search
main
0

Антон Чехов, который писал для нас и во имя нас.

Есть на свете много писателей, которые обладают особой человеческой и писательской интуицией. Исследуя свою эпоху, они пытаются обобщить человеческую сущность, отметив как все лучшие, так и негативные черты. Более всего, на мой взгляд, это относится к творчеству Антона Павловича Чехова.

Это ведь он, пройдя тяжелейшие испытания в жизни, остался в нашем сознании  самым интеллигентным писателем, который смог через столетие сказать нам всю правду о нас же самих, предостеречь от духовной деградации.

Разве не сказано Антошей Чехонте об ужасе психушек, в которых гробили свободно мыслящих громовых и рагиных весь 20 век? Или нет сейчас полицейских надзирателей очумеловых, которые меняют своё мнение в зависимости от  того, кто и что им покажется выгодней? Неужели не живут среди нас ионычи, которые легко расстаются со своими мечтами, бесславно опуская руки и приспосабливаясь к любым жизненным обстоятельствам? Чинопочитание, лесть, пошлость, равнодушие (которое страшнее злобы), бессмысленная жестокость и ежедневное унижение человеческих прав и достоинств и сейчас процветает махровым цветом в современном обществе. А особенно, мне кажется, это относится к проблеме детства, которой и быть не должно априори. Чехов – писатель, которые поставил перед человечеством проблемы, требующие не только осознания их значимости, но и непременного их разрешения – тогда, сейчас, всегда! Потому что от этого зависит будущее нации, народа, каждой отдельно взятой личности. Во многих его сочинениях главные герои – дети, оказывающиеся беспомощными и беззащитными в беспощадном мире взрослых.

Некому защитить Ваньку от побоев и издевательств в одноимённом рассказе. Нечеловеческую по напряжению, выматывающую и физически и эмоционально работу выполняет 13-летняя девочка Варька, постоянно не высыпающаяся, в бессознательном порыве задушившая хозяйского ребёнка («Спать хочется»). В рассказе «Житейская мелочь» мы наблюдаем, как в жизнь детей вторгается ложь, и какой трагедией это может обернуться для восьмилетнего малыша. Перечитывая эти рассказы Чехова, можно проследить всю историю человеческого детства – от первых шагов двухлетнего Гриши, который не понимает ещё, зачем существует папа, до самоубийства гимназиста Володи. И в этом промежутке есть всё самое печальное: пробуждение интереса к деньгам при игре в лото («Детвора»), попрёки куском хлеба, власть родительского авторитета и домостроевских догм, зависть, соперничество, каторжный труд и неволя. Как часто мы и сейчас встречаемся с такими же житейскими ситуациями! Так своим творчеством Чехов защищал, сколько сил хватало, хрупкий мир сознания ребёнка; буквально кричал о разрушении его психики жестокостью и эгоизмом взрослых, со страшным равнодушием ломающих судьбы и жизни детей. Именно полученные в детстве и юности жизненные уроки позволили ему откровенно рассказать о проблемах малолетних в своих произведениях.

Истоки любой судьбы – в детстве. То, что человек испытывает в раннем возрасте, накладывает отпечаток на характер, мировоззрение, формирование личности. И какую же надо было иметь юному Чехову силу воли, чтобы остаться мягким, деликатным, любящим людей, пережив «пустыню отрочества», по словам Л. Н. Толстого, чтобы выдержав испытание одиночеством, не озлобиться, а стать ещё внимательнее к судьбам и проблемам окружающих людей! Всем известны слова, сказанные Антоном Павловичем Чеховым: «В детстве у меня не было детства». В письме к брату Александру он как-то написал, что деспотизм и ложь исковеркали его детство до такой степени, что «тошно и страшно вспомнить». И как бы не привлекала писателя возможность жить самостоятельно, как бы не желал он избавиться от опеки и деспотизма отца, от тяжёлой атмосферы купеческой семьи среднего достатка, Чехов не стремился полностью отделиться от семьи, как поступили его братья Александр и Николай. Эта живая боль воспоминаний, пронесённая через годы, позволила определить Чехову  грани возможного и неприемлемого для себя в отношениях с людьми. Это стало основой той моральной работы, самосовершенствования, которая совершалась в его душе всю жизнь. Её девиз: постоянно выдавливать «из себя по капле раба». Это значило поступать по совести, справедливо, уважая другую личность, сохраняя при этом и своё достоинство в любых жизненных ситуациях. Не дать вздорным амбициям, мелочности, пошлости, обидам и грубости овладеть твоим сердцем. Не для нас ли этот урок человечности и душевного подвига?!

Но вот ребёнок в мире Чехова становится взрослым, однако конфликтов с другими людьми, с самим собой не убавляется. Конфликт между постаревшими отцами и подросшими детьми затягивается всё туже и отягощается грузом взаимных обид, непрощённых долгов, соперничеством, разочарованием. Есть только один способ избежать этого – сохранить в памяти боль утрат и разочарований, но только не для истязания другого человека, а для того, чтобы другому не позволить испытать ужас, пережитый самому. Так это сделал Чехов. В письме 1877 года  он писал: «Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я никогда ничего не пожалею… Славные они люди,  и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал,  закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь,  в который они веруют и надеются, как немногие». Конечно же, не стоит прощать грубость, предательство и жестокость, но оставаться Человеком необходимо всегда.

Словами героя «Крыжовника» Чехов заклинает людей, чтобы они слышали у себя биение «молоточка совести», не засыпали безмятежно: ведь рядом есть всегда тот, кому необходима ваша помощь. Добро должно быть с кулаками, чтобы бороться с беликовыми, отравляющими нашу жизнь.

Это писатель, который не только знал о нас, но готов и сейчас помогать нам каждую секунду в нашем техногенном и урбанизированном мире создавать не кащеево царство, а мир справедливости, жить по законам милосердия и любви. Пока по чеховским заповедям не живёт мир, но так хочется надеяться, что наши дети о них вспомнят и понесут дальше, в иные века и эпохи – честное, мудрое, лукавое и тихое чеховское: «Будьте людьми, милые люди!».

Людмила Мельникова, учитель русского языка и литературы  академического лицея №4 при Бухарском университете, УзбекистанФото: http://selfire.com/2013/04/4446

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте