Анна Дмитриевна зовет детей «зайчиками», «кисками» и «лапками». Хотя на память в свои 30 не жалуется и всех 1037 учеников из 40 классов новосибирского лицея «Надежды России» помнит по именам. Но юным «надеждам» нужны нежность и внимание. Лицей №22 – один из самых престижных в Новосибирске, учатся там дети вполне благополучных родителей, и именно потому у них немало проблем. А помогать им и есть работа лицейского психолога Анны Дмитриевны Шмаковой.
Больше всего ее тревожит одиночество детей – мамы и папы учеников заняты зарабатыванием денег, построением карьеры, и большинство любимых чад растут под присмотром нянек и гувернеров.
– А спроси любого малыша из начальной школы, с кем он хочет встретить Новый год, ни один не скажет: «С няней». Им нужны близкие значимые люди и в праздники, и в будни, – грустит Анна Дмитриевна.
В 2006 году Анна Шмакова победила на городском конкурсе «Психолог года», хотя изначально собиралась быть учителем начальных классов. «Клинический случай», – смеется над собой. С детства рассаживала вокруг себя кукол и мишек, пытаясь втолковать им грамоту. Училась в гуманитарном классе, все лето с удовольствием проходила практику на детской площадке с малышней. Мама с папой – отнюдь не гуманитарии – не спорили, дав дочери полную свободу выбора собственного пути. После окончания факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета пришла работать в школу с радостью. Трудность была только в одном – учительский день оказался куда насыщеннее и уж тем более ответственнее студенческого. А находить общий язык с детьми и взрослыми Анна всегда умела. Потому что изначально верит в лучшие человеческие качества. Доброта не всегда ей во благо – и в магазине обсчитывают, и в автобусе хамят, а она все равно верит в людей. Упорная.
Не знаю, как окружающее человечество, а «надежды России» – от мала до велика, от первоклассника до опытного педагога – отвечают ей тем же. Психологом Анна стала уже заочно – педагогических знаний показалось мало. Она умеет говорить с детьми на их языке и вместо сухого «здравствуйте» весело кричит: «Привет!» Она с интересом вовлекается в детские занятия, выбирая, впрочем, созидательные. Самое интересное, что и лицей заразился идеями Анны Дмитриевны и теперь тоже с удовольствием играет вместе с ней. Во дворе школы есть знаменитая песочница – место «паломничества» и больших, и маленьких. «Песочная психотерапия» – целое течение в науке. Но лицеисты просто, без науки – вместе с Анной Дмитриевной или без нее – что-то там лепят, сыпят, отдавая песку негативные эмоции, заодно вспоминая море, лето и пляж. И в самом деле – на душе становится светлее.
Впрочем, мне кажется, светлеет на душе уже при виде Анны Дмитриевны – ее окружает облако, в которое немедленно втягиваешься, – спокойствия, доброжелательности и веры в лучшее. Прямо благодать нисходит – кстати, именно это и означает ее имя. Не зря ее любимые игрушки-талисманы – ангелы – украшают кабинет психологической службы лицея №22, которым руководит Шмакина. У Анны Дмитриевны, которая в 2007 году стала еще и лучшим учителем России в рамках национального проекта «Образование», свой взгляд на работу школьного психолога. Она очень много работает с учителями. Ибо убеждена – школа массовая, до души каждого ребенка даже три лицейских психолога не смогут достучаться, потому более эффективно действовать через педагогов.
Свою маленькую семью – маму и мужа – Анна любит больше всего на свете. А учителям, которые говорят, что любят учеников, не верит. Невозможно любить всех. Но можно и нужно понимать их, принимая такими, какие есть. Есть, правда, еще один человек, который ей очень-очень нужен. Он пока не пришел в этот суровый мир – наверное, потому, что его будущая мама очень занята его исправлением. Но ангелы-сувениры в кабинете Анны Дмитриевны и ангелы-хранители, незримо витающие где-то рядом с ее головой, наверняка уже работают над этим.
Комментарии