Научные музеи в наше время стремительно преображаются – на смену статичным экспонатам и табличкам «Трогать воспрещается» приходит интерактив. Это экспонаты, специально созданные для вовлечения посетителей в эксперимент. В них все можно трогать, разрешается также прыгать, топать и даже кричать, с тем чтобы самим потом сделать выводы. Похоже, именно это способно вновь вызвать интерес к науке у юного поколения. Но, если на Западе подобные музеи действуют давно, то в России на постоянной основе они стали открываться совсем недавно. Самые известные из них – естественно, в Москве. Мы расскажем и отчасти покажем вам, что они собой представляют. Серию репортажей начнем с московского музея «Экспериментаниум», который представляет собой в известной степени парафраз первого интерактивного музея в нашей стране – Дома занимательных наук Якова Перельмана, который существовал в Ленинграде в конце 30-х — начале 40-х годов прошлого века.
Даже в своем названии – Музей занимательных наук – «Экспериментаниум» подчеркнул свою преемственность с советским предшественником. Здесь есть даже современные варианты экспонатов музея Перельмана.
– К примеру, у Перельмана был потолок в черный горошек – и там был ровно миллион точек, и у нас есть ворота, на которых ровно миллион мелких звездочек, – призналась нам программный директор музея Ирина Кузнецова.
По словам Кузнецовой, они сейчас составляют подробное описание музея Перельмана – благодаря вышедшему на них бывшему блокаднику, который ходил туда постоянно и хорошо помнит его уникальные экспонаты.
Еще важнее, пояснила Ирина, им было сохранить дух детища знаменитого популяризатора науки. Поэтому в музее много место отдано оптическим иллюзиям и деревянным головоломкам. Принцип музея можно выразить в триаде «стеклянный, оловянный, деревянный» – здесь сознательно избегают электронно-виртуального подхода к действительности, возвращая современным детишкам возможность задействовать свои руки по полной программе.
– У нас вообще здесь музей деревянного зодчества по сравнению с тем же планетарием, – смеется Ирина.
Самое интересное, что 90 процентов содержимого делается в мастерских самого музея. Не разучились, значит, у нас еще руками работать! Есть, конечно, и технологичные экспонаты – совсем без них нынче не обойтись. Их закупали заграницей.
Прикладной характер музея сказывается и на его структуре, выстроенной просто-таки по школьному учебнику физики: вот раздел «Механика», вот «Оптика», «Молекулярная физика», «Электричество и магнетизм». Но одной физикой содержимое не исчерпывается – есть здесь и экспонаты, на которых можно проходить безопасность дорожного движения и анатомию (так, вы воочию увидите поллитра смолы, накапливающейся в легких курильщика за год) и еще много чего занимательного, не укладывающегося в узкие предметные рамки.
Музей занимает два больших этажа, но самое интересное, пожалуй, находится на первом уровне. Встречает посетителей веселая спиральная горка, которая на практике демонстрирует принципы скольжения и скорости. Налево – огромный стол и стул, под которые даже взрослые спокойно могут сходить пешком. Они меняет восприятие пространства и задают игровое настроение, предлагая отнестись к серьезным вещам без скуки. Так, с явлениями электромагнетизма вас познакомит… левитирующий магнит – двигая поверху туннеля из медных пластин один магнит, вы, как Дэвид Копперфильд заставляете другой, находящийся внутри, парить и двигаться.
А малышам нравится изучать силу трения при помощи пластиковых тарелочек, скользящих с разной скоростью по разной поверхности – деревянной, ворсовой и кожаной. А веревочка-фонтан – и вовсе один из хитов ребячьей программы: с помощью рычага, приводящего ее в постоянное движение с большой скоростью, ребята заставляют ее изгибаться и рисовать разные фигуры. Можно с визгом и азартом попрыгать через веревочку, а можно привести почти в вертикальное положение, как фонтан. Что и говорить, весело вот так изучать законы механики. Но если ваш ребенок – вдруг – все еще чувствует себя зажато, отведите его в черную комнату.
Зайти в одну шторку и выйти в другую – казалось бы, несложно. Однако я покрылась испариной – не из-за адской жары (здесь прохладно от кондиционеров), а оттого, что вдруг поняла, что я в полной темноте не могу найти выхода. Но как же это: ведь шторки совсем рядом?! Ой, мама, выпустите меня отсюда! Издав слабый писк, я, было, ринулась обратно, но взяла себя в руки и, снова зайдя в тупик, пошла вдоль него, рукой нашаривая выход. Наградой мне стало освобождение из тьмы.
– А многие дети визжат от страха! – взглянув на мое лицо, улыбнулась экскурсовод Надежда Петровна. – Зато после этого зажимы как рукой снимает… Однако комната учит и серьезным вещам – например, понимаешь, как чувствуют себя слепые люди.
После таких испытаний меня уже не испугала перспектива сесть на… гвозди, точнее на стул, сидение которого равномерно покрыто этими железками остриями вверх. Двое юных рахметовых передо мной хранили невозмутимое выражение лица, и я тоже рискнула – ну, жестковато, но сидеть можно. А еще подростков притягивает ударная установка в звуковой комнате и огромная кабина американского грузовика, которого дальнобойщики ласково зовут «Фред». В логово этой зверюги мальчишки и девчонки залезают по нескольку человек, самых маленьких подсаживают родители.
– Дай теперь мне порулить! – тянут они на себя большущую «баранку». Самые спокойные ложатся в специальное кресло для отдыха – так называемую люльку.
– Теперь посмотрите вниз прямо перед машиной: видите вы кого-нибудь? – спрашивает у ребят экскурсовод.
– Неа, – вертят головой мальчишки. Еще бы: с высоты в несколько метров не то, что малыша, взрослого не разглядишь, если он прямо перед грузовиком на дорогу выскочит.
– После этого ребята сами делают вывод, как нужно вести себя на дороге, – говорит гид.
Кстати, экскурсоводы «Экспериментаниума» – в основном студенты технических факультетов и вузов – МИФИ, МГУ. Они помогают детям и взрослым разобраться в том, как действуют механизмы и рассказывают занимательные истории о науке, – и это, кстати, отличительная особенность интерактивных музеев России: на Западе посетители обычно предоставлены самим себе, они сами изучают информацию и пролагают свою траекторию от объекта к объекту. Наши к самостоятельности не очень привыкли, и свобода может некоторым так ударить в голову, что они могут и экспонаты сломать. Одна бабушка, говорят, пыталась выломать блок с подвесной гирей, который демонстрировал систему подъема грузов. Впрочем, на посетителей здесь не сердятся – интерактивные экспонаты предполагают периодический ремонт. Тем более, что прогулка по музею чаще всего приносит положительные плоды, пробуждает фантазию: посетители присылают идеи новых экспонатов.
– Это не вечные двигатели, конечно, но интересных идей много, – признается программный директор музея.
В ближайших планах «Экспериментаниума» – проведение специальных уроков для школьников, которые даже смогут выполнить по ходу необычного занятия небольшую контрольную работу. Не только детей, но и взрослых способны привлечь и выступления известных ученых, которых музей будет приглашать в свой «Лекторий». Уже есть договоренности со специалистами биологического факультета МГУ, академиками РАН. Темы обещают самые интригующие.
А еще – музей хочет расширяться и приобщать к науке занимательно не только ребят из московского и ближайших регионов.
– Возможно, в некоторых крупных городах-миллионниках вскоре появятся наши филиалы, – поделилась с нами Ирина Кузнецова.
Что ж, наверняка эта идея окажется очень востребованной…
Фото автора
Комментарии