Центральным событием Недели профессионального образования, прошедшей в Коми, стал конкурс педагогов системы профессионального образования «Преподаватель года-2015». Организованный Министерством образования и Коми республиканским институтом развития образования конкурс прошел в республике впервые и был призван способствовать раскрытию творческого потенциала и развитию профессиональной активности преподавателей, расширению диапазона их профессионального общения. Конкурсное испытание педагогов состояло из трех туров. На первом – «Моя формула успеха», прошедшем заочно, участники ознакомили членов экспертной комиссии со своими методическими разработками. На втором – «Я профессионал» – педагоги представили свои визитные карточки. На третьем туре – «Урок – вершина мастерства» – участники провели открытые занятия с незнакомой студенческой аудиторией.
Первым быть всегда труднее. Однако испытать себя в конкурсе профессионального мастерства отважились сразу 25 педагогов из 12 муниципалитетов республики. Лидером по количеству участников стали Сыктывкар и Воркута – сразу 10 столичных педагогов боролись за звание лучших, великолепной четверкой профессионалов была представлена Северная Фиваида нашей республики.Активными участниками конкурса стали преподаватели химии, английского языка и математики. То, что борьба между педагогами гуманитарных дисциплин и точных наук разгорится нешуточная, стало понятно уже на втором этапе конкурса – «Визитной карточке». Объяснил такую волю к победе каждый педагог по-своему. Так, преподаватель химии Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума Татьяна Шехурдина призналась, что ее выпускникам предстоит работать на крупнейшем в Европе предприятии – Сыктывкарском лесопромышленном комплексе, основные технологические процессы которого напрямую связаны с той дисциплиной, которую преподает Татьяна Аркадьевна. Кульминационным в своей преподавательской деятельности педагог считает момент, когда студент понимает, для чего он изучает химию и как будет использовать полученные знания в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Дойти до этого этапа непросто.- Существуют три основные стадии, которые я прохожу со своими ребятами, – делится профессиональными секретами Татьяна Аркадьевна. – Первая – это узнавание, я обязательно диагностирую своих студентов, выясняю, из каких районов Республики Коми или регионов России они приехали, чтобы узнать, в каких условиях они учились и какие ключевые знания у них уже сформированы. Вторая стадия – привыкание, студенты должны привыкнуть ко мне, а я к ним. Третья стадия – пробуждение, на которой ребенок понимает, что все гениальное просто и химия не такая страшная наука, как это казалось в школе. Всегда можно провести эксперимент и сделать выводы, и вот тогда наступает стадия понимания, достичь которую помогают 14 вариантов рабочих тетрадей, составленных педагогом и основанных на практико-ориентированных заданиях, которые предполагают поиск информации и формируют основные ключевые компетенции и позволяют дать достоверную оценку результатов деятельности.Задачи сложнее приходится решать учителю английского языка Сыктывкарского индустриального колледжа Ирине Газизовой.- Наш колледж выпускает специалистов рабочих направлений строительной индустрии. «Зачем строителю, электрику английский язык?» – часто могу слышать эту фразу на первом занятии, – сетует педагог.Поэтому Ирине Александровне приходится строить свой дом – профессиональный процесс из маленьких кирпичиков-компонентов – это инновационные педагогические технологии, знание дисциплины, творческий подход, языковая практика, самообразование, любовь и уважение к студентам. Но фундамент возводимого Газизовой дома – это любовь к профессии, любовь к своему предмету.- И поэтому вся моя деятельность сводится к тому, что начиная с первого урока и до четвертого курса я должна показывать все положительные стороны изучения английского языка. Но главная цель моей деятельности – научить думать, анализировать, понимать, не заучивая тексты, а зная грамматические структуры, обладая лексическим запасом, уметь строить предложения.Отрадно было видеть на конкурсе и педагогов, которые в системе профессионального образования работают недавно, но их опыт уже был интересен и мэтрам отрасли. Одна из них – Наталья Касева, преподаватель химии, биологии Сыктывкарского автомеханического техникума. Наталья Николаевна начнет свое приветствие на языке коми: «Видза оланныд», но будет сохранять интригу до заключительного этапа своего выступления, в который мы попадем только после увлекательной экскурсии по удивительной стране техникума.- Здесь каждый день не похож на предыдущий, – признается Наталья Николаевна, – и каждый миг – это поиск чего-то нового.Как оказалось, находиться в постоянном движении молодого педагога заставляют студенты, которые вдруг решили, что химия для них неглавный предмет.- И я не стала их переубеждать, а решила на практике доказать обратное, – продолжает свой рассказ Наталья Николаевна.Для этого педагогу пришлось применять современные педагогические технологии, использовать проектные методы, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проводить игровые, бинарные уроки, но лучше всего зарекомендовала себя педагогика сотрудничества.- На первом этапе я стала проводить свои занятия непосредственно в учебных мастерских, на этих занятиях студенты чувствуют себя настоящими специалистами. Мое новшество коллеги оценивали по-разному: одни приветствовали, другие не понимали. Но свои идеи я продолжала воплощать в жизнь. Самое главное – студентам на таких занятиях стало очень интересно! Ведь оказалось, что загадочные антифризы, бензин, смазочные масла – это те химические материалы, от качества которых будет зависеть возникновение эксплуатационных неисправностей.Другое нововведение, которое успешно удалось применить участнице конкурса, было связано с сельскими студентами. Приехав из отдаленных уголков республики, они пытались общаться с учителем на родном коми языке.- Понять мне их было непросто, ведь они совершенно не умели формулировать свои мысли, и тогда я стала некоторые фрагменты занятия строить на языке коми. Восторг был необычайный. Ребята с удовольствием восприняли такую идею проведения учебного занятия. Хотя им и сложно было выговаривать химические фразы на языке коми, но они видели, понимали, что родной язык коми не умер, а живет!И такой труд Наталье Николаевне приходится вкладывать в каждый свой урок, чтобы поддерживать интерес студентов к изучаемому предмету.Но, как оказалось, не оставляет без внимания своих воспитанников Наталья Касева и после занятий. Организованный ею при общежитии учебный кружок позволил ребятам погрузиться в мир увлекательной химии, а их близкие и друзья стали со временем получать оригинальные подарки, сделанные руками студентов Натальи Николаевны, например, кусочки красочно оформленного мыла.Ирина Витальевна Михайлова, преподаватель математики Микуньского железнодорожного техникума, погрузила нас в мир информационных технологий, а в рамках своей презентации ознакомила с теми программными средствами, с которыми работает. Одна из них – технология составления интеллект-карт с использованием программы Concept Draw MINDMAP Professional Ru. Программа, разработанная на основе теории радиантного мышления Тони Бьюзена, позволяет педагогу и ее ученикам строить красочные карты памяти, которые помогают упорядочить информацию и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.Север Коми был представлен участниками из городов Печора, Инта. Но все же запомнились своим одновременно традиционным и в то же время необычным подходом к преподаваемому предмету педагоги из Воркуты.Так, ведущий преподаватель горных дисциплин Воркутинского горно-экономического колледжа Юрий Печкуров активно использует на занятиях свой многолетний практический опыт профессиональной деятельности.- Я работал на градообразующем предприятии «Воркутауголь» более 30 лет! – удивляет Юрий Геннадьевич. – Начинал свою деятельность, как все, с низших слоев профессии, со слесаря, а завершил карьеру уже главным инженером предприятия.После этого им и было принято решение перейти в систему профессионального образования – Воркутинский горно-экономический колледж, выпускником которого является Печкуров.- Моя дисциплина – это автоматизация производства. Профессия шахтера – опасная и сложная, ведь когда человек спускается в земную глубь, а над головой у него километровый слой породы, это психологически влияет на его рабочую активность, усложняют положение рабочего под землей и внезапные горные выбросы, горные удары, содержание концентрации газа метана. Автоматические процессы, которые студенты изучают на моих занятиях, помогают решить эти проблемы и обезопасить труд шахтера.Преподаватель Воркутинского медицинского колледжа Светлана Кузнецова уже давно для себя вывела формулу развития успешного специалиста: системно-деятельностный подход + технология проблемно-ситуационного обучения = компетентный специалист.Активно используя на своих уроках системно-деятельностный подход, Светлана Александровна одним из средств его реализации выберет проблемно-ситуационное обучение. Актуальность использования данного обучения, по мнению педагога, заключается в том, что позволяет студентам по-иному думать, действовать, формирует прогрессивный стиль мышления. Сущность проблемно-ситуационного обучения заключается в разборе конкретной ситуации, которые учитель предлагает студентам из реальной жизни. Невыдуманные ситуации вызывают стремление к самостоятельному поиску путей, способов и средств рационального решения проблемы, а в конечном счете к развитию личности через формирование универсальных учебных действий средством дисциплины «Анатомия и физиология человека».Награждение лучших педагогов состоялось в Коми республиканском агропромышленном техникуме. Отличным подарком для учителей, прошедших три сложных конкурсных этапа, стал концерт, сотканный из лучших номеров, подготовленных студентами профессиональных образовательных организаций – участников республиканского конкурса «Я вхожу в мир искусства».По результатам трех конкурсных туров звания «Преподаватель года-2015» была удостоена учитель английского языка Сыктывкарского индустриального колледжа Ирина Газизова. «Серебро» конкурса у Ирины Михайловой, преподавателя математики Микуньского железнодорожного техникума, «бронза» отправилась в Печору вместе с Еленой Пыстиной, преподавателем химии Печорского промышленно-экономического техникума.Республика Коми
Комментарии