300 рублей за вход в Лабиринт страха. Об этике рекламы этого аттракциона на улицах города никто не переживает. И мало кого интересует, что подобные развлечения травмируют психику детей. Ужасы в России возрастного ограничения не имеют.
Иду я по городу, солнышко ласково греет, настроение чудесное и вдруг перед глазами высокая черная фигура без головы – только окровавленный обрубок шеи торчит из-под черного балдахина, отвратительную голову монстр держит в руке. Думаете, я рассказываю вам страшный сон? Ничего подобного! Промоутер в таком облачении уже не первый день курсирует по центральной пешеходной улице Нижнего Новгорода, распространяя флаеры и зазывая прохожих в Лабиринт страха. Многие от неожиданности вздрагивают, кто-то шарахается в сторону, кто-то возбужденно смеется. Причем, кажется, будто некоторых это даже забавляет. Моя же собственная первая реакция – легкий испуг, а затем волна возмущения: неужели совсем никого не заботит, что такой промоушен может быть кому-то сильно неприятен? А самое главное, ведь это зрелище может травмировать детскую психику! Существует же какая-то этика рекламы!
Я обратилась к промоутеру с вопросом: «А дети вас не пугаются?» «Пугаются», – честно признался он. «Так значит, такая реклама запрещена!» «Нет, не запрещена, это просто развлечение!» И не дожидаясь моих дальнейших пререканий, пугало кинулось раздавать флаеры подошедшим прохожим. Чтобы закончить свою мысль о вреде такой рекламы, особенно для маленьких детей, которые еще не способны отличить игру от реальности и выразить свои эмоции, я позвонила по номеру, указанному на флаере. И первое, что спросила: «С какого возраста можно посещать Лабиринт страха»? Сотрудник ответил, что с 12 лет, но при согласии родителей можно и раньше. (На сайте компании указано: 18+). Второй мой вопрос уже касался легитимности рекламы, вызывающей у многих прохожих отрицательные эмоции и явно небезопасной для психики маленьких детей. Вежливый голос на другом конце начал уверять меня, что их промоутер ходит по улице только вечером, когда маленьких детей там нет. (Еще лучше – встретить безголового призрака в темноте!) Это была откровенная ложь и к тому же весьма абсурдная. Во-первых, я сама видела его в разное время – как днем, так и вечером. А во-вторых, когда же работать, если ждать, пока все малыши не исчезнут с улиц: в теплое летнее время родители прогуливаются с детьми до позднего вечера. И страшно представить, сколько малышей уже получили сильный испуг, увидев монстра там, где они обычно безмятежно и весело гуляют. И что оставило это зрелище в их сознании? Это вопрос специалистам. А психологи как один утверждают, что ужасы маленьким детям противопоказаны, они могут привести к серьезным и длительным психическим расстройствам. Но в нашей стране, получается, ужасы не имеют возрастного ограничения. 300 рублей за вход в Лабиринт страха – это, очевидно, первостепенный фактор для организаторов рекламы этого аттракциона, об этике рекламы явно никто не переживает. И уж совсем не важно, что подобные развлечения не всем по душе. К примеру, далеко не каждый любит смотреть фильмы ужасов, у людей разное восприятие: кто-то после триллера может сразу спокойно заснуть, а кто-то еще долго не может избавиться от отвратительных образов. И, разумеется, впечатлительные натуры уж совсем не склонны лицезреть подобные сцены в повседневной жизни в каких-то неожиданных для себя ситуациях: например, во время приятной прогулки по городу. Настроение после такой встречи, наверняка, испортится. Значит, такая реклама наносит моральный ущерб. А что касается детей, тут, на мой взгляд, очевидное нарушение Федерального закона \”О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию\”. Но как защитить детей, если закон их не защищает?
Об авторе Анна Павловна Хохрина, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества имени В.П. Чкалова, Нижний Новгород
Комментарии