Совсем скоро начнется новый 2019‑2020 учебный год, пройдут торжественные церемонии Первого звонка, будут подарены букеты, улыбки, слова «здравствуй, школа!», первые учебные дни… Одноклассники вновь встретятся за партами, снова после трехмесячных летних каникул основательно подзабыто то, что изучали в прошлом учебном году, не очень легко оказывается войти в рабочий ритм, требуется время на раскачку.
До апреля, когда не только «в старом парке тает снег» и «крылатые качели начинают свой разбег», но и уже традиционно проходит Всероссийская проверочная работа (ВПР) по истории, кажется, еще далеко. С одной стороны, шесть месяцев действительно большой срок, но, с другой стороны, все понимают, что пролетят они как одно мгновение. Это означает, что нелишним будет начать подготовку к ВПР заблаговременно. Конечно, мы изучаем историю в школе не ради сдачи экзаменов и прохождения ВПР (а также других контрольно-оценочных процедур). Конечно, не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций и учителей. Но при этом понятна значимость ВПР как инструмента оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся. Вдобавок к этому за четыре года, которые прошли с момента введения ВПР, мы уже почти привыкли к их проведению.
ВПР по истории в 7‑м классе сложна в силу широты материала, владение которым проверяется: история России от Василия III до Федора Алексеевича включительно, то есть период с начала XVI по конец XVII века, а также зарубежная история (страны Европы и Азии) XV-XVII веков. Это достаточно сложный для семиклассников период, много событий и личностей, требуется понимание ряда длительных и противоречивых процессов (к примеру, складывания крепостного права). И если созыв первого и второго ополчений в ходе Смутного времени или личность Фрэнсиса Дрейка еще достаточно известны широкой публике, о них каждый что-то да слышал, то, допустим, битва при Молодях, Аугсбургский религиозный мир и деятельность Ульриха Цвингли вовсе не на слуху, но при этом также изучаются в 7‑м классе на уроках истории и «спрашиваются» в рамках ВПР. Сложности добавляет и значительная составляющая экономической истории, а также истории развития культуры, причем как в России, так и за рубежом.
Начинаем подготовку, разумеется, с изучения демонстрационного варианта. Ознакомились с типами заданий, проверили себя по ключам. А дальше нужно тренироваться и отрабатывать умения выполнять задания на большом их количестве. Важно, чтобы задания по типам соответствовали демоверсии, были составлены корректно и не содержали ошибок, а также чтобы они были снабжены ответами и критериями оценивания.
Издание «Всероссийская проверочная работа. История. 7 класс. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС», подготовленное авторской группой в составе Д.С.Букринский, В.С.Комаров, Т.С.Синёва и опубликованное в издательстве «Экзамен» в серии «ВПР. Типовые задания», соответствует указанным требованиям и поэтому позволит подготовиться к успешному прохождению ВПР. Оно, как и другие учебные пособия издательства «Экзамен», допущены к использованию в общеобразовательных организациях в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
В пособии представлено 10 вариантов типовых заданий ВПР по истории для обучающихся 7‑х классов. Каждый из вариантов соответствует демонстрационной версии и содержит 12 заданий. Пять заданий требуют краткого ответа, шесть – развернутого, одно связано с заполнением контурной карты. В пособии представлена система оценивания заданий, а также ответы, что позволяет использовать его и как инструмент самоподготовки обучающихся к ВПР.
Например, задание №3 в ВПР по истории в 7‑м классе предполагает работу с отрывком из исторического источника. При этом конкретные вопросы, связанные с фрагментом источника, могут быть различными. В пособии издательства «Экзамен» представлены фрагменты различных исторических источников, в отношении которых нужно привести название или указать автора, назвать время создания и связанные с этим события, заполнить специально допущенный пропуск и т. д. Работа с фрагментами источников не только расширяет кругозор обучающегося, но и может повышать мотивацию к изучению материала, благодаря тому что ребенку становятся интересны язык и особенности речи людей прошлого, детали жизни и быта, не помещающиеся на страницы обычных учебников.
Традиционно особенно трудными для детей оказываются задания для работы с контурной картой. Территория Российского государства в XVI-XVII веках значительно расширилась, для обучающегося 7‑го класса это означает, что нужно знать и уметь обозначить на карте большее количество географических объектов, чем год назад. В период истории, изучаемый в 7‑м классе, в России было основано много новых городов, на карте мира появились новые государства, значительно усложнились международные отношения, произошел ряд значимых войн и народных движений, с каждым из которых связана историческая карта. Поэтому при подготовке к ВПР следует уделить больше внимания работе с картой, тренировке выполнения заданий на контурной карте. В пособии издательства «Экзамен» представлен разнообразный картографический материал, при этом все карты специально подобраны, выполнены в хорошем качестве, не содержат излишних обозначений и надписей, что немаловажно при выполнении заданий семиклассниками. Изучение ответов к заданиям по работе с картой дает возможность использовать пособие при самоподготовке. Работа с ответами на задания, связанные с картой, на уроке может стать элементом рефлексии, взаимооценивания или самооценивания: учитель может попросить обучающихся поменяться выполненными работами (по разным вариантам), затем дать контурную карту с ответом (из ключей сборника) и предложить оценить ответы одноклассника.
Также для многих ребят сложными оказываются задания по работе с другим визуальным материалом – изображениями произведений искусства. Действующий историко-культурный стандарт не случайно назван именно так: в нем значительное место занимает история культуры, искусства. Это действительно важно с точки зрения не только расширения кругозора, но и осознания национальной идентичности.
Задания №6 и 7 ВПР по истории в 7‑м классе посвящены истории культуры и включают в себя не только названия литературных памятников, но и изображения (репродукции икон, картин и книжных миниатюр, фотографии памятников архитектуры и др.). Любой учитель истории, готовивший детей к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, прекрасно знает коварность вопросов с фотографиями архитектурных сооружений, которая заключается (в числе прочего) в том, что дети обычно запоминают сооружение с одного ракурса, а в заданиях могут быть представлены фотографии с другого. Как преодолеть эту трудность? Конечно, оптимальный вариант – лично посетить каждый из памятников архитектуры, но, увы, это не всегда оказывается возможным. Другой более доступный способ – прорешать как можно больше заданий, совершать ошибки на тренировках, а не «в бою», учиться на своих ошибках, видеть многообразие используемых изображений.
Авторы пособия издательства «Экзамен» составляли задания на основе максимально разнообразного культурологического материала, связанного с русским искусством. Выполнение заданий из сборника издательства «Экзамен» позволит вспомнить не только «Домострой» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», но и менее известные и при этом более часто забываемые школьниками «Великие Четьи-Минеи», «Калязинскую челобитную» и т. д.
Задание №8 в каждом варианте ВПР по истории в 7‑м классе связано с необходимостью установить хронологические параллели между событиями отечественной и зарубежной истории. К примеру, нужно указать время (с точностью до десятилетия), когда произошло венчание на царство Ивана IV Грозного, а также указать одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Учителям истории не нужно объяснять, как трудно бывает ребенку, даже хорошо знающему и отечественную, и зарубежную историю, сопоставить их и установить такие хронологические параллели. К примеру, на уроках итогового повторения и обобщения, когда материал курса в основном изучен, у детей иногда удивление вызывает то, что династии Романовых в России и Стюартов в Англии начались в одно и то же десятилетие. То есть два факта по отдельности дети знали, но почему-то не сопоставляли их друг с другом. Работа с пособием издательства «Экзамен», изучение и разбор представленных ответов на задания позволяют научиться выстраивать хронологические параллели, в большей мере осознавая взаимосвязь истории России и других стран.
Работа с ответами на задания из пособия издательства «Экзамен» также интересна и полезна ученику и учителю для развития умения аргументировать и доказывать фактами ту или иную точку зрения. Если при сдаче ЕГЭ по истории требуется привести два аргумента в подтверждение определенной точки зрения на исторические процессы и два аргумента в ее опровержение, то в формате ВПР по истории в 7‑м классе задание №9 проще, но значимее для развития того умения, которое нужно будет проявить на ЕГЭ. В задании нужно выбрать один из трех фактов, который можно использовать для аргументации определенной точки зрения (например, «В XVII в. в России происходило укрепление внутренних торговых связей» или «Внутренняя политика России в первые годы царствования Михаила Федоровича была удачной»), а также в форме развернутого ответа объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать данную точку зрения. Как правило, в учебниках материал дается в повествовательной форме, и точки зрения с четкой системой аргументации каждой из них противопоставляются нечасто. Поэтому изучение и анализ ответов, приведенных в пособии издательства «Экзамен» к заданию №9, позволяют на конкретных примерах разобрать систему аргументации, а также пополнить запас аргументов по различным точкам зрения.
Наконец, еще одним плюсом издания служит то, что оно удобно сверстано, благодаря чему сами страницы пособия могут служить непосредственно бланками для ответов обучающихся. Пособие легко разделить на варианты и использовать, к примеру, на уроке при проведении тренировочного тестирования, чтобы соседи по парте получили различные варианты. Для его проведения учителю не нужно будет тратить время на макетирование собственного контрольно-измерительного материала, что позволит сэкономить время при подготовке к уроку.
Комментарии