Учебный год 2011-2012 прошел для меня под знаком конкурса «Педагог года Москвы», завершившегося выступлением с социально значимым проектом в финале в «Крокус Сити Холле» 17 мая.
Однако для финалистов многие профессиональные открытия и интересные встречи были еще впереди – Департамент образования организовал победителям номинаций стажировки. Для меня – специалиста с дипломом учителя английского и немецкого языков – было особенно значимо, что кроме стажировки в Германии, Департамент образования и Британский Совет предложили мне еще и курс обучения в Англии. Несмотря на устоявшийся стереотип о дождливой погоде, Лондон порадовал приветливыми солнечными лучами. Город Норвич, в котором располагался университет, где мне предстояло пройти курс повышения квалификации, находится в двух часах езды от Лондона, что дало возможность почти целый день провести в столице Великобритании. Лондон в последний день Олимпиады был многолюден и многолик, иностранная речь звучала не реже, чем английская. Норвич оказался противоположностью – небольшой уютный город с английским характером. Программа обучения в Norwich Institute for Language Education по выбранной мною программе «Тонкости английского языка, методика его преподавания и разработка педагогических материалов» была рассчитана на две недели. Характерно, что более половины лекций и семинаров курса были разработаны по запросам слушателей. Поэтому за несколько недель до курса каждый выбравший эту программу заполнил подробную анкету, обозначив свои ожидания и образовательные запросы. Надо сказать, что анкетирование слушателей проводили в течение обучения несколько раз. Через анкеты вуз уточнял наши образовательные потребности и удовлетворенность как учебной, так и бытовой стороной студенческой жизни. В российской образовательной системе в последнее время также становится популярным опрашивать учащихся и родителей по удовлетворенности работой учебного заведения, его подразделений или отдельных учителей, однако часто это анкетирование ставит своей целью оценку деятельности, а не формирование запроса на конкретное содержание и формы работы, ведь они определены централизованно государственным стандартом. Другая отличительная особенность курса повышения квалификации в Англии – разнообразие форм работы. Были и классические лекции, и семинары, и много заданий в парах и мини- группах. За две недели я поработал в паре с каждым из семи одногруппников и познакомился со многими студентами из параллельных групп. Были и совсем необычные формы работы, например, в первый день мы должны были пройти по определенному маршруту и опросить местных жителей в отношении достопримечательностей города и жизни горожан. Порадовала социальная программа университета – мы посетили некоторые знаковые места Англии, включая Кембридж. Посещение знаменитого книжного магазина издательства Cambridge University Press хотя и обернулось бедствием для кошелька, но стало праздником для души. А вот за посещение государственных музеев никакой платы англичане не берут, что, на мой взгляд, весьма похвально и поучительно.Одним из самых важных аспектов командировки стало общение в международной среде. Оказалось, что европейские коллеги сталкиваются во многом с теми же проблемами, что и российские учителя. Это большая наполняемость классов (30-40 человек), недостаточное количество часов на изучение некоторых предметов, проблемы качества образования в свете новых вызовов современности. Последние занятия были отведены мастер-классам слушателей. Было любопытно наблюдать национальный почерк в преподавании у учителей разных стран: точность и образность речи рассудительного учителя из Японии, эмоциональное выступление коллег из Испании, убедительная речь и жестикуляция преподавателя из Турции. Когда показать мастер-класс пригласили меня, я представил иностранным коллегам свою запатентованную разработку ГрамИК для обучения грамматике и английские учебные карты, с которыми выступал в финале «Педагога года Москвы». Зарубежным коллегам идеи тоже показались интересны, несколько моих пособий отправились на апробацию в Испанию, Турцию, Румынию и Японию, а на перспективу было решено пригласить зарубежных специалистов к нам в Московский городской педагогический университет. Сроки окончания стажировки совпали с концом лета, я возвращался домой не только с обновленным багажом методов, средств и приемов обучения, но и иным видением языкового образования в целом, а главное – с новым ощущением себя и своей профессии. Оглядываясь на конкурс, хотел бы сказать спасибо тем людям, благодаря которым профессиональное испытание превратилось в профессиональный праздник.Петр СТЕПИЧЕВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Института иностранных языков МГПУ, победитель Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2012» в номинации «Молодой преподаватель вуза»
Комментарии