search
main
0

Ангаже, малыш. Проект «Танцуем вместе с мамой»

В 2000 году мы начали экспериментальную работу по созданию групп «Мать и дитя» на базе детской школы искусств №4 города Екатеринбурга. Идея принадлежала выпускникам школы, которые хотели, чтобы их дети начали свой путь в искусство в стенах родной школы. Таким образом, была набрана первая группа детей в возрасте полутора лет. Нашими целями было воспитание эмоциональной отзывчивости, приобщение к искусству во всем его многообразии и повышение уровня педагогической культуры родителей наших маленьких учеников.

Татьяна НЕЧАЕВА, преподаватель ритмики детской школы искусств №4 Екатеринбурга, победитель XII конкурса «Сто друзей»

Дети и родители – пути сближения

Необходимость приобщения ребенка к миру искусства с самого раннего возраста сегодня доказана врачами, психологами и педагогами. Так, академик М.Л.Лазарев доказывает, что музыка, движение и цвет – благоприятные условия для формирования умственной деятельности ребенка начиная с самого рождения. Роль семьи в этом процессе трудно переоценить.

Между тем исследователи семьи отмечают снижение уровня ее воспитательного потенциала, роли семейных ценностей, говорят о кризисе современной семьи. Сегодня нормой стали неполные семьи, детская беспризорность, непонимание и отчужденность детей и родителей. Система детско-родительских отношений нуждается в глубоком переосмыслении. Ведь для нас важно не только то, как вырастут наши дети, но и то, какими родителями станут в свое время. Гармоничное состояние ребенка, согретого любовью, пониманием и поддержкой окружающих, – основа его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства гуманности и ответственности к окружающему миру. Но это возможно только в случае приобретения опыта доверительных, партнерских отношений. Хорошо, если такой опыт приобретен в собственной семье, а если его нет?

Развитие каждого ребенка уникально, и нужно понять смысл происходящих с конкретным ребенком изменений, помочь ему в его уникальном индивидуальном развитии. Однако для нас важно было не просто выдать родителям какие-то аксиомы, а создать ситуацию взаимопонимания ребенка и родителя. Для маленького ребенка участие в совместных с родителями действиях – опыт социального, общественного существования, способ получения знаний, умений, навыков, необходимых для развития. Очень важно переживание внутреннего единства с родителями, которое формируется только в совместной творческой деятельности.

Танец как семейная терапия

К большому сожалению, совместное творчество детей и родителей все реже встречается в современной жизни. Такие формы, как традиционное семейное чтение, семейное музицирование, семейный театр постепенно вытесняются просмотром телепередач. Из нашей жизни уходят живое литературное слово, живая музыка. С танцевальной культурой еще сложнее. Традиции детских балов давно в прошлом, а современные детские дискотеки зачастую становятся единственным способом двигательного самовыражения, где дети это могут сделать совместно с родителями. Осознавая необходимость приобщения родителей к воспитательному, учебному и творческому процессам, мы начали искать точки соприкосновения, где бы родители, дети и преподаватели могли в естественных условиях объединить свой творческий потенциал. И нашли – это уроки ритмики и танца.

Методика музыкального движения построена на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения, что удовлетворяет потребность человека в эмоционально-двигательном самовыражении. При этом происходит обращение к лучшим образцам мировой музыкальной культуры – классической, народной, современной музыке, в «живом» исполнении. Совместная с родителями музыкально-ритмическая деятельность, как никакая другая, отвечает физиологическим и психологическим потребностям ребенка. Вследствие физиологической недоразвитости у детей-дошкольников второй сигнальной системы особое значение приобретает невербальное общение – мимика, жесты, прикосновения. Для маленького ребенка непосредственный телесный контакт с родителем служит началом отношений с другими людьми на эмоциональном, а потом и интеллектуальном уровне. Совместное участие в танцах детей и родителей может стать для ребенка образом полноценного телесно-психического взаимодействия двух партнеров. Совместная музыкально-ритмическая деятельность дает малышам возможность пережить вместе с родителями положительные эмоции, совершенствовать навыки невербальной коммуникации, проявлять в игровой ситуации свое отношение к окружающему миру.

В проекте «Танцуем вместе с мамой» приняли участие более 200 семей города Екатеринбурга. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что результат положительный.

Родители отмечают, что занятия дают им уникальную возможность самовыражения, гармонизируют внутрисемейные отношения, способствуют укреплению и сохранению здоровья, повышают общекультурный уровень всех членов семьи. Совместно с детьми они создают новые игры и танцы, что укрепляет воспитательный потенциал семьи и дает широкие возможности для творческого развития детей.

На сегодняшний день группы раннего эстетического развития «Танцуем вместе с мамой» созданы в ряде школ Екатеринбурга. В них занимаются дети от полутора до трех с половиной лет вместе с родителями. На базе ДШИ №4 возник ансамбль «Вместе с мамой». Его участники – дети от 2 до 9 лет и их родители. Эмоциональность, непосредственность и искренность отношений – основа успеха коллектива.

Выход на публику

Мы стараемся создавать группы с разным уровнем подготовки родителей, чтобы дать возможность потанцевать всем – и тем, кто впервые вошел в класс, и тем, кто имеет хореографическую подготовку. Проект «Танцуем вместе с мамой» в большей степени носит образовательный характер, концертная деятельность позволяет решать задачи, связанные с воспитанием и обучением. Ансамбль принимает активное участие в городских и областных фестивалях и конкурсах, отмечен районными, городскими и областными дипломами и грамотами. Выступления ансамбля никого не оставляют равнодушными. Дело в том, что ребенок на сцене просто продолжает играть, и делает это так же, как на обычном занятии. Искренность, доброжелательность и естественность отношений подкупают зрителей и доставляют удовольствие самим выступающим.

Гармоничные отношения мамы и ребенка легли в основу нашего творчества. Изначально мы разрабатывали методику занятий для мам с детьми, но по ходу реализации проекта к нам присоединились бабушки. Потом в семьях, участвующих в проекте, начали появляться вторые и даже третьи дети, и на занятия стали приходить папы, что нас несказанно порадовало. Зрители утирают слезы, кричат «Браво!», когда папы танцуют вальс, держа на руках своих маленьких дочерей. Неподдельная радость от взаимного общения заражает зрителей положительной энергией. Изначально мы и не предполагали, что будем выступать даже на школьных концертах. Но когда увидели, как реагирует публика на наши выступления, поняли, что выход на сцену необходим не только выступающим, но и нашим зрителям. Число участников ансамбля увеличивается после каждого концерта, всем хочется пережить те минуты радости и счастья, которые дает совместный танец. Ведь движение – это универсальный язык общения, который не нуждается в переводе.

Наш репертуар

Безусловно, первые композиции, с которыми мы знакомим наших учеников, – русские фольклорные танцы. Воспитание средствами народной педагогики помогает создать ситуацию эмоционального комфорта, положительно влияет на здоровье и психику ребенка. Дети с удовольствием включаются в народные танцы и хороводы. Но они не всегда подходят для совместного исполнения взрослыми и детьми. Поэтому мы начали создавать свои композиции на основе народных танцев, чтобы все участники постановок могли получать удовольствие, реализовывать потребность в двигательном самовыражении.

В наш репертуар входят танцы, созданные специально для мам с детьми, на основе фольклорной и бальной хореографии. Среди них – «Хоровод», «Мамина кадриль», «Праздничный вальс», «Русский танец», «Будем прыгать через лужи» и многие другие. Подбирая репертуар, мы старались включить в него произведения фольклорного и профессионального искусства, в которых запечатлены и в художественно-образной форме представлены модели гармоничного поведения человека в окружающем мире. Образы эмпатии, дружеской поддержки, характерные для народной хореографии, легли в основу хореографических композиций, исполняемых на занятиях и дома. Это способствовало созданию художественно-образного фона воспитания ребенка в едином пространстве семьи и детской школы искусств. Хороводы, кадрили, переплясы, передающие характер русского народа, становятся частью семейной культуры. С ними просыпается и интерес к русской музыке. Чуть позже мы знакомимся с бальной хореографией, опираясь на творчество русских композиторов-классиков. Произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.К.Глазунова, А.К.Лядова и многих других – неисчерпаемый источник вдохновения.

Мы даем детям и родителям уникальную возможность не просто прослушать музыку, а пережить ее, наполнить собственным содержанием. И тогда она становится неотъемлемой частью внутреннего мира, создается база, на которой вырастает любовь к искусству и культуре родной страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте