В течение последних десятилетий в РФ наблюдается ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является задачей государственной важности.
Питание – один из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование организма детей и подростков. Пища, являясь пластическим и энергетическим материалом, способствует росту и обновлению клеток и тканей, протеканию внутренних процессов в организме. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что около 80% всех болезней прямо или косвенно связано с питанием. В силу существующих анатомо-физиологических особенностей дети и подростки являются самой уязвимой группой населения.
Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5‑разовый прием пищи в течение суток, при этом интервал между приемами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона.
Поэтому ребенку в школе необходимо полноценное горячее питание (завтрак, обед). А посещение детьми групп продленного дня разрешается только при условии, что они 2-3 раза получат горячую еду.
Замена горячей пищи буфетной продукцией ведет к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ (белков, витаминов и микроэлементов).
Особенно велика потребность школьников в продуктах, содержащих животный белок. При умственной нагрузке потребность в животном белке увеличивается. При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому ежедневно ребенку необходимы блюда из мяса или рыбы, молоко и молочные продукты. Такие продукты, как яйца, сыр, творог, школьник обязательно должен получить не реже 2-3 раз в неделю. Продукты, богатые животным белком, следует употреблять в первой половине дня, что учитывается при составлении меню школьных завтраков и обедов.
При учебных нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей.
В питании школьников необходимо широко применять овощи, фрукты. Так, в день школьник должен съедать около 400 граммов овощей, 250 – картофеля и 200 – фруктов. Поэтому в школьное питание обязательно включаются разнообразные блюда из овощей.
Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место.
Организация качественного сбалансированного питания является важным фактором в нормальном развитии и функционировании растущего детского организма, в профилактике болезней и их лечении. От того, как питается школьник, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность, качество учебной деятельности.
Анастасия ПЕТУХОВА, педагог, ответственный за питание школы №508
Комментарии