Дискуссии о путях обновления образования носят масштабный и острый характер, ибо с образованием связана практически каждая семья. И у нас есть все основания утверждать, что система зеленоградского образования активно развивается. Это результат самоотверженной работы всех, кто трудится в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования. Хочу поблагодарить зеленоградское педагогическое сообщество за ту большую работу, которая позволила нам в прошедшем году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании зеленоградского образования, вывести его на качественно новый уровень.
Каковы же наши стратегические планы на новый учебный год?Дошкольное образование – самая первая общественно-государственная форма, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создают прочную основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования в сочетании с семейной формой воспитания. За последние годы в Зеленограде немало сделано для повышения качества дошкольного образования. Для того чтобы детский сад стал успешным, он (кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов) также должен использовать современные образовательные технологии и методики. Третий год Департамент образования совместно с ЮНЕСКО реализует пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы». В процессе реализации пилотного проекта расширился круг участников и сформировался кадровый ресурс инновационного движения дошкольного образования Зеленограда. С 27 по 29 сентября 2010 года в Москве состоится Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Однако проведением Всемирной конференции в Москве процесс реализации пилотного проекта не заканчивается. Задача руководителей дошкольных учреждений – сделать накопленный опыт достоянием всех членов педагогического коллектива, с тем чтобы этот опыт привел к интенсивному поиску собственных решений, реализации удачных практик в детских садах. Необходимо, чтобы произошла собственная переоценка ценностей и авторитетов, где главным для педагога стало осознание себя как педагога-творца. Такие новые формы работы, как консультативные пункты для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, службы ранней помощи, лекотеки, семейные детские сады, центры игровой поддержки и группы кратковременного пребывания, пользуются большой популярностью у населения. Наша общая задача – создать условия, при которых все дети еще до поступления в детский сад могли бы пройти период адаптации, посещая занятия в таких группах и центрах. Однако для округа остается серьезной проблема очередности в дошкольные образовательные учреждения. Решая ее, мы приняли меры, направленные на ликвидацию дефицита мест в дошкольные учреждения. На 1 августа 2010 года согласно компьютерной базе данных Департамента образования по Зеленоградскому округу зарегистрировано 3190 детей, которым необходим детский сад, что на 15% больше, чем в прошлом году. Анализ показывает, что фактическая наполняемость дошкольных учреждений имеет неуклонный рост. Мы имеем четкие понятные планы по использованию всех имеющихся внутри системы резервов, планы по перепрофилированию помещений на следующий год, обеспеченные финансированием, для организации дополнительных мест в ДОУ и будем поэтапно решать проблему обеспечения местами в дошкольных учреждениях всех зеленоградских детей. В этом году по поручению мэра Москвы Ю.М.Лужкова Департаментом образования подготовлено распоряжение Правительства Москвы «О внеочередных мерах по ликвидации очередности в государственные дошкольные образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы в 2011-2012 годах». В соответствии с ним в 2011-2012 гг. нам предстоит:- строительство детского сада; – определение дополнительных ресурсов для создания дошкольных учреждений на базе малокомплектных школ, начальных школ – детских садов, блоках начальных школ. Приоритетными направлениями нового учебного года по обеспечению доступности дошкольного образования были определены следующие направления:- совершенствование системы комплектования дошкольных образовательных учреждений;- предоставление государственной услуги населению в электронном виде с 1 октября 2010 года по регистрации и зачислению детей в детский сад через Интернет;- расширение сети семейных детских садов, организации корпоративных детских садов.С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ вводятся Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный Федеральному государственному образовательному стандарту, который был принят для начальной школы. Новый нормативный документ – «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка.Реализация Федеральных государственных требований (ФГТ) – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов. Сложнее всего будет тем педагогам, которые привыкли считать занятие основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра. Кроме того, в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада включено взаимодействие с семьями детей. Каждое дошкольное образовательное учреждение должно разработать в соответствии с ФГТ основную общеобразовательную программу. Дошкольному отделу, окружному методическому центру необходимо оказать практическую помощь дошкольным образовательным учреждениям, испытывающим трудности в реализации ФГТ. ФГТ должны стать и составной частью системы повышения квалификации кадров и обмена опытом работы.Новый учебный год станет годом начала серьезных изменений в системе общего образования, связанных с продолжением реализации национальной инициативы «Наша новая школа», годом начала работы начальной школы на основе образовательных стандартов нового поколения. Для того чтобы успешно осуществить повсеместное внедрение новых стандартов, не только пилотные школы, а каждое общеобразовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу начального общего образования, определить способы реализации внеурочного компонента, а также модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. С введением стандарта в образовательной программе появится ряд принципиально новых разделов, связанных с проектно-исследовательской деятельностью, конструированием и робототехникой, экспериментальными и лабораторными работами. Впервые в стандарте появились требования к условиям обучения, которые требуются для достижения требуемого современного качества образования, сформирован адресный перечень первоочередного оборудования школ (прежде всего пилотных), реализация которого, конечно, зависит от финансирования этого проекта в 2010-2011гг.Новый стандарт начального образования впервые определил требования к ИКТ – компетенции ученика и учителя и коренным образом изменил подходы к формированию информационной среды учреждения. Если за последние годы в основной и старшей школе она была практически создана, то в начальной школе информационная среда не сформирована. В каждую экспериментальную школу приобретены (и уже поставляются) предметные кабинеты начальной школы по математике, русскому языку, естествознанию, музыке, оснастили их по схеме: автоматизированное рабочее место учителя и 1 передвижной компьютерный класс на 4 параллели. Успех внедрения новых образовательных стандартов невозможен без тесного взаимодействия с родительской общественностью и активной просветительской деятельности. Поэтому помимо традиционных форм вовлечения родителей в образовательный процесс, таких как тематические лектории, собрания, конференции и «круглые столы», необходим поиск новых. В старшей школе новый учебный год также начнется с организационных преобразований. В качестве ведущего для активизации управления в обеспечении эффективности и качества среды школьника избран ресурсный подход.Для создания механизмов развития и распространения инновационных педагогических практик образовательные учреждения, достигшие научно обоснованных позитивных педагогических результатов по актуальным проблемам, определенным национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», обладающие потенциалом для трансляции инновационного опыта, переходят в режим ресурсного центра как инновационного комплекса. Это школа №1194, «Школы здоровья» №№ 1702 и 1701, гимназия №1528. Планомерная работа по переводу учреждений на профильное обучение, которое мы ведем на протяжении ряда лет, позволила 88% школ округа осуществить переход на разноуровневые программы. Но подавляющее большинство школ монопрофильны. Для того чтобы значительно расширить учащимся возможность выбора и с целью обеспечения развития сетевого взаимодействия по организации и сопровождению профильного обучения, окружным управлением образования утверждены 11 базовых школ по профильному обучению как инновационные комплексы в системе зеленоградского образования. Это ОУ №№616, 638, 853, 1050, 1149, 1150, 1353, 1528, 1557, 1740, 1912.В новом учебном году управлению образования и методическому центру необходимо обеспечить организационно-методическое сопровождение работы базовых школ по каждому профилю и сетевое взаимодействие. Все эти меры помогут нам в 2010-2011 учебном году обеспечить 100%-ный переход на профильную модель обучения и тем самым повысить качество образования. Предпрофильное и профильное обучение – одно из значимых звеньев профессионального самоопределения. Вместе с тем даже учащимся профильных классов порой бывает непросто осознанно выбрать профессию и найти свое место в жизни. Поэтому одна из приоритетных задач – продолжить формирование системы профессионального самоопределения и социальной адаптации. Профориентационная работа должна строиться с учетом возрастных особенностей ребенка и носить непрерывный характер на протяжении всего периода его воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение должно стать составной частью образовательной программы школы.Продолжая развивать у ребят интерес к проектной деятельности и научно-техническому творчеству, в новом учебном году Департамент образования проведет городской фестиваль под девизом «Я и мой город». Традиционно состоится и окружной фестиваль НТТМ. В рамках фестиваля ребятам будет предложено выполнить актуальные сегодня проекты для отраслей городского хозяйства или прорывные проекты, позволяющие заглянуть в будущее. В разделе заданий «Актуальные проекты для отраслей городского хозяйства» особое внимание необходимо уделить проектной и исследовательской деятельности в области бережного отношения к природным ресурсам.В 2009 году в России стартовал проект «Школа инноваций», направленный на популяризацию и повышение престижа научных знаний. Проект открывает новые возможности в формировании у школьников мотивации в выборе профессиональной деятельности, связанной с наукой, технологиями и техникой. В 2010-2011 учебном году будет проведен следующий этап этого проекта «Формирование инновационного потенциала школьников». Зеленоградские школы должны активно включиться в его реализацию. Задача руководителей учреждений образования, методической службы – организовать тематические семинары и осуществить всестороннюю адресную методическую помощь учреждениям и учителям естественно-научного цикла. Путь к возрождению России лежит прежде всего через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная. И учреждения образования призваны сыграть в ее решении ключевую роль. Формирование гражданской позиции, уважения к каждой странице отечественной истории, культурным ценностям, к памяти предков, возрождение духовности – вот главные задачи гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.В январе, в канун 150-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова, стартовал культурно-образовательный проект «Литературный венок России». Этот проект, с одной стороны, несет идею славы, которой увенчана литература России, с другой – идею единства и преемственности отечественной культуры. В числе мероприятий проекта одной из форм самовыражения личности учащихся стало 6-часовое сочинение по литературе, проведенное в 10-х классах образовательных учреждений весной этого года. Эта форма должна войти в учебные программы и стать традиционной. Наряду с раскрытием творческого потенциала школьников у ребят в значительной мере повысились интерес к книге и культура чтения. В сентябре культурно-просветительский проект вступит в свой заключительный этап. Для закрепления достигнутых результатов и трансформации их в повседневную культуру школьной жизни руководителям образовательных учреждений, методическому центру необходимо в 2011 году продолжить проведение литературных гостиных и салонов, читательских и научно-практических конференций, творческих конкурсов для учащихся и учителей, сделав их традиционными.Ни для кого не секрет, что в последние годы этнодемографическая ситуация столицы претерпела серьезные изменения. В силу различных политических и социальных причин Москва с конца прошлого столетия стала полюсом миграционного притяжения. Воспитать у учащихся понимание того, что московское и российское общество составляют граждане разных мировоззрений, этнических и культурных традиций, научить противостоять негативным стереотипам и этническим предубеждениям – приоритетное направление учебно-воспитательного процесса каждого образовательного учреждения.Одна из форм проявления толерантности – сопереживание и соучастие в судьбе другого человека. В Зеленограде проживает более 700 детей-инвалидов. С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Его ввод в действие станет началом серьезных изменений в организационно-правовом положении учреждений всего социального комплекса города Москвы, включая и учреждения образования. Переход на новые типы (автономное, бюджетное или казенное учреждение) потребует от руководителя учреждения новых профессиональных компетенций в области менеджмента и финансово-экономической деятельности, в том числе в вопросах экономного расходования ресурсов. В рамках подготовки к переходу на новые типы учреждений окружное управление образования приступило к адресной организационной работе с руководителями учреждений, прежде всего информационно-разъяснительной, и широкому обсуждению новых организационно-правовых форм с педагогической и родительской общественностью. Основой деятельности учреждения образования нового типа будет выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг, установленных учредителем. Главная же задача, которая сегодня стоит перед руководителями образования, не допустить возникновения социальных рисков, связанных со снижением качества образования. То есть при переходе на новые организационно-правовые формы должны быть полностью сохранены не только объемы и спектр бесплатных услуг основного и дополнительного образования, но и обеспечена возможность дальнейшего инновационного развития образования, основные векторы которого определены программой «Столичное образование-5». И конечно, необходимо обеспечить контроль за соответствием содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений, контроль за исполнением федерального законодательства и законодательства Москвы в области образования.Основные направления, с которыми предстоит работать в ближайший год, это создание условий для активного использования инновационных ресурсов и образовательных технологий для реализации новых принципов непрерывности образования и воспитание навыков его получения в течение всей жизни (от принципа «Образование для жизни» к принципу «Образование на протяжении всей жизни»), удовлетворение потребностей жителей округа в образовательных учреждениях высокого уровня, включая школьное, дошкольное и дополнительное образование.Год учителя прошел золотую середину. Программа Года учителя под девизом «Без успешного учителя нет успешных реформ!» в округе поэтапно реализуется. Сегодня учитель обязан знать гораздо больше своего предмета, необходимы знания и новейших технологий, и современного оборудования. Повышаются требования и к руководителю учреждения образования, ведь он и педагог, и психолог, и организатор, и менеджер, а теперь должен быть и неплохим финансистом.В новом учебном году окружным управлением совместно с руководителями учреждений образования будет организована работа и по подготовке к переходу на новую систему оплаты труда работников образования. Переход на новую систему оплаты труда предоставит руководителям образовательных учреждений возможность дифференцировать заработную плату учителей, преподавателей и воспитателей в зависимости от качества их работы.Инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Рейтинг большинства наших учреждений в зеленоградском образовательном пространстве достаточно высок. Многие учреждения на слуху, в них стремятся родители. На самом деле в последнее время в округе появилось много учреждений, не менее успешно реализующих образовательный процесс. Вот об этом и нужно как можно больше рассказывать родителям.Поэтому очевидна необходимость проведения ежегодных дней открытых дверей в каждом учреждении, чтобы родители посетили открытые уроки и занятия, прекрасно оборудованные кабинеты, ознакомились с использованием современных информационных технологий.
Комментарии