Академия педагогических наук РСФСР – так первоначально называлась наша Академия, – была создана в 1943 году – переломный год Великой Отечественной войны. До победного мая оставался год и восемь месяцев, но страна уже готовилась к восстановлению, а главное – к развитию мирной жизни.
Все понимали, что для решения грандиозных задач, встававших перед страной, было необходимо образованное, воспитанное в духе высокой гражданственности и патриотизма молодое поколение. Сегодня мы мало употребляем такое словосочетание как «эхо войны». Его первый отголосок, сразу после окончания войны – нехватка в промышленности, сельском хозяйстве, науке, образовании, культуре, медицине тех десятков миллионов граждан самого трудоспособного возраста, которые погибли на полях сражений, стали невинными жертвами человеконенавистнической политики фашизма, направленной на уничтожение нашей страны и ее населения.
Как следует воспитывать миллионы сирот или детей, видевших все ужасы войны? Как вырастить из них достойных граждан Великой страны? Как помочь в этой задаче школьным учителям, многие из которых вчерашние школьники, которые сели за учительский стол, заменив погибших на фронтах и в партизанских отрядах или замученных врагом педагогов?
Чтобы обоснованно и четко дать ответы на эти, и многие другие вопросы, от решения которых зависела, не побоимся здесь громких, но точно передающих историческую ситуацию слов, судьба Отечества и его граждан. В октябре 1943 г. было издано Постановление правительства о создании Академии, обязывающее проводить «научную разработку вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах; б) подготовку через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии». В Академию вошли четыре научно-исследовательских института, музей по народному образованию и Библиотека имени К.Д. Ушинского, в которой бережно хранились бесценные сокровища мировой педагогической мысли нескольких веков. Все это должно было служить делу развития отечественного образования и воспитания.
Весной 1944 года был утвержден первый состав членов Академии, в который вошли видные деятели отечественного просвещения. Открылась аспирантура, в нее было принято 30 человек. Двадцать человек стали докторантами.
В то время перед отечественным образованием встали грандиозные задачи. Еще даже не были восстановлены из пепелищ школьные здания западной части страны, а уже необходимо было думать о том, что с 1 сентября 1944 года в советские школы придут дети семилетнего возраста, для которых нужны новые педагогические подходы и методики.
С первых месяцев своей работы коллективы созданных институтов протянули руку помощи педагогам освобожденных районов страны, где многим учителям требовалась педагогическая, а часто и простая человеческая поддержка, обеспечивающая возвращение к привычной мирной жизни.
Так сама жизнь определила главную миссию новой Академии – служение отечественному образованию, развитие педагогической науки, внедрение ее достижений в повседневную жизнь советской школы.
Среди первых крупных проектов, реализованных сотрудниками Академии, следует назвать издание многочисленных научно-педагогических и научно-популярных книг и брошюр, которые оперативно поступали в библиотеки и книжные магазины страны, становясь достоянием педагогов и родителей.
Вспомним серию книг «Педагогическая библиотека учителя», которая выходила с 1946 по 1965 годы. Каждое издание было посвящено конкретной педагогической проблеме. Приведем лишь один пример: книга Григория Борисовича Поляка «Устный счет в начальной школе», вышла в 1946 году тиражом в 15 тысяч экземпляров. Или, вышедшая двумя годами позднее, «Дидактика К.Д. Ушинского» Михаила Александровича Данилова. При чтении названия первого издания невольно возникает образ картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского». И это не случайно. С первых дней своего существования Академия стала сохранять и возрождать лучшие традиции отечественного просвещения, памятуя о том, что без истории нет настоящего и будущего страны.
Сегодня приятно смотреть на красивый, понятный современным родителю и педагогу сайт возрожденного в 2021 году журнала «Семья и школа». Журнал с таким же названием издавался Академией в 1946-2016 годах и был известен во многих семьях и учебных заведениях. Создавая его в первом послевоенном году, Академия продолжила традицию выпуска дореволюционного журнала с таким же названием, издававшимся в 1871-1888 годах.
У Академии богатые традиции в издании учебной литературы. Многие из пособий и учебников советского периода можно будет увидеть в открытом доступе на сайте нашей академической библиотеки имени К.Д. Ушинского.
А ведь в этих учебниках была заложена идея поступательного развития нашего общества. Сколько угодно можно говорить о том, что учебники были идеологизированы. И это, безусловно, исторический факт. Но по этим учебникам обучались школьники первых послевоенных лет, ставшие вскоре теми рабочими и инженерами, которые обеспечили полет первого спутника и первого космонавта, создали ядерный щит нашей Родины, развивали промышленность в отдаленных районах нашей большой страны. Это наша история, наша гордость, наша память.
Академия педагогических наук РСФСР создавалась государством, которое всегда обеспечивало финансирование Академии. Государственные органы совместно с учеными определяли темы и направления важнейших исследований. История Академии – это история содружества власти и научно-педагогического сообщества по выработке стратегии развития образования и воспитания молодых поколений граждан нашей страны. Среди поручений Академии, полученных от правительства и органов государственной власти в первые послевоенные годы, следует назвать создание книги для учителя начальной школы, серии книг для родителей по основам обучения и воспитания детей, а также учебники для педагогических учебных заведений, создание краткой педагогической энциклопедии. Все это на памяти старшего поколения российских педагогов.
Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что прикладные и фундаментальные исследования всегда проводились в Академии параллельно. Теоретические исследования ученых базировались на обобщении передового педагогического опыта. Академия никогда не была закрытым клубом каких-то особых интеллектуалов от педагогики. Среди основных направлений деятельности, утвержденных в первом уставе Академии было названо «содействие развитию народного образования в стране и распространение педагогических знаний в народе».
Многие известные педагоги-практики за годы существования Академии стали ее членами. Например, Мария Вячеславовна Кропачева, педагог и общественный деятель, участник народного ополчения, ставшая членом-корреспондентом Академии, не имея еще ученой степени, или Иван Кузьмич Новиков – директор знаменитой московской школы №110, кавалер двух орденов Ленина, высшего ордена СССР, Заслуженный учитель школы РСФСР. А в наше время Евгений Александрович Ямбург, руководя московской школой, ныне Центром образования № 109, ведет активную научную и просветительскую деятельность как академик РАО.
На протяжении всего времени существования Академии, в ней апробировались различные формы и виды научно-педагогической деятельности. Вполне естественно, что в планах работы были не только прикладные разработки, результаты которых можно было достаточно быстро внедрять в школьную практику, но и исследования в области возрастной физиологии, школьной гигиены, теории образования и воспитания, истории педагогики. Понятно, что за год или два получить осязаемый для школьной практики результат в этих областях знаний вряд ли представляется возможным. Но то, что без хорошей теории не может быть эффективной практики, известно практически каждому педагогу.
Важнейшие проблемы теории и практики образования в Академии решали научные советы, которые создавались при Президиуме и отделениях. Долгие годы работали советы «Воспитание коммунистической сознательности подрастающего поколения», «Уровень знаний учащихся и преодоление неуспеваемости в школе», «Соединение обучения с производительным трудом». Их деятельность всегда отвечала потребностям времени и развитию школы. Результаты работы этих советов проявились не только в научных монографиях и статьях, учебных книгах и пособиях. На основе их разнообразной деятельности многие учителя приобрели опыт научно-исследовательской работы, что помогло им и в школьной практике.
Долгие годы сотрудники Академии проводят малозаметную для постороннего взгляда важную и ответственную работу – экспертизу в области образования. Это не только экспертиза учебников и учебных пособий, за которой стоит внимательное прочтение каждого пункта или параграфа, проверка верности фактических данных. Важную роль ученые Академии всегда играли в разработке и осуществлении образовательной политики. Ни один нормативный акт, касавшийся многочисленных вопросов работы с детьми, не принимался органами государственной власти без согласования с академическим сообществом, без внимательного обсуждения с сотрудниками научных институтов и центров Академии. Подтверждение тому – многочисленные документы, которые хранятся и в Государственном архиве Российской Федерации, и в нашем академическом архиве.
Сегодня, перелистывая учебники и учебные пособия, вышедшие под грифом Академии педагогических наук, обращаешь внимание на то обстоятельство, насколько тонко ученые сочетали дух предмета своего изложения и необходимые в то время слова. Каждая строка учебника или монографии была нацелена на решение задачи обучения и воспитания, как школьника, так и профессионала, но главное – патриота.
Строгая академичность всегда сочеталась со свободой научного поиска. На протяжении всего своего восьмидесятилетнего существования Академия выступала площадкой передового педагогического опыта. В ней велась активная опытно-экспериментальная деятельность. Тысячи школ участвовали в апробации результатов исследований научных коллективов.
В послевоенные годы об Академии стало известно практически на всей территории Советского Союза. Она стала главным центром, в котором накапливались лучшие педагогические идеи, базировавшиеся на гуманистических стремлениях того времени, когда советское государство повернулось к человеку, а в основу общественной и государственной жизни была положена задача коренного улучшения жизни людей, развитие промышленности на основе новейших достижений науки и техники, воспитание активной творческой личности. Ученые Академии приложили значительные усилия, чтобы вписать педагогическую науку в общий процесс научно-технической революции, показав тем самым ее необходимость как одной из главных социальных наук, обеспечивающих процесс гуманизации советского общества.
В 1950-1960 годах сложилась традиция тесного сотрудничества ученых и практиков. Разве возможно было тогда, да и сейчас, спустя более полувека представить Академию без Игоря Петровича Иванова, Александра Ерофеевича Кондратенкова и других известных педагогов? Будучи членами Академии, они каждый день входили в школьные классы и, творчески реализуя свое призвание, несли свет знаний молодым поколениям граждан нашей страны, вели их в заманчивый мир будущего.
Потребность в педагогической науке в то время была высокой. Активные научные разработки проводились по практически каждому уровню образования, начиная с дошкольного и заканчивая старшим школьным возрастом.
Существенно повысилось социальная значимость педагогической науки, особенно в связи с активной разработкой идеи педагогизации жизни советского общества. Суть ее состояла в том, что для общественного воспитания нового человека, способного созидать новое общество и быть его достойным членом, необходимо формировать новую личность. Для реализации этой идеи на практике предполагалось дать основы педагогических знаний как можно большему числу жителей нашей страны.
После того, как Академия педагогических наук РСФСР стала в 1966 году общесоюзной, совместными усилиями Академии и Министерств просвещения Советского Союза и союзных республик стали разрабатываться конкретные планы просветительской деятельности в области педагогических и психологических знаний. Пожалуй, одним их крупных был проект серий популярных брошюр общества «Знание» «Новое в жизни, науке, технике». С 1959 по 1993 год массовым тиражом выходили небольшие книжки по всем отраслям научного знания, в том числе по актуальным вопросам педагогики и образования. Основными авторами этих изданий были члены Академии и сотрудники академических институтов. Благодаря продуманной, системной издательской политике, их мысли и идеи оперативно доходили до педагогов и родителей. Назову лишь несколько авторов-академиков и созданные ими брошюры: Даниил Борисович Эльконин «Как научить детей читать» (1976), Иван Дмитриевич Зверев «Взаимная связь учебных предметов» (1977), Володар Викторович Краевский «Соотношение педагогической науки и педагогической практики» (1977).
Создавая, как сейчас принято говорить, тексты этих изданий, ученые были уверены в том, что уже через несколько месяцев изложенное на страницах брошюр станет темой обсуждений педагогических советов, методических объединений практически во всех школах страны, основой сообщений, докладов и квалификационных работ на четко организованной системе повышения квалификации учителей всей большой страны, заметную роль в которой играли сотрудники Академии.
В начале 1970-х годов в стране была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию. Ученым предстояло провести серьезную работу по повышению научного уровня преподавания, определению путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации; применению технических средств в обучении и воспитании, совершенствованию форм взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи.
Начав активную работу по выполнению поставленных задач, Академия стала общесоюзным центром притяжения учительства страны. Практически каждый научный сотрудник продолжительное время проводил в школе на уроках, внешкольных мероприятиях, вел активную опытно-экспериментальную работу, помогал педагогам и воспитателям наладить эффективную деятельность по реализации поставленных государством задач по образованию и воспитанию школьников.
В те годы научный сотрудник Академии, ставший автором книги, брошюры или даже простой научной статьи, выступал не только очевидцем, но и активным участником всего того, что происходило на уроке, классном часе, в школьном дворе или на экскурсии. Тем самым он своим примером показывал, как нужно реализовывать одну из важнейших задач того времени, состоящую в том, чтобы сделать каждого ученика активным участником учебно-воспитательного процесса, научить его деятельной самостоятельной работе.
Важнейшей задачей Академии стала разработка вопросов содержания образования, повышения роли учащегося в освоении знаний. Все это диктовало настоятельную необходимость новых подходов в дидактике, в частности, проблемного обучения. Известные дидакты Исаак Яковлевич Лернер и Михаил Николаевич Скаткин классифицировали методы обучения, выделив проблемный метод, при котором новый материал усваивался учащимся через создание проблемной ситуации. Это стало поистине поворотным моментом в организации учебного процесса в отечественной школе – ученики стали не только обучаться учителем, но и самостоятельно приобретать знания на основе решения проблемных задач.
Ученые Академии принимали самое активное участие и в масштабных работах, существенно влиявших на судьбы целых народов нашей многонациональной страны. Сегодняшнему поколению, особенно молодому, трудно представить, что в 1970-х годах в Российской Федерации стоял вопрос о совершенствовании и даже о создании алфавитов у ряда коренных народов Севера. А документы Государственного архива Российской Федерации сохранили память и об этой важной и ответственной работе, политическое значение которой в те годы было огромным. Министерство просвещения РСФСР создало научные коллективы, задача которых состояла в том, чтобы у каждого, пусть даже очень малочисленного народа, населяющего нашу великую и бескрайнюю страну, была своя собственная письменность – основа национальной культуры и просвещения. Был составлен специальный план, согласно которому не позднее середины 1980-х гг. для каждой народности Севера создавался собственный алфавит и на его основе планировалось издавать учебную литературу для всех классов средней школы. Важную роль в этом играли ученые Академии.
Проводилась активная работа, направленная на совершенствование содержания образования. В первой половине 1970-х гг. было написано более 100 новых учебников и большое число разнообразных методических пособий.
В те годы в Академии целенаправленно развивались исследования в области воспитания. Это была не только теоретическая работа. «Примерное содержание воспитания школьников», разработанное в 1970-е годы Иваном Сергеевичем Марьенко, членом-корреспондентом Академии, быстро стала настольной книгой в каждой школе Советского Союза, наряду с большим числом методических пособий по работе с школьными комсомольскими и пионерскими организациями. Все эти издания заменяли педагогу и наставнику тех лет информацию сегодняшнего Интернета и были крайне востребованы. Тираж наиболее популярных изданий исчислялся десятками, а порой и сотнями тысяч экземпляров.
Все наработки ученых были плодом не только теоретических исследований и размышлений. Они проходили тщательную апробацию в образовательных учреждениях всех типов, во всех уголках Советского Союза.
Без этой повседневной, творческой и целеустремленной работы вряд ли можно было говорить о широком признании научно-практических результатов деятельности Академии педагогических наук СССР, которые стали главным ориентиром при формировании содержания и методов обучения в советской школе, разработке основных направлений воспитания молодого поколения граждан страны, которому предстояло волей исторических судеб пережить коренные социально-политические изменения.
В период становления новой российской государственности изменились и подходы к образованию и воспитанию, что сказалось и на Академии, которая в 1991 году стала называться Российской академией образования. Организаторы Академии, в которую без выборов имели право войти члены АПН СССР, видели ее высшей научной самоуправляемой организацией в области образования.
Как государственная научная структура Академия продолжила традицию АПН СССР – служить отечественному образованию, активно участвовать в реализации образовательной политики.
В1993 году Институтом теоретической педагогики и международных исследований в образовании под руководством академика РАО Б.С. Гершунского был разработан проект Федеральной программы развития образования в России. Российская академия образования в то время активно выступала за сохранение социальной направленности образования в качестве основы ее дальнейшего развития, против огульного перехода школьной системы на рыночные отношения, сохранение гуманистических начал, свойственных отечественному просвещению на всех этапах его исторического развития.
Расширились теоретические исследования. Новым направлением исследований стало изучение развития образования на постсоветском пространстве. Ученые Академии принимали деятельное участие в разработке и реализации образовательных стандартов.
С начала нового тысячелетия основной задачей академической науки стало научное осмысление и сопровождение процесса модернизации отечественного образования. Была принята и реализована пятилетняя программа исследований на 2008-2012 годы в рамках программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
Были разработаны важнейшие аспекты содержания образования стратегии и технологии развития образовательных систем. Академия продолжила изучение проблем оптимизации учебного процесса, воспитательной деятельности. В центре внимания ученых были ребенок и детство, учитель и наставник¸ родитель, проблемы профессионального обучения.
С 2014 года начался новый этап истории Российской академии образования. Ее институты были переданы в ведение федеральных органов исполнительной власти, а основной задачей Академии стала экспертная деятельность в области образования, обобщение и распространение прогрессивного отечественного опыта развития образования и достижений в сфере наук об образовании.
Сегодня в Академии кроме исторически сложившихся Отделений, успешно работают двенадцать Научных центров, Образовательный центр, Библиотека имени К.Д. Ушинского, Научный архив академии. Наши региональные Научные центры действуют в восьми федеральных округах. В субъектах Российской Федерации работает пятьдесят Научных центров РАО.
Академия стала центром научно-методического обеспечения деятельности органов государственной власти, ведущей экспертной организацией в области образования. Множится число проводимых мероприятий федерального уровня. Цифровые технологии позволяют принимать в них участие десяткам тысяч педагогов из разных регионов страны. Наш портал всегда открыт для любой школы нашей большой страны, любого учителя, воспитателя, наставника, заинтересованного в деятельном сотрудничестве.
Сегодня, подводя предварительные итоги Года педагога и наставника, сотрудники Российской академии образования с особым чувством признательности и уважения обращаются к богатому научно-педагогическому наследию своих предшественников.
Мы понимаем, что без осознания исторических уроков развития отечественной педагогической науки и практики нам практически невозможно будет выстраивать будущее российской школы. Слишком много кодов и смыслов накопила она за более чем тысячелетний период своего существования. Последние два века она развивается в тесной связи с отечественной педагогической наукой, важная задача в организации и развитии которой вот уже восемьдесят лет по праву принадлежит нашей Академии, которая, помня о своем прошлом, уверенно смотрит в будущее.
Сотрудники Академии помнят о том, что одна из главных ее задач – научное сопровождение современного российского образования. Как и 80 лет назад, при ее основании важно оптимальное сочетание традиций и новаций, прикладных и фундаментальных исследований. Дальнейшее развитие наук об образовании сегодня выступает необходимым условием поступательного развития российской школы. Нам крайне необходимо вновь обратить внимание на то позитивное, что было в истории школы и педагогической науки. Уважая многовековые традиции обучения и воспитания, накопленные мировой историей, мы должны отдать дань памяти и нашим предкам – соотечественникам, трудившимся на ниве просвещения многие века развития российского просвещения.
В 2023 году Академия возродила прием в аспирантуру. Совсем скоро, также, как и 80 лет назад, к нам придут педагоги-практики, методисты и управленцы для того, чтобы повысить свой научный уровень, обобщить накопленный опыт, чтобы совместными усилиями созидать российскую школу, в которой зарождается будущее нашей Родины, дорогой всем нам России.
А.В. Овчинников, член-корреспондент Российской академии образования
Комментарии